Возникновение права на жизнь человека

 

Проблема определения начала жизни человека, т.е. момента, С которого человеческое существо приобретает право на жизнь и ее охрану весьма важна по многим причинам, в том числе и в аспекте осуществления медицинской деятельности. Возникновение права на жизнь человека имеет не только теоретическое значение. От решения этой проблемы зависит обеспечение правоспособности ребенка, правовое обоснование медицинского аборта и ряд других проблем, возникающих перед медицинскими работниками в процессе осуществления профессиональной деятельности. Комплексный анализ юридических и медицинских источников позволяет выделить три подхода к определению начала жизни человека, в соответствии с которыми право на жизнь у человека возникает:

1. С момента рождения.

2. С момента зачатия.

3. В различные сроки внутриутробного периода развития.

Каждая из представленных позиций имеет своих сторонников и противников. С целью объективизации анализа данного вопроса в аспекте медицинского права представим основные доводы, выдвигаемые в защиту того или иного подхода к определению начала жизни человека.

В защиту первого варианта (право на жизнь человека возникает с момента рождения) выдвигаются следующие доводы:

1. Статья 17 Конституции РФ определяет, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. По этой причине право на жизнь также принадлежит человеку от рождения.

2. До момента рождения, в различные стадии своего внутриутробного периода развития, человеческий плод является частью организма матери, в утробе которого он находится и самостоятельно существовать и развиваться не может.

3. Субъектом права на жизнь, равно как и других прав, может быть только родившийся человек, поскольку реализация прав и обязанностей возможна только реально существующим, родившимся человеком.

Известный отечественный специалист в области личных неимущественных прав граждан М.Н. Малеина считает, что "несмотря на то, что зачатый ребенок в будущем может стать субъектом права, вряд ли следует рассматривать его в качестве обладателя правоспособности и другими субъективными правами еще до рождения. Субъективные права могут возникнуть лишь у реально существующего субъекта"*(89).

Принимая момент зачатия за начало жизни человека, и, соответственно, приобретение права на жизнь, следует отметить следующие доводы в пользу подобной точки зрения:

1. Религиозная культура, свидетельствующая об уважении человеческой жизни с момента зачатия, что обусловливает осуждение операций по прерыванию беременности вне зависимости от сроков беременности и показаний.

2. Нормативно-правовые акты, содержащие положения, косвенно свидетельствующие о наличии определенных прав у зачатого существа, будущего человека.

Следует отметить, что с позиции православной культуры, основывающейся не только на религиозных, Нои светских научных знаниях, право на жизнь у человека возникает с момента зачатия, т.е. с момента оплодотворения сперматозоидом яйцеклетки.

Из множества определений, имеющих как историческую, так и религиозную значимость, можно отметить следующие: "Тот, кто будет человеком, уже человек" (Тертуллиан, II-III вв.) или "У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного" (Св. Василий Великий, IV в.). Христианская религия последовательно выступает против абортов, воспринимая их как убийство.

Профессор И.В. Силуянова, в этой связи, отмечает: "На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери"*(90), что является косвенным свидетельством уважения жизни и права на жизнь будущего человека с момента его зачатия. В.П. Сальников, Э.В. Кузнецов и О.Э. Старовойтова полагают, что начало человеческой жизни следует относить не к моменту рождения, а к моменту ее зачатия (т.е. именно начала жизни)*(91).

Гражданский кодекс Российской Федерации (с изменениями и дополнениями), в статье 1116, посвященной лицам, которые могут призываться к наследованию, отмечает, что к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. Это в определенной степени может быть рассмотрено как закрепление за зачатыми, но еще не родившимися людьми, определенных прав, реализовать которые они смогут после рождения.

Определенный интерес представляет положение с признанием права на жизнь, существующим во Франции. В реферативном обзоре, посвященном актуальным проблемам французского медицинского права отмечается, что Конституционный совет Франции "не высказывается прямо о праве на жизнь эмбриона, хотя подчеркивает значение законодательных гарантий зачатия, имплантации, сохранения эмбрионов, особых условий, когда возможно прерывание беременности"*(92).

Рассматривая различные сроки внутриутробного развития в качестве начала жизни и возникновения в этой связи права на жизнь, выделяются следующие аргументы в защиту этой точки зрения:

1. Медицинские критерии, в соответствии с которыми жизнеспособным считается ребенок, родившийся ранее среднестатистических сроков наступления родов, с массой тела, намного меньшей, чем должно быть в норме.

2. Нормативно-правовые акты, содержащие положения, косвенно свидетельствующие о наличии определенных прав у плода в различные сроки внутриутробного развития.

Современные медицинские технологии позволяют достаточно точно диагностировать этапы развития плода, определять те или иные врожденные заболевания, проявления деятельности отдельных органов и тканей будущего человека. Большое значение таких открытий в охране здоровья, к сожалению, не сопровождается усилением их значения в правовой регламентации, поскольку в законодательстве нет четкого определения начала жизни человека, и, соответственно, однозначно выраженного возникновения права на жизнь.

В преамбуле Декларации прав ребенка 1959 года говорится, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения...". Существует точка зрения, что эмбрион является живым существом и находится под защитой морали и закона, начиная с появления у него так называемой первичной полоски (зачатка нервной системы), приблизительно, с 14 дня после зачатия.

Другие исследователи, занимающиеся вопросами изучения права на жизнь и поддерживающие положение о внутриутробном возникновении такого права у человека, выдвигают другие сроки начала жизни у плода. Речь идет о регистрации сердечной деятельности (4 недели), электрофизиологической активности мозга (6 недель), реакции на болевые раздражители, формировании органов и систем, о медицинских критериях доношенности, живорождения и пр.

Приказ-постановление Минздрава РФ и Госкомстата РФ от 4 декабря 1992 г. N 318/190 "О переходе на рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения критерии живорождения и мертворождения" определяет, что живорождением является полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности... Каждый продукт такого рождения рассматривается как живорожденный. Новорожденные (плоды), родившиеся с массой тела до 2500 г., считаются плодами с низкой массой при рождении; до 1500 г. - с очень низкой; до 1000 г. - с экстремально низкой массой тела.

Учреждения здравоохранения осуществляют регистрацию в медицинской документации всех родившихся живыми и мертвыми, имеющих массу тела при рождении 500 г и более, независимо от наличия признаков жизни. В органах ЗАГС регистрации подлежат:

- родившиеся живыми или мертвыми с массой тела 1000 г. и более (или, если масса при рождении неизвестна длиной тела 35 см и более или сроком беременности 28 недель и более), включая новорожденных с массой тела менее 1000 г. - при многоплодных родах;

- все новорожденные, родившиеся с массой тела с 500 до 999 г также подлежат регистрации в органах ЗАГС в тех случаях, если они прожили более 168 часов после рождения (7 суток).

В связи с особенностями акушерской тактики и выхаживания детей, родившихся при разных сроках гестации, целесообразно выделение следующих интервалов:

- преждевременные роды в 22-27 недель;

- преждевременные роды в 28-33 недели;

- преждевременные роды - в 34-37 недель гестации.

Двойственная природа положения эмбриона связана с тем, что эмбрион является зачатком жизни, он не обладает правоспособностью, что сказывается и на его правовом положении. Признание за человеческим существом права на жизнь только после его рождения не решает проблемы предупреждения незаконного использования тканей человеческого эмбриона в качестве сырья в фармацевтической промышленности, практической и экспериментальной медицине. Неопределенный правовой статус человеческого эмбриона связан с тем, что, с одной стороны, он признается зачатком человеческого организма, а с другой, - не наделен никакими правами на обеспечение условий для нормального развития и защиты своей жизни. Эта проблема совершенствования медико-правовых отношений еще требует своего разрешения.

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями), в статье 218 ("Стандартные налоговые вычеты") содержит положения, свидетельствующие о косвенном признании определенных прав у еще не родившихся лиц. В частности, при определении размера налоговой базы имеют право на получение определенных стандартных налоговых вычетов некоторые категории налогоплательщиков, и среди них следующие:

- ставшие инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча..., лица, эвакуированные (переселенные), а также выехавшие добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития...

С точки зрения эволюции медицинского права, принимая во внимание формально-юридический признак, наиболее оправданной выглядит позиция, при которой, в соответствии с существующими положениями статьи Конституции РФ (статья 17), возникновение права на жизнь человека (наряду с другими основными правами и свободами) связано с моментом рождения, поскольку данное право, как и другие права, могут возникать лишь у реально существующего индивидуума.

Анализ доводов сторонников различных позиций, подтверждающих другие точки зрения (возникновение права на жизнь с момента зачатия, в различные сроки внутриутробного развития) необходимо как для формирования целостной картины современного состояния данной проблемы, так и для адекватного восприятия всех явлений, которые в той или иной степени касаются указанного вопроса (прерывание беременности, эвтаназия и др.). Предотвращение незаконного оборота фетальных тканей, недопустимость использования женского организма как конвейера для производства зародышей, должно достигаться путем создания системы юридических гарантий защиты прав субъектов правоотношений, а не изменением конституционно признанного момента начала права на жизнь человека.

Важно заметить, что указанные задачи находятся в плоскости законотворческой деятельности государства, включающей социальное обеспечение молодых семей, с целью повышения мотивации для зачатия и рождения детей. Эти задачи успешно решаются в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье". Введение с 1 января 2006 года во всех регионах Российской Федерации родовых сертификатов имеет своей целью повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи. С введением системы родовых сертификатов удалось уже в первые годы существенно повысить рождаемость и снизить детскую и материнскую смертность при родах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: