Специальные международные стандарты в отношении отдельных категорий правонарушителей

Тема 2. Международно-правовые акты и стандарты обращения с заключенными.

Практическое занятие № 2.

Понятие международных стандартов обращения с осужденными.

В результате международного сотрудничества в сфере прав человека применительно к системе исполнения наказаний разрабатываются и принимаются положения, которые в современной пенитенциарной теории именуются международными стандартами обращения с осужденными. В них сконцентрирован мировой опыт уголовно-исполнительной практики, гуманистические тенденции развития системы исполнения наказаний.

По степени общности рассматриваемые международные стандарты можно классифицировать на общие универсальные и специальные. Первые относятся к правам человека в целом и лишь в отдельных их частях определяют специфическое положение личности в системе исполнения уголовного наказания. Вторая группа стандартов принимается специально для отношений по исполнению наказаний (либо для системы уголовной юстиции в целом).

По степени обязательности различают положения, обязательные для национальных систем исполнения наказания, и положения рекомендательного характера.

По источникам происхождения межгосударственные договоры (пакты, конвенции) отличают от норм и принципов, принятых международными, правительственными или неправительственными организациями. К числу международных правительственных организаций можно отнести, например, ООН и ее рабочие органы, к неправительственным международным организациям - Международную амнистию, Penal Reform International и др. Международные договоры (пакты, конвенции) обязательны для государств, их подписавших и ратифицировавших. Стандарты международных организаций чаще имеют рекомендательный характер.

По широте (территориальным масштабам) действия выделяют общемировые и региональные международные стандарты.

Наконец, некоторые международные стандарты принимаются специально в отношении отдельных категорий правонарушителей (например, женщин, несовершеннолетних) либо применительно к определенным профессиональным группам из числа персонала пенитенциарных учреждений (врачам, должностным лицам по охране правопорядка).

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод зиждется на Всеобщей декларации прав человека. Ст. 3 Конвенции определяет, что “никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию”. Согласно ст. 5 никто не может быть лишен свободы иначе как в предусмотренных Конвенцией случаях и в порядке, установленном законом. К таким случаям, в частности, относится “законное содержание лица под стражей на основании признания его виновным компетентным судом”.

Конвенция запрещает “принудительный или обязательный труд”. Однако в этот термин не включается, в частности, “любая работа, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям ст. 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения”.

Конвенция в принципе допускает применение смертной казни "во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание". Вместе с тем Протокол № 6 к Конвенции от 28 апреля 1983 г., выражая общегуманистическую тенденцию к отмене смертной казни, в ст. 1 провозгласил ее отмену. Согласно ст. 2 упомянутого Протокола это наказание возможно лишь “за действия, совершенные во время войны или при неизбежной угрозе войны”.

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания

Все участники Конвенции договариваются о том, что Комитет имеет право посещать места заключения (в том числе тюрьмы) с целью выявления и предотвращения нарушений в этой области. Рекомендации, включаемые Комитетом в свои конфиденциальные доклады, призваны улучшать условия заключения, с тем чтобы устранить всякую возможность пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

 

Специальные международные стандарты в отношении отдельных категорий правонарушителей.

Международные документы по защите прав и свобод человека в разном объеме уделяют внимание вопросам, связанным со статусом женщин, заключенных под стражу. В числе актов общего характера необходимо назвать выше уже упомянутую Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятую 18 декабря 1979 г. Резолюцией 34/180 Генеральной Ассамблеи ООН и Резолюцию 48/104 Генеральной Ассамблеи ООН "Декларация об искоренении насилия в отношении женщин" <1>. К числу специальных международных документов стоит отнести нормы Свода принципов заключения (п. 5); Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

МСП устанавливают, что, если заключенные матери содержатся вместе с младенцами, нужно предусматривать создание яслей, располагающих квалифицированным персоналом, куда дети помещаются на то время, пока родитель занимается такой деятельностью, при которой ребенок не может присутствовать (ч. 2 п. 23 и ч. 2 п. 36 ЕПП).

МСП требуют, чтобы в учреждениях, где содержатся женщины, располагались особые помещения, предназначенные для ухода за беременными женщинами и роженицами, и, если это возможно, чтобы сами роды происходили не в тюремном, а в гражданском госпитале (ч. 1 п. 23). ЕПП, в свою очередь, исходят из того, что роды должны происходить за пределами пенитенциарного учреждения, а в случае рождения детей в местах заключения администрация должна оказывать всю необходимую поддержку и создавать соответствующие условия (ч. 3 п. 34). В любом случае, если ребенок рождается в тюрьме, то об этом обстоятельстве не следует упоминать в метрическом свидетельстве (ч. 1 п. 23). Согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ "О содержании под стражей..." в местах содержания под стражей для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, создаются улучшенные материально-бытовые условия, организуется специализированное медицинское обслуживание и устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения. Улучшенные материально-бытовые условия проявляются, в частности, в том, что женщины содержатся в наиболее сухих и освещаемых естественным светом камерах, по возможности обеспеченных горячей водой. Такие камеры оборудуются только одноярусными кроватями. Кроме этого, камеры для содержания женщин с детьми оборудуются детскими кроватками, ванночкой детской пластмассовой, плиткой электрической, стеллажами полочными. На ребенка выдается детская кроватка. Женщины с детьми получают предметы ухода за детьми: пеленки, детское белье, одежду, обувь. Создаются условия для ухода за детьми, для стирки, сушки пеленок, белья, выдается необходимый инвентарь. При отсутствии в камерах горячей воды она туда доставляется. Помимо обычных столов для приема пищи в камерах, где живут женщины с детьми, должны быть столики для пеленания детей (п. п. 22 и 42 ПВР СИЗО). С учетом всей этой специфики сами камеры для беременных или женщин с детьми располагаются в отдельных режимных корпусах или изолированных отсеках режимных корпусов (п. 22 ПВР СИЗО). Относительно увеличения камерной площади для заключенных женщин с детьми ничего не сказано ни в международных документах, ни в российских нормативных актах. Тем не менее высказывались мнения об увеличении приходящейся площади до 10 кв. м на беременную женщину и женщину, имеющую при себе детей. К сожалению, на сегодняшний день для нашей страны надлежащее оборудование камер для содержания женщин с детьми.

Несовершеннолетние

Международные стандарты обращения с несовершеннолетними преступниками. Ввиду особого положения несовершеннолетних, их уязвимости, возможности их меньшей вины за совершенные преступления международным сообществом были выработаны отдельные документы для защиты несовершеннолетних, в том числе в системе уголовной юстиции.

В 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН принята Конвенция о правах ребенка. В соответствии со ст. 37 указанной Конвенции государства-участники должны обеспечивать, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не должны назначаться за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

Ни один ребенок не должен лишаться свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание, тюремное заключение ребенка должны осуществляться согласно закону и использоваться лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени.

Каждый лишенный свободы ребенок имеет право на гуманное обращение и уважение неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста. В частности, каждый лишенный свободы ребенок должен быть отделен от взрослых, если только не считается, что в интересах ребенка этого делать не следует, и иметь право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств.

Каждый лишенный свободы ребенок должен иметь право на незамедлительный доступ к правовой и иной соответствующей помощи.

Конвенция ориентирует на такое обращение с несовершеннолетним правонарушителем, "которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе".

Положению несовершеннолетних в системе уголовной юстиции специально посвящены Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, получившие сокращенное наименование Пекинские правила. Пекинские правила были предложены Седьмым конгрессом ООН по предотвращению преступлений и обращению с правонарушителями, созванным в сентябре 1985 г., и приняты Генеральной Ассамблеей в ноябре 1985 г. Правила имеют в целом рекомендательный характер и должны осуществляться "в контексте экономических, социальных и культурных условий", существующих в каждом государстве - члене ООН.

Правила гласят, что "несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому". Они не уточняют возраст, с которого несовершеннолетние могут привлекаться к ответственности за правонарушения или признаваться взрослыми, но указывают, что следует прилагать усилия для распространения принципов правосудия для несовершеннолетних на молодых совершеннолетних людей.

Данный международный документ определяет принципы обращения с несовершеннолетними правонарушителями на всех стадиях уголовного правосудия, включая отбывание уголовного наказания. В п. 1.6 Правил подчеркивается необходимость совершенствования системы правосудия в отношении несовершеннолетних и принятия одновременно мер для разработки прогрессивной социальной политики в отношении несовершеннолетних.

Помещение несовершеннолетнего в исправительное учреждение определяется как крайняя мера, принимаемая в течение минимально необходимого срока.

Особое значение Пекинские правила придают условному освобождению несовершеннолетних из исправительных учреждений. Согласно п. 28 Правил, оно “применяется соответствующими органами в возможно более широких масштабах и в возможно более ранние сроки”. Условно освобожденные должны получать помощь и поддержку общества, а также находиться под надзором компетентного органа. Следует прилагать усилия для использования таких промежуточных для лишения свободы форм работы, как “исправительное учреждение с ослабленным режимом, воспитательные дома, центры дневной подготовки” и другие аналогичные им соответствующие формы, которые могут способствовать “надлежащей реинтеграции несовершеннолетних в жизнь общества”.

Для уголовно-исполнительной практики непосредственное значение имеет ч. V Пекинских правил, устанавливающая принципы обращения с правонарушителями в исправительных учреждениях. Устанавливается, что задачей воспитательной работы с несовершеннолетними является “обеспечение опеки, защиты, образования и профессиональной подготовки с целью оказания им помощи для выполнения социально полезной и плодотворной роли в обществе” (п. 26.1). По общему правилу, несовершеннолетние должны содержаться отдельно от взрослых. Правила не конкретизируют условия содержания несовершеннолетних правонарушителей, делая отсылку к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, которые должны использоваться “по мере их применимости к обращению с несовершеннолетними”.

Однако позднее ООН вернулась к этому вопросу, и Резолюцией от 14 декабря 1990 г. Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Правила ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы. Следуя в основном структуре Минимальных стандартных правил, упомянутые Правила определяют принципы и цели управления учреждениями для несовершеннолетних, основания классификации осужденных, физические условия отбывания наказания, условия труда, отдыха, отправления религиозных обрядов, порядок медицинского обслуживания, дисциплинарные процедуры, пути поддержания позитивных социальных контактов, средства ресоциализации после освобождения.

Душевнобольные

Все заведения должны иметь в своем распоряжении, по крайней мере, одного квалифицированного медицинского работника, имеющего познания в области психиатрии. Медицинское обслуживание следует организовывать в тесной связи с местными или государственными органами здравоохранения. Оно должно охватывать психиатрические диагностические службы и там, где это необходимо, лечение психически ненормальных заключенных.

Лиц, сочтенных душевнобольными, не следует подвергать тюремному заключению. Поэтому следует принимать меры для их скорейшего перевода в заведения для душевнобольных (МСП, правило 82.1).

Заключенных, страдающих другими психическими заболеваниями или недостатками, следует ставить под наблюдение и лечить в специальных заведениях под руководством врачей. Во время их пребывания в тюрьме такие заключенные должны находиться под особым врачебным надзором. Медицинские или психиатрические службы, работающие при пенитенциарных заведениях, должны обеспечивать психиатрическое лечение всех нуждающихся в нем заключенных.

Заключенные и все задержанные лица имеют право на наилучшую психиатрическую помощь (Принципы защиты лиц с психическими заболеваниями и улучшения оказания психиатрической помощи, принцип 1.1 и принцип 20).

Тюремный персонал играет решающую роль в раннем обнаружении заключенных, страдающих психическими заболеваниями, и несет ответственность по защите соответствующих изменений, которые необходимо сделать в их окружении (Европейский Комитет по предотвращению пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращения или наказания, 3-й Общий доклад).

В тех случаях, когда применение содержания в тесном помещении или средств физического сдерживания в отношении психически больных пациентов нельзя избежать, оно должно быть сокращено до абсолютного минимума. Риск суицида должен постоянно оцениваться как медицинским персоналом, так и тюремным. Во время кризиса должны применяться физические методы, при которых невозможно самоповреждение, а также пристальное и постоянное наблюдение, диалог и соответствующее ободрение.

В сотрудничестве с компетентными учреждениями желательно принимать, если это оказывается необходимым, меры для того, чтобы обеспечивать психиатрический уход за освобожденными заключенными, равно как и социально-психиатрическую опеку над ними (МСП, правило 83).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: