Раздел 3. Философская онтология

Тема 3. 1. Бытие как проблема философии

А. Категория бытия

Категория бытия – пожалуй, самая по-разному понимаемая категория философии. Один из вариантов ее понимания: бытие – это предельно общая категория, охватывающая все существующее: вещи, явления, процессы, духовные образования. В близком к этому смысле ее ввел в обиход философ VI – V веков до н. э. Парменид. Христианство сместило ее смысл к обозначению первичной духовной сущности мира – бога – имеющей самодостаточное, ничем не обусловленное бытие. Это первичное духовное бытие чудесным образом (без технологических процедур, из ничего) творит мир, который оказывается инобытием подлинного бытия – бога.

Величайший диалектик Гегель положил категорию бытия в основу своей системы категорий. Бытие, по Гегелю, это предельно бедная по содержанию категория, обозначающая просто факт существования, бытия предмета, результат самого первоначального взгляда на предмет: предмет есть, существует, бытийствует, и больше о нем совершенно нечего сказать. В таком случае категория бытия по содержанию равна категории небытия. Предмет есть, и он не есть то, что весь остальной мир. Бытие и небытие – это логические тезис и антитезис, синтез которых дает категорию становления. Результат первого этапа становления представляется как наличное бытие. Затем формируются категории качества, количества и так далее; в результате строится сложная система категорий диалектики, описывающая весь мир в его противоречиях и развитии.  

Современный экзистенциализм сужает категорию бытия до обозначения единичного налично данного человеческого существования, «бытия-в-мире». Такова категория «da sein» Хайдеггера.

Основные формы бытия (по Н. В. Мотрошиловой):

1. бытие вещей, процессов (как природных, так и произведенных человеком);

2. бытие человека;

3. бытие идеального (индивидуализированного и объективированного);

4. бытие социального.

Б. Материя как философская категория

           Философы издревле искали единую основу (первовещество, первоматерию) всего мира. Первоначально такая первооснова отождествлялась с реальным (вода, воздух) или вымышленным («апейрон») веществом.  Одной из трактовок материи была атомистическая концепция Демокрита (V в. до н. э.). Мир состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц – и пустоты. Эта гениальная гипотеза была подтверждена через две с половиной тысячи лет  открытием атомов и их структуры на рубеже XIX – XX веков.

           Термин «материя» ввел объективный идеалист Платон (IV век до н. э.) для обозначения мира вещей, порожденного миром идеальных первообразов этих вещей. Такое (вещное, реистическое – от греческого слова «реус» – вещь) понимание материи существовало в философии на протяжении всего Средневековья, и только в Новое время оно сменилось так называемым атрибутивным: материей является то в мире, та его часть, те области мира, которые обладают общими свойствами макротел: протяженностью, массой покоя, инертностью и др. Получалось, что в мире имеются области материальные, вещественные, телесные: конкретные предметы, планеты и т. п., но параллельно с ними существуют нематериальные области, такие как мировой эфир, пространство, время, энергия и другие «нетелесные» формы. Ограниченность такого определения вызвала  кризис в физике на рубеже XIX – XX веков. Этот кризис был преодолен определением материи, которое дал В. И. Ленин (1870 – 1924): материя – это вся объективная реальность, данная нам в ощущения. Это определение предельно широко, оно охватывает все предметы и явления, все формы бытия, раскрывая тем самым простор для бесконечного познания мира человеком. Во-вторых, это определние гносеологично и потому диалектично: оно строится не по правилам формальной логики, требующей подведения определяемого понятия под более широкое, родовое  и выведения видовых отличий, а логики диалектической – через противопоставление (как тезиса и антитезиса) двух предельно широких понятий – двух категорий – и производит их диалектический синтез. (См. работу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». – Полн. собр. соч. – С. 149).  

           Философия изучает также атрибуты материи: пространство, время, движение и другие. Различает виды материи: поле, вещество, вакуум и плазму. Изучает уровни организации и законы самоорганизации материи, соотношение живой и неживой материи, происхождение первой из второй и т. д.

В. Пространство и время как формы

Существования материи

Пространство – это совокупность метрических и топологических свойств предметов. Необходимо преодолевать представление о прост­ранстве и времени, которое было характерно для классической науки (концепция Ньютона). Это представление было субстанциалистским: пространство – это отдельная от материи субстанция, имеющая собственные свойства. Пространство – это   свойство материальной субстанции иметь метрику и топологию. Пространство характеризуется признаками объективности, абсолютности и относительности. Необходимо также уметь давать критику кантовского понимания пространства как априорной категории рассудка.

Время – объективное свойство природы, заключающееся в обязательном следовании процессов и событий одного после другого. Время одномерно (однонаправленно): движение происходит только от прошлого к будущему. Так же, как и в случае с пространством, необходимо уметь давать критику субстанциалистского понимания времени, допускающего возможность «путешествий во времени».

Современная физика вводит понятие единого пространственно-временного континуума (теория относительности А. Эйнштейна). Подчеркивается зависимость характеристик пространства и времени от движущихся материальных объек­тов, порождающая так называемый парадокс близнецов. Имеются также и возражения этой теории (исследования недавно умершего профессора СПБГПУ А. А. Денисова).

 

Тема 3. 2. Философия развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: