Отвлекитесь ненадолго от текста, затем вернитесь к нему и перечитайте от начала до конца. Прочитайте в обратном направлении и обратите внимание на правописание и грамматику.
Проблемы, выявленные в этом документе:
• данные о 5000 куб. м. бессмысленны, так как их не с чем сравнить;
• было бы хорошо подсчитать экономические последствия;
• ужесточение норм регулирования и необходимость повторного использования сточных вод не связаны между собой.
Учитывая эти замечания, получаем конечный текст:
«За последние 30 лет мировые водные запасы сократились на 40 %. Даже в Европе треть континента страдает от весьма ограниченных водных ресурсов (<5000 куб. м. на человека).
Кроме того, ситуация ухудшается из‑за загрязнения промышленными сточными водами. Это влияет на эстетику ландшафта, портит воздух, вызывает сокращение рыбного промысла и заражение рыбы. Из‑за этого приходится тратить миллиарды евро ежегодно.
Все это, наряду с требованием общества улучшить качество воды, привело к ужесточению норм регулирования и снижению максимально допустимого уровня загрязнений. Так как 54 % потребления воды приходится на промышленность, повторное использование промышленных сточных вод стало критически важным для достижения поставленных целей».
|
|
Итак, к чему привело такое редактирование? Мы сократили количество слов на 70 %, а также сделали предложения почти вдвое короче (текст стало легче читать), и все параметры читабельности значительно улучшились. Самое главное, текст стал эффективнее. Можно внести еще сотни изменений, но важно не только знать, как начать, но и когда остановиться.
Точно такой же процесс осуществляется при написании документа с нуля. Составив список основных моментов, следуйте этапам процесса, и у вас получится компактный и эффективный текст. Однако помните, если лаконичность мешает убедительности, забудьте о ней.
[1] Конечно, есть исключения (например, составление копий), но мое утверждение все‑таки верное.
[2] Исследования, которые показали этот результат, сосредотачивались только на передаче эмоций и отношениях во время общения, а не на общении в целом.
[3] Вопросы, на которые вы не ждете ответа аудитории.
[4] Насколько враждебен читатель к вам? Об этом важно помнить менеджерам, когда они пишут своим сотрудникам.
[5] Например, в рекламе, когда реакция читателя необязательно должна быть мгновенной.
[6] Древнегреческий философ, живший в IV веке до н. э. Ученик Платона, биолог, физик, поэт, этик и просто большая умница.
[7] Если вы все еще читаете, значит мой метод сработал.
|
|
[8] Если вы никогда не слышали о Нигерийской афере, свяжитесь со мной: у меня есть 1 миллион фунтов, которые я хочу вывезти из страны, а вам могу предложить 10 %, если поможете мне.
[9] Фактор невозвратимых расходов тоже играет важную роль.
[10] Я сам придумал название, и мне кажется, оно удачное.
[11] Если вы не видели фильм «Super‑size Me», настоятельно рекомендую посмотреть. Только не ешьте бургеры во время просмотра.
[12] Подробнее об этом – в разделе «Примеры, сравнения и аналогии».
[13] См. раздел «Вспомним грамматику» в главе 6.
[14] Обычно программа проверки орфографии пропускает слова, написанные прописными буквами, так что будьте внимательны.
[15] Итальянский философ и писатель, автор «Государя» – политического трактата, отстаивающего хитрость, ловкость и грубый реализм в политике.
[16] Засечки – поперечные элементы, которыми заканчиваются основные штрихи букв. – Прим. ред.
[17] Кегль – размер шрифта, определяемый расстоянием между верхней и нижней стенками литеры. Измеряется в типографских пунктах (пункт равен 0,376 мм). – Прим. ред.
[18] У меня их было 10 до тех пор, пока один из моих корректоров не предложил ввести еще один пункт. Абсолютно обоснованно.
[19] Сочетание знаков препинания, изображающих улыбающееся (или грустное) лицо, например, ‑); ‑) и: ‑(.
[20] Если не верите, попробуйте сами.
[21] Я заметил это на этапе корректуры. На самом деле нет доказательств эффективности кремов; статистика просто показывает, что 77 % женщин из весьма сомнительной выборки согласны с данным утверждением. Я сделал точно то, к чему подталкивает реклама, то есть предположил, что результаты абсурдных исследований доказывают эффективность продукта.