За пределами финансов и финансового регулирования

 

В этой и в предыдущей главах я описал множество способов, при применении которых участники финансовой системы вели себя неправильно, и как это сошло им с рук. Я подробно перечислил длинный список проблем, имеющихся в финансовой системе, и отчасти сделал это потому, что они являются на удивление всеохватывающими. Но проблемы в экономике выходят за рамки финансового сектора, как и сбои в системе регулирования.

Я также упоминал о неудачах в области разработки и реализации на практике конкурентной политики и корпоративного управления, но и этим количество допущенных просчетов не ограничивалось. В 2005 году Конгресс принял закон о предотвращении злоупотреблений при банкротстве и о защите прав потребителя. Банки очень активно выступали за принятие этого закона, поскольку он предоставлял им новые полномочия, позволяющие тянуть деньги из карманов заемщиков. Хотя для себя банки выторговали право получения помощи со стороны государства, они выступали против предоставления какого‑либо временного облегчения для малоимущих граждан. Если их мало интересовала проблема моральной ответственности применительно к себе, то в отношении обычных людей, которые были введены в заблуждение при получении займов, банки утверждали, что любое послабление, предоставляемое таким заемщикам, будет отрицательно сказываться на стимулах. Конечно, будет, но на самом деле это лишь подтверждало, насколько плохо банки справляются с оценкой кредитоспособности своих заемщиков.

Действуя под прикрытием новых законов о банкротстве, банки были уверены, что могут предоставлять кредиты кому угодно. Один известный банк, который в настоящее время выживает за счет государственной поддержки, в своей рекламе заявлял: «Вы соответствуете нашим требованиям для выдачи кредита с самого рождения». Каждый подросток получал множество предложений по кредитным картам. Многие семьи попали в долговую кабалу: люди работали, чтобы платить банкам. Все большая и большая часть их дохода уходила на выплату пени и непомерных процентных платежей, из‑за чего у них было мало шансов начать новую жизнь. Финансисты, возможно, снова хотели бы вернуться к временам Оливера Твиста и к тюрьмам дли должников, но закон, принятый в 2005 году, был лучшим из того, чего они смогли добиться в сложившихся обстоятельствах. Они получили право забирать четверть заработной платы должника. Новый закон также поощрял кредиторов выдавать ипотечные кредиты па еще более плохих условиях, что отчасти объясняет, почему так много токсичных ипотечных кредитов было выдано уже после принятия этого закона.

Новый закон о банкротстве, более соответствующий американским ценностям, не только даст передышку семьям, оказавшимся в очень тяжелом положении, но и повысит эффективность рынка и заставит банки более ответственно относиться к оценке кредитных рисков. Банки жалуются на то, что отмена закона 2005 года может привести к повышению процентных ставок. Если это действительно произойдет, то так тому и быть: американцы слишком много назанимали, что обошлось очень дорого и нашему обществу, и всему миру. Поэтому будет лучше, если появятся стимулы для сбережения.

Свою роль в создании нынешней ситуации сыграла и налоговая система. Говорят, что налоговая система отражает ценности общества. Одной из странных особенностей налоговой системы США является ее отношение к спекулянтам, которые участвуют в рискованных сделках: она относится к ним лучше, чем к тем, кто усердно работает, чтобы заработать себе на жизнь. Ставка налога на увеличение рыночной стоимости капитала гораздо ниже ставки налога на заработную плату. Какого‑то внятного экономического обоснования этому не существует. Разумеется, общество может желать стимулировать некоторые виды рискованных инвестиций, так как они обеспечивают выгоды для широких слоев населения. Например, оно может поощрять инновации в прорывных областях, особенно в тех, которые особенно ему интересны, таких как изменение климата и здоровье людей. В этом случае правительству следует установить более низкие налоговые ставки на доходы с этих инвестиций (независимо от формы, в которой они будут получены, будь то прирост капитала или получение прибыли). Но спекуляции с недвижимостью, конечно, не относятся ни к одному из тех видов инвестиций, которым общество хотело бы предоставить определенные преференции. Земля останется землей независимо от того, будут ли выдаваться субсидии на ее покупку или нет.

 

Инновации

 

Критики введения нового жесткого регулирования заявляют, что оно будет препятствовать нововведениям. Но, как мы уже видели, большая часть инноваций, предложенных финансовой системой, была разработана для того, чтобы обой ти стандарты бухгалтерского учета, предназначенные для обеспечения прозрачности финансовой системы, регулирующие положения, целью которых были обеспечение стабильности и справедливости в финансовой системе, а также законы, направленные на то, чтобы создать справедливую налоговую систему. В то же время финансовая система не только не смогла распорядиться инновациями так, чтобы помочь обычным людям лучше управлять своими рисками, но и фактически сопротивлялась внедрению инноваций, которые работали на повышение благосостояния таких людей.

Когда я был членом Совета экономических консультантов при президенте Клинтоне, я настойчиво выступал, например, за использование облигаций, индексируемых с учетом инфляции. Люди, откладывающие деньги на будущую пенсию, на которую они выйдут через 30 или 40 лет, беспокоятся по поводу инфляции и правильно делают. В настоящее время уровень инфляции является низким, но мы знаем, что так было не всегда, к тому же многие считают, что впереди нас ожидает еще один период высокой инфляции. Люди хотели бы застраховаться от этого риска, но рынок не готов предоставить им такую услугу. Совет экономических консультантов предложил, чтобы правительство продавало облигации, индексируемые на величину инфляции, и тем самым фактически обеспечило бы их владельцам долгосрочную страховку от инфляции. Правительство несет ответственность за поддержание стабильности цен на приемлемом уровне. Если оно не может поддерживать эту стабильность, то должно платить за последствия.

Некоторые представители Уолл–стрит выступали против этой инициативы, поскольку они считали, что те, кто купит такие облигации, будут сохранять их до выхода на пенсию. Я полагаю, что это хорошо: зачем тратить деньги на операционные издержки, связанные с куплей–продажей? Но это не хорошо для Уолл–стрит, где главной целью является извлечение максимального дохода за счет высоких операционных издержек.

Можно привести еще один уместный в этом случае пример. Аргентина после финансового кризиса не знала, сколько денег она может выплатить своим кредиторам, и поэтому предложила им одно интересное новшество. Вместо того чтобы пытаться заплатить больше, чем она могла, что могло бы через несколько лет привести к очередному долговому кризису, Аргентина предложила своим кредиторам облигации, индексированные по величине ВВП. Выплаты по этим облигациям будут больше, если и когда доходы Аргентины возрастут. В этом случае интересы кредиторов будут согласованы с интересами Аргентины, и поэтому кредиторы постараются помочь экономике этой страны. Уолл–стрит сопротивлялась и введению таких облигаций59.

Лучше регулируемая финансовая система действовала бы инновационно там, где это на самом деле важно, направляя творческую энергию финансовых рынков па создание на конкурентной основе таких продуктов, которые позволяют повысить благосостояние большинства граждан. Например, можно было бы разработать эффективные системы электронных платежей, о чем уже говорилось в этой главе, или создать более совершенную систему ипотечных кредитов, о чем я рассказывал в главе 4. Создание финансовой системы, фактически выполняющей те функции, которые она и должна осуществлять, является важным шагом в реструктуризации экономики. Этот кризис может стать поворотным пунктом, и не только для финансового сектора, но и для экономики в целом.

Мы еще не закончили работу по реструктуризации финансовой системы и по переделке структуры регулирования, в соответствии с положениями которой работает финансовая система. Наша страна не добьется процветания, если она снова вернется к той финансовой системе, которая существовала до кризиса. Но это лишь один из многих вызовов, стоящих перед страной в посткризисном мире. В следующей главе обсуждается, что нужно сделать для того, чтобы извлечь из этого кризиса множество полезных уроков, которые пригодятся нам в будущем.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: