Структура психики человека.Структура сознания. Состояние сознания

Ответ номер 1.

Предмет,задачи и принципы психологии. История психологии.

 

Психология изучает психические процессы, психологические черты личности и психологические особенности человеческой деятельности.Предметом психологии являются факты,закономерности и механизмы психики.

Задачи психологии:

Принципы психологии:

1) Принцип детиерменизма- вся психическая деятельность является работой мозга.

2) Принцип единства сознания и деятельности (сознание развивает деятельность,деятельность формирует сознание.)

3) Принцип генетический (все псих.явления не постоянны)

4) Принцип объективности (видеть человека и выражать отношение к нему)

5) Принцип анализа и синтеза.

Этапы развития психологии:

1) Психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад.) Трактат Аристотеля "О душе". Душа и тело взаимосвязаны.

2) Психология как наука о сознании. (17 век) Сознанием называли способность думать,чувствовать,желать.

3) в 20 веке Психология как наука о поведении.

4) в 21 веке- изучение психологических явлений.

Психические явления состоят из 3 групп:

1) Псих.процессы-с их помощью мы узнаем об окружающем нас мире: восприятие,внимание и т.д.

2)псих.состояния: особая характеристика псих.деятельности человека на некеоторый период времени.

3) Психологические свойства: наиболее устойчивое и существ. особенность человека: темперамент,характер,задатки и т.д.

Задачи психологии:

 

 

Ответ на вопрос номер 2.

Отрасли психологии. Ее связь с другими науками.

1) Общая психология (исследует общие закономерности псих.деятельности взрослого нормального человека.)

2) Возрастная психология(закономерности развития человека от начала рождения до смерти)

3) Социальная психология (явления происходящие в обществе.Психология общения)

4)Педагогическая психология (особенности обучения и воспитания)

5) Специальная психология (отклонения от нормы)

 

Связь психологии с другими науками:

1) Связь с философией. (психология раньше развивалась в рамках философии. Для психологии определенные философские основы выступают как основа,а всю остальную концепцию она додумывает сама. У псих. и философии есть общая основа: опыт человека.)

2) Связь психологии с медициной. (Появление медицинской психологии.

 Задачи:

-изучение психических факторов,влияющих на развитие болезней,их профилактику и лечение.

-изучение влияния тех или иных болезней на психику.

-изучение нарушений развития психики.

-Разработка принципов и методов лечения.

3) Связь психологии с правом.

 Появление криминальной психологии.

4) Связь психологии с педагогикой.

 Психология тесно связана с обучением и воспитанием ребенка.

Ответ на вопрос номер 3.

Методы психологии. Основные функции психологии,психические отражение.

    Методы психологии- это путь познания,способ с помощью которого изучается предмет науки.

Основные методы:

1) Наблюдения:

а) Научное

б)Целенаправленное

в) Определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Виды наблюдения:

- в зависимости от характера взаимодействия с объектом: включенное и невключенное

- от позиции наблюдателя: открытое и скрытое

- в зависимости от контакта: непосредственное и опосредованное (при помощи видеоаппаратуры)

- в зависимости от условий наблюдения: лабораторное и полевое

- в зависимости от временной организации: сплошное и выборочное.

2) Эксперемент:

а) Лабораторный,

б) Естественный,

г) Формирующий (определенные действия на определенный предмет)

д) Констатирующий (оценить уровень чего-то на данный момент)

  3) Вспомогательные:

 Опрос-получение информации,заключенных в словесных сообщениях испытуемого):

а) Интервью,

б)Беседа,

в) Анкетирование.

  4) Тестирование:

 психологическая диагностика,предполагающая стандартные вопросы и задачи.

Метод анализа продуктов деятельности.

 6) Проективный метод.

Психическое отражение:

Согласно теории отражения:

1)Психика-это свойства мозга,его специфическая функция,

2) Психика-отражение объективной действительности,

3) Правильность отражения подтверждающие практикой.

 

Ответ на вопрос номер 4.

Основные этапы развития психики.

 

Этапы развития психологии:

1) Психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад.) Трактат Аристотеля "О душе". Душа и тело взаимосвязаны.

2) Психология как наука о сознании. (17 век) Сознанием называли способность думать,чувствовать,желать.

3) в 20 веке Психология как наука о поведении.

4) в 21 веке- изучение психологических явлений.

Психические явления состоят из 3 групп:

1) Псих.процессы-с их помощью мы узнаем об окружающем нас мире: восприятие,внимание и т.д.

2)псих.состояния: особая характеристика псих.деятельности человека на некеоторый период времени.

3) Психологические свойства: наиболее устойчивое и существ. особенность человека: темперамент,характер,задатки и т.д.

 

 

Ответ на вопрос номер 5.

Структура психики человека.Структура сознания. Состояние сознания.

Структура психики человека состоит из ряда субъективных явлений, таких как психические процессы, состояния и свойства.

Психические процессы — это динамическое отражение: действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы можно подразделить на познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усиление и т.д.) Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Психическое состояние — это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические свойства — это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. К психическим свойствам относят темперамент, способности, характер, направленность. Психические свойства синтезstrong/pируются и формируют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

  • жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую направленность, избирательность и уровень активности человека);
  • темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения);
  • способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
  • характер как систему отношений и способов поведения.

Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сознание — это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функция сознании заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

К свойствам сознания относятся познание и переживание, следовательно, сюда включены также мышление и эмоции. Основная функция мышления — выявление объективных связей между явлениями внешнего мира. Основная функция эмоций — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

« Осознание переживания — это всегда установление его объективной отнесенности к причинам, его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано» (C. Л, Рубинштейн),

В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям: «Мое отношение к моей среде — есть мое сознание» (К. Маркс).

Важнейшая характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. Приступая к какой-либо деятельности, человек ставит перед собой определенные цели, принимает волевые решения, координирует и корректирует свои действия, т.е. поступает сознательно.

Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие. Основными функциями сознания являются:

а) отражательная;

б) порождающая (творчески-креативная);

в) регулятивно-оценочная;

г) рефлексивная;

Рефлексия — основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать и отражение мира, и мышление о нем, и способы регуляции человеком своего поведения, и сами процессы рефлексии, и, наконец, личное сознание-человека. Благодаря рефлексии сознания, человек может смотреть на себя с точки зрения других людей.

«Сознание, — писал Э. В. Ильенков, — собственно только и возникает там, где индивид оказывается вынужденным смотреть на самого себя как бы со стороны, как бы глазами других людей, только там, где он должен соразмерять свои индивидуальные действия с действиями другого человека, т.е. только в рамках совместно осуществляемой жизнедеятельности».

Одной из главных характеристик сознания является связь индивидуального сознания с обществом. Сознание развивается у человека только в социальных контактах, каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к совместному знанию (co-знанию).

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко):

1) бытийное сознание (сознание для бытия). Оно включает в себя: а) биодинамические свойства движений, опыт действий; б) чувственные образы;

2) рефлективное сознание (сознание для сознания). Он включает значение и смысл.

Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения предметные, вербальные значения, житейские и научны значения (понятия). Смысл — субъективное понимание и от. ношение к ситуации, информации. Личностный смысл как важная характеристика сознания в отличие от универсального «значения для всех» фиксирует, что то или иное событие значит для человека лично, отражает его опыт и значимость индивидуальной деятельности.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражает. внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом от к себе. Главная функций самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

В заключение перечислим отличительные признаки сознания:

1) обусловленность социальными условиями;

2) творческое преобразование действительности;

3) прогнозируюший характер деятельности;

4) отражение мира в его существенных связях и отношениях;

5) наличие самосознания.

Состояния сознания:

Состояния сознания - Качественно разные состояния сознания: нормальное состояние, сон, транс, медитация и другие.

· Измененные состояния сознания Сон и другие изменённые состояния сознания.

· Медитация как метод изменения сознания Медитация - древний восточный способ интроспекции человека.

· Сон Периодическое физиологическое состояние мозга и организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью и отключением от раздражителей внешнего мира. У человека на сон уходит примерно треть отпущенного ему времени на жизнь. Когда он спит, ему присущи сновидения - субъективно переживаемые психические явления, периодически возникающие во время естественного сна. Интерес к сновидениям характерен для всех эпох человеческой культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: