Понятие и предмет налогового права.
1. Место института налогового права в системе финансового права
2. Предмет налогового права.
3. Метод налогового права.
4. Система и источники налогового права.
5. Систематизация налогового законодательства.
6. Налогово-правовые нормы: понятие, структура, особенности.
7. Понятие, состав, особенности и виды налоговых правоотношений.
8. Юридическое и фактическое содержание налоговых правоотношений.
9. Понятие налога и сбора
10. Основные элементы налога
Место института налогового права в системе финансового права
Налоговое право - сложный институт финансового права, т.к.:
1. Является институтом предметным – регулирует отношения по установлению, взиманию, взысканию налогов и сборов, изменению и отмене их.
2. Устанавливает обязанности ЮЛ и ФЛ по уплате налогов и сборов
3. Регламентирует процедуру выполнения налоговой обязанности
4. Устанавливает процедуру налогового контроля и применения мер ответственности за недобросовестное исполнение налоговой обязанности
|
|
5. Охватывает отношения по однонаправленному движению денежных средств снизу вверх – от плательщиков налогов и сборов в бюджет.
6. Распределение и использование бюджетных средств лежит за рамками правового регулирования налоговых правоотношений
7. НП занимает промежуточное положение – являясь институтом ФП, НП состоит из боле узкой группы отношений - обособленных институтов внутри НП: налогообложение ФЛ и ЮЛ, институт государственных и местных налогов и сборов (Н.И.Химичева)
Предмет налогового права.
Предметом НП является группа общественных отношений, которые определяют поступление денежных средств от плательщиков в бюджеты и государственные целевые фонды.
Распределение этих средств, выделение их на удовлетворение государственных потребностей предметом НП не является.
Характерной особенностью налоговых правоотношений является их имущественный характер: С.Д.Цыпкин утверждал, что невыполнение налоговой обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, нарушение общегосударственных интересов.
Налоговые правоотношения являются властноимущественными: с одной стороны – государство наделяет компетентные органы властными полномочиями и контролирует поступление средств в бюджет, с другой стороны – налоги являются одним из основных каналов формирования собственности государств.
Е.А.Ровинский утверждал, что уровень проявления властного характера определяет специфику налоговых правоотношений: у субъектов отсутствует право оперативной самостоятельности; а обязанности регламентируются однозначно.
|
|
Метод налогового права.
Метод НП предусматривает безусловный характер императивности, т.к. предусмотрена возможность бесспорного списания средств с банковских счетов налогоплательщика. Кроме того, налоговые санкции (штрафы и пени) исключают альтернативу – они определяются однозначно и безусловно.
Метод НП характеризуется своеобразным механизмом правового регулирования и имеет специфику, которая состоит:
- в конкретном содержании
- в круге органов, уполномоченных на властные действия
- в целях использования денежных средств государства
- в круге плательщиков налогов и сборов
- в порядке, условиях и размере платежей
- в обязанности вести налоговый учет и отчетность, и (соответственно) в праве проведения налоговых проверок компетентными органами и организациями.
Система и источники налогового права.
НП – совокупность финансовых норм, объединенных в определенную систему.
Общая часть включает содержание налоговой системы, понятие налога и сбора, элементы правового механизма налога, основание ответственности за нарушение налогового законодательства, устранение двойного налогообложения т.д.
Особенная часть – детализирует налоговую систему в целом и определяет механизмы уплаты и элементы конкретных налогов и сборов: 10 государственных и 6 местных налогов и сборов.
п.12.3. ЗЛНР № 79-2: Совокупность республиканских и местных налогов и сборов, которые взимаются в установленном Законом порядке, составляет налоговую систему ЛНР.
Основными источниками НП являются:
- ВОЗ (Конституция ЛНР)
- ЗЛНР «О нормативных правовых актах»
- ЗЛНР «О налоговой системе»
На основании них иные источники м.б. разделены по критериям:
1. По источникам правового регулирования:
- санкционированный обычай
- судебный или административный прецедент
- международные договоры, конвенции и соглашения при урегулировании двойного налогообложения
- правовая доктрина для восполнения пробелов законодательства
- нормативно-правовые акты и производные от него нормативные акты
2. По характеру правовых норм (по Н.П.Кучерявенко):
- нормативные
- ненормативные
С.Г. Пепеляев считает, что налоговое законодательство включает вообще только законы и решения органов власти, изданные на основе Конституции
3. По властно-территориальному признаку:
- общегосударственные н.п.а.
- республиканские
- местные
Специфические черты налоговых норм:
- персонифицированный характер - направлены на определенную группу общественных отношений
- презумпция виновности плательщика
- срочный характер – действуют во времени с указанного момента, до указанного срока, до (с) изменения основных элементов налогового механизма (субъекта, объекта, ставки налога)
- громоздкость налогового законодательства
Основные принципы налогового законодательства ЛНР:
1. Законодательная обособленность
2. Единство норм, образующих налоговое право
3. Однородность фактического содержания норм НП
5.Систематизация налогового законодательства.
Используются в НП три способа систематизации законодательства:
Инкорпорация - объединение н.п.а. в хронологическом, алфавитном или др.порядке без обновления их содержания для отслеживания изменений и дополнений, выявления несогласованностей и противоречий.
Виды:
- официальная инкорпорация - издание сборника законодательства по поручению правотворческого органа, который утверждает, либо иным способом официально одобряет его
- неофициальная инкорпорация - осуществляется государством и его органами, организациями и частными лицами, не имеющими специально предоставленных правотворческим органом полномочий издавать собрание законодательства.
|
|
Осуществляется по собственной инициативе и не является источником права.
Консолидация - унификация нормативных актов путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства, устранение их множественностия.
Она в последующем служит основой для кодификации законодательства. Т.к. не изменяет содержания - является аналогом инкорпорации.
Кодификация - переработка н.п.а., удаление устаревших, внесение новых частей, создание нового с общей внутренней структурой и рубрикацией.
Она всегда носит официальный характер.
На современном этапе в ЛНР систематизация законодательства осуществляется прежде всего путем инкорпорации
Налоговое законодательство составляет систему н.п.а:
- общие нефинансовые законы – законодательные акты других отраслей права (УК, УПК, АК, хоз.кодекс Украины, проект ГК)
- общие финансовые законы (проект ЗЛНК «О государственной казне»)
- общие налоговые законы («О налоговой системе)
- специальные законы (о едином социальном взносе, о патентовании определенных видов предпринимательской деятельности, об упрощенном налоге, о РРО и др.)