Намерения и результаты Средневековой культуры

Недостатки поздней античной культуры (Проблемы, не разре-шенные Античностью) Намерения и обещания ранней христианской культуры (Возможные синтезы) Позднее христианство, результаты
Вульгарный потреби-тельский материализм, абсолютизация земно-го, только «горизон-тальные созерцания», отрицание метафизики бытия.     «Горизонтальная куль­тура стыда» «Открытие» «духовно-го измерения бытия», ценность «вертикаль-ных созерцаний». По­пытки введения в быт метафизики бытия.   Абсолютизация «верти-кали», отказ от земных ценностей, аскетизм. Персонификация мета-физики в фигуре Бога. Мистификация мета-физики, мистическое удвоение мира   «Вертикальная куль­тура греха»
Индивидуализм, конку-рентность, насилие.   «Любите себя» Гуманизм, любовь к ближнему.   «Любите друг друга» Самоуничижение, от­рицание ценности ин­дивидуальности. «Любите врагов своих»
Социальная поляриза-ция, рабы и рабовла-дельцы Идеал социального ра­венства, первые хри-стианские коммунисти-ческие общины. Социальная поляриза-ция. Равенство – лишь «во Христе». Протестантизм: «Бог любит богатых».
Плюрализм, социаль-ная дифференциация, даже атомизация обще­ства Значение целого, един­ство целого и частей, общества и человека Тоталитаризм, подав­ление человека систе­мой общества
Объективизм, боги правят миром, магиче-ские религии, люди не решают сами своей судьбы Христианство как нравственная религия, субъективная причаст-ность человека к судь-бам мира, свобода вы­бора между добром и злом Невмешательство в бытие, «Не судите», уход от мира, от задачи навести в нем порядок
Гедонизм, бесстыдство, сексуальное потреби-тельство, эрос (Пла­тон).     Преобладание чувст­венности в искусстве, доводимое до порно­графии Постыдность позиции наслажденчества, ду-ховность в отношениях полов, идеал Прекрас-ной дамы.   Против безыдейности в искусстве, искусство должно облагоражи-вать человека Аскетизм, экзальтация духовности, абсолюти­зация «агапе», «В Средневековье секса нет»   Красота не в природе, а в ее идеале, Боге. Све­дение искусства к сим­волизму иконописи
Наука, оторванная от культуры (морали, по­литики, искусства) Долой эту позитивист-скую науку! Долой всякую науку (потому что от нее – всякое зло)
Динамизм, прогресс, погоня за новизной, зуд изменений. Хаос по­иска социального идеала: стоики, киники, скептики, мистики, не­оплатоники… Претензия на уравно-вешенность жизни. В обществе должны быть оптимизм и уверен-ность в выбранном пути Отказ от изменений, от прогресса, покой и за­стой. Уход от поиска социальной истины. Она уже найдена – это учение Иисуса Христа.
Вырождение античной демократии в хаос мно­гопартийности Жажда порядка в об­ществе Монархия, тоталита­ризм
Софистика За единую истину! Схоластика

 

Перечень подобных парадоксов средневековой культуры можно про­должать долго. Ясен, однако, принцип: христианская религия, вооружившись лишь формальной логикой («Да – да, нет – нет, а что сверх того, то от лука­вого»), просто зеркально противопоставляет античным «мерзостям» свои «достижения» и возводит их в ранг непогрешимых принципов, по существу, религиозных догматов. Справедливо отмечая необходимость метафизики че­ловеческого бытия, интуитивно чувствуя субъектность целостных систем в организации индивидуальной человеческой жизни, религия, не умея приме­нить диалектику целого и частей, гипостазирует это целое, придает ему ста­тус и ранг личности, персонифицирует целое в фигуре личного Бога. Причем, последнее объявляется важнейшим, исходным, непререкаемым догматом. («Непослушание» Л. Н. Толстого именно этому догмату стало причиной его анафематствования – отлучения от церкви).

Б. Выводы. Важнейшие положения средневекового

 мировоззре­ния

 

Теоцентризм: мир создан богом и существует для него.

Креационизм: сотворение мира богом как основа онтологии.

Провиденциализм: учение о божественной предопределенности чело­веческой истории и жизни каждого человека в отдельности.

Идея принципиальной «греховности» человека. Человек изначально зол и нуждается в спасении от этого губительного начала.

Метанойя: необходимость религиозного «обращения» (превращения, возвышения души) как «второго рождения» человека. Молитва как путь к богу.

Догмат о Церкви как организации, единственно способной помочь че­ловеку совершить религиозное обращение – приобщение к богу.

Сотериология: (от «сотер» – спаситель) – учение о божественном сыне – спасителе от мирской греховности.

Эсхатология: учение о втором пришествии Иисуса Христа.

Экзегетика: подчинение любых научных рассуждений библейскому контексту, цитатам из Библии.

Мистика: учение о непостижимости разумом Бога и его промыслов.

Аскетизм: идеология бедности как нравственной ценности.

Примат веры над разумом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: