Система и источники налогового права

Понятие и предмет налогового права.

 

1. Место института налогового права в системе финансового права

2. Предмет налогового права.

3. Метод налогового права.

4. Система и источники налогового права.

5. Систематизация налогового законодательства.

6. Налогово-правовые нормы: понятие, структура, особенности.

7. Понятие, состав, особенности и виды налоговых правоотношений.

8. Юридическое и фактическое содержание налоговых правоотношений.

9. Понятие налога и сбора

10. Основные элементы налога

 

Место института налогового права в системе финансового права

 

Налоговое право - сложный институт финансового права, т.к.:

1. Является институтом предметным – регулирует отношения по установлению, взиманию, взысканию налогов и сборов, изменению и отмене их.

2. Устанавливает обязанности ЮЛ и ФЛ по уплате налогов и сборов

3. Регламентирует процедуру выполнения налоговой обязанности

4. Устанавливает процедуру налогового контроля и применения мер ответственности за недобросовестное исполнение налоговой обязанности

5. Охватывает отношения по однонаправленному движению денежных средств снизу вверх – от плательщиков налогов и сборов в бюджет.

6. Распределение и использование бюджетных средств лежит за рамками правового регулирования налоговых правоотношений

7. НП занимает промежуточное положение – являясь институтом ФП, НП состоит из боле узкой группы отношений - обособленных институтов внутри НП: налогообложение ФЛ и ЮЛ, институт государственных и местных налогов и сборов (Н.И.Химичева)

 

Предмет налогового права.

Предметом НП является группа общественных отношений, которые определяют поступление денежных средств от плательщиков в бюджеты и государственные целевые фонды.

Распределение этих средств, выделение их на удовлетворение государственных потребностей предметом НП не является.

Характерной особенностью налоговых правоотношений является их имущественный характер: С.Д.Цыпкин утверждал, что невыполнение налоговой обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, нарушение общегосударственных интересов.

Налоговые правоотношения являются властноимущественными: с одной стороны – государство наделяет компетентные органы властными полномочиями и контролирует поступление средств в бюджет, с другой стороны – налоги являются одним из основных каналов формирования собственности государств.

Е.А.Ровинский утверждал, что уровень проявления властного характера определяет специфику налоговых правоотношений: у субъектов отсутствует право оперативной самостоятельности; а обязанности регламентируются однозначно.

 

Метод налогового права.

Метод НП предусматривает безусловный характер императивности, т.к. предусмотрена возможность бесспорного списания средств с банковских счетов налогоплательщика. Кроме того, налоговые санкции (штрафы и пени) исключают альтернативу – они определяются однозначно и безусловно.

Метод НП характеризуется своеобразным механизмом правового регулирования и имеет специфику, которая состоит:

- в конкретном содержании

- в круге органов, уполномоченных на властные действия

- в целях использования денежных средств государства

- в круге плательщиков налогов и сборов

- в порядке, условиях и размере платежей

- в обязанности вести налоговый учет и отчетность, и (соответственно) в праве проведения налоговых проверок компетентными органами и организациями.

Система и источники налогового права.

НП – совокупность финансовых норм, объединенных в определенную систему.

Общая часть включает содержание налоговой системы, понятие налога и сбора, элементы правового механизма налога, основание ответственности за нарушение налогового законодательства, устранение двойного налогообложения т.д.

Особенная часть – детализирует налоговую систему в целом и определяет механизмы уплаты и элементы конкретных налогов и сборов: 10 государственных и 6 местных налогов и сборов.

п.12.3. ЗЛНР № 79-2: Совокупность республиканских и местных налогов и сборов, которые взимаются в установленном Законом порядке, составляет налоговую систему ЛНР.

Основными источниками НП являются:

- ВОЗ (Конституция ЛНР)

- ЗЛНР «О нормативных правовых актах»

- ЗЛНР «О налоговой системе»

На основании них иные источники м.б. разделены по критериям:

1. По источникам правового регулирования:

- санкционированный обычай

- судебный или административный прецедент

- международные договоры, конвенции и соглашения при урегулировании двойного налогообложения

- правовая доктрина для восполнения пробелов законодательства

- нормативно-правовые акты и производные от него нормативные акты

2. По характеру правовых норм (по Н.П.Кучерявенко):

- нормативные

- ненормативные

С.Г. Пепеляев считает, что налоговое законодательство включает вообще только законы и решения органов власти, изданные на основе Конституции

3. По властно-территориальному признаку:

- общегосударственные н.п.а.

- республиканские

- местные

Специфические черты налоговых норм:

- персонифицированный характер - направлены на определенную группу общественных отношений

- презумпция виновности плательщика

- срочный характер – действуют во времени с указанного момента, до указанного срока, до (с) изменения основных элементов налогового механизма (субъекта, объекта, ставки налога)

- громоздкость налогового законодательства

Основные принципы налогового законодательства ЛНР:

1. Законодательная обособленность

2. Единство норм, образующих налоговое право

3. Однородность фактического содержания норм НП

 

5.Систематизация налогового законодательства.

 

Используются в НП три способа систематизации законодательства:

Инкорпорация - объединение н.п.а. в хронологическом, алфавитном или др.порядке без обновления их содержания для отслеживания изменений и дополнений, выявления несогласованностей и противоречий.

Виды:

- официальная инкорпорация - издание сборника законодательства по поручению правотворческого органа, который утверждает, либо иным способом официально одобряет его

- неофициальная инкорпорация - осуществляется государством и его  органами, организациями и частными лицами, не имеющими специально предоставленных правотворческим органом полномочий издавать собрание законодательства.

Осуществляется по собственной инициативе и не является источником права.

Консолидация - унификация нормативных актов путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства, устранение их множественностия.

Она в последующем служит основой для кодификации законодательства. Т.к. не изменяет содержания - является аналогом инкорпорации.

Кодификация - переработка н.п.а., удаление устаревших, внесение новых частей, создание нового с общей внутренней структурой и рубрикацией.

Она всегда носит официальный характер.

 

На современном этапе в ЛНР систематизация законодательства осуществляется прежде всего путем инкорпорации

Налоговое законодательство составляет систему н.п.а:

- общие нефинансовые законы – законодательные акты других отраслей права (УК, УПК, АК, хоз.кодекс Украины, проект ГК)

- общие финансовые законы (проект ЗЛНК «О государственной казне»)

- общие налоговые законы («О налоговой системе)

- специальные законы (о едином социальном взносе, о патентовании определенных видов предпринимательской деятельности, об упрощенном налоге, о РРО и др.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: