Юридические фикции в эпоху Средних веков

 

Вновь обратимся к истории. На протяжении V в. германские народы расселились на территории Римской империи. Как правило, они занимали лучшие земли, одну треть оставляя прежнему, называемому "римским", населению. На занятой территории действовала двойная система законов. "Римское" население жило по римскому праву, его положение отличалось от прежнего лишь отсутствием налогов, которые не собирали пришельцы, и государственных повинностей - подводной, по ремонту дорог, мостов и т.д. "Варвары" жили по своим собственным правилам - в соответствии с обычным правом. Церковь пыталась как-то регулировать это положение, но оно было крайне аморфным, а большинство "варварских" королевств - непрочными. Из всех образованных германцами "государств" дольше всех просуществовало и сыграло наиболее важную роль государство франков, в котором отношения регулировались на основе Салической правды (или Салического закона), представляющей собой запись обычного права салических франков*(182), которая также содержала немалое количество фикций. Вот некоторые выдержки:

"II. О краже свиней

14. Если же кто украдет 25 свиней, причем в стаде более ничего не останется, и будет уличен, присуждается за кражу всего стада к уплате 2500 ден.*(183), что составляет 63 солида*(184).

III. О краже рогатых животных

6. Если же кто украдет 12 животных, и ни одного не останется <в стаде>, присуждается за кражу всего стада к уплате 2500 ден., что составляет 63 сол., не считая стоимости похищенного и возмещения убытков*(185).

XXXVII. О преследовании по следам

1. Если кто потеряет вследствие кражи быка, или коня, или какое-либо животное и, идя по следам, найдет его в течение 3-х суток, а тот, кто ведет его <животное>, заявит, что он купил или получил его в обмен, идущий по следам должен через третьих лиц доказать, что эти вещи - его собственность. Если же разыскивающий свои вещи найдет их по прошествии 3-х суток, а тот, у кого он найдет их, заявит, что купил или получил их в обмен, сам ответчик пусть доказывает на них свое право"*(186). В данном случае фикция состоит в том, что право собственности условно определяется 3-мя сутками, а именно, если животное в этот период не находилось во владении хозяина, то право собственности считается утраченным, хотя реально сам хозяин это животное никоим образом не отчуждал.

До последнего времени политико-правовая мысль и право Средневековья оставались мало разработанными. Средневековая Западная Европа была наследницей античного мира, глубокое влияние которого непосредственно отразилось на всех сферах ее материальной и духовной культуры. Формировалось понимание сути государства, права, политики, закона. В результате получили развитие многие правовые институты (юридического лица, наследования по завещанию и т.д.)*(187). Средневековое право наделяло город статусом "корпорации" - совокупности граждан как единого целого с правами юридического лица, что предполагало применение такой юридической конструкции как фикция.

В государствах Средневековой Европы достижением правовой мысли становится воплощение в жизнь идеи создания первых систематизированных правовых актов. Примером своеобразных квазикодексов могут служить ордонансы (Франция). Ордонанс представляет собой акт главы государства, относящийся к сфере законодательной деятельности, но принимаемый в силу исключительных причин (например, когда деятельность парламента прервана в результате каких-либо обстоятельств). Во Франции ордонансами называют также акты правительства, подписанные главой государства, принимаемые в порядке делегированного законодательства (ст. 38 Конституции Франции 1958 г.)*(188). Право средневековой Франции использовало подобные нормативные акты, в которых содержались и юридические фикции того времени. Таковыми, например, являются Ордонанс о торговле 1673 г.*(189), включающий в себя такие общегосударственные институты торгового права, как вексель, банкротство, торговое товарищество и др.; Большой ордонанс 1670 г. с его архаическими нормами суда над умершими и т.д.*(190)

Проанализируем в этих актах фикции. Первая из них - привлечение к ответственности умершего человека. Естественно то, что умершее лицо можно предать суду только условно, т.е. фиктивно. Совершенно ясно, что суд над умершим является юридической фикцией, позволяющей изменить правовое положение самого умершего и его наследников. Как представляется, эту ситуацию на предмет применения фикции комментировать излишне, учитывая тот факт, что анализируемый документ содержит не одну юридическую фикцию.

Еще одна фикция - торговое товарищество, являющееся одним из институтов торгового права Франции в Средние века. Рассмотрим в качестве примера акционерное соединение (общество). Множество лиц складывают небольшие взносы в значительный капитал с целью совместного достижения общей экономической цели. Чтобы достигнуть намеченной цели, акционеры должны были бы поручить весь капитал одному или нескольким лицам, которые от своего имени совершали бы все необходимые сделки. Право акционеров слилось бы с частным имуществом управителей и могло бы подвергнуться взысканию со стороны их частных кредиторов. Кто при такой опасности решился бы сделать взнос? Выход из затруднения может быть найден, если на место действительного физического лица мы подставим воображаемое лицо, фиктивного субъекта, которому и приурочим все отношения, устанавливаемые для какой-либо общей цели. Эта воображаемая величина играет большую роль в жизни. Благодаря ей обособляются интересы, общие многим физическим лицам, а также и юридические средства достижения их. Созданием такого лица (юридического) не только спасается стройность юридических понятий, но и облегчается достижение той жизненной потребности, для которой имущества обособляются*(191).

Фикции применялись и в праве средневековой России. Известно, что в России в 1663 г. был осужден за крамолу, наказан кнутом и сослан в Тобольск церковный колокол, известивший о восстании народа в Угличе*(192).

В главе XXI Соборного уложения 1649 г. регламентировалась такая процессуальная процедура как пытка. Ее можно было применять не более трех раз, с определенными перерывами*(193). Если подозреваемый после трехкратной пытки не сознался, то он считался невиновным. В данной ситуации определенной долей условности (фиктивности) определения виновности лица было количество применения пытки.

На протяжении длительного периода развития цивилистической науки интерес к изучению категории фикции оставался неизменным. Фикция была известна римскому частному праву, большое внимание ей уделялось немецкими и французскими юристами, жившими в прошлые века. Некоторые труды, посвященные исследованию этой категории, принадлежат перу выдающихся русских цивилистов: Д.И. Мейера, С.А. Муромцева, Г.Ф. Дормидонтова*(194).

Любопытно, что теория фикции, созданная в Средние века, разрабатывалась только в немецкой литературе, да и то весьма многие из немецких юристов старались изъять категорию "фикция" из учения о юридических лицах. Французская юриспруденция, напротив, никогда не обнаруживала склонности углубляться в тонкости этой теории. Допуская олицетворение, существующее в римском праве, разных союзов и учреждений, французские юристы, а равно бельгийские, принимают эти союзы и учреждения за субъекты права, отличные от лица физического. Они, в общем, конечно, стоят на признании фикции (Демоломб*(195), Лоран*(196)), но воздерживаются от всякого анализа их природы и ограничиваются исследованием и интерпретацией относящихся к ним постановлений положительного права.

Проведенный историко-сравнительный анализ позволяет с уверенностью утверждать, что:

1. Применение юридических фикций в истории мировой правовой мысли не ново. Они создавались и использовались для совершения правосудия еще с древних времен, и степень применения их в Средневековье существенно расширилась.

2. Причинами широкого распространения фикций в праве являются:

а) возможность объяснения причин и условий мироздания;

б) переход от мифологического или религиозного миропонимания к рациональному, общефилософскому;

в) потребность подчинить человеческое общество определенным нормам, устанавливающим в нем внутренний порядок;

г) необходимость регулирования складывающихся в обществе отношений с помощью условно сформулированной действительности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: