Д. Возможности моделирования сознания

              Естественен вопрос: нельзя ли повторить сознание в искусственных устройствах? Практические попытки в этом направлении предпринимались в истории неоднократно. В XVIII веке в связи с развитием механики оптимисты пытались моделировать мышление на базе механических устройств, близких к нынешним арифмометрам (изобретенных, кстати, тогда же великим математиком и философом Г. Лейбницем). В ХХ веке благодаря созданию быстродействующих электрических, а затем и электронных вычислительных машин (ЭВМ) возникла надежда повторить работу человеческого мозга. На этом пути были достигнуты некоторые результаты. Уже на уровне простых электрических машин конструкторы научились воспроизводить безусловные рефлексы животных. Так называемая электрическая мышь, будучи включенной в работу, двигалась в пространстве, обходила препятствия, реагировала на световые раздражители, и т. п.

               Однако и конструкторам, и ученым-электронщикам, и теоретикам кибернетики становится все более ясным, что ни у сегодняшних, ни у дальнейших поколений роботов человеческое мышление, сознание, самосознание, личность не возникают и возникнуть не могут.

                Прежде всего, каков предмет моделирования, что, какую материальную систему мы должны повторять в нашем искусственном устройстве, чтобы получить эффект сознания? Человеческий мозг? Но ведь ясно, что мозг сам по себе не мыслит, он как электрически-«электронная» машина сам по себе не функционирует, если нет сигналов извне от органов чувств. Значит надо моделировать весь человеческий организм с его внешней и внутренней рецепцией, перцепцией и апперцепцией. Но и этого мало, ведь выше мы видели, что человек начинает мыслить по-человечески только тогда, когда он включён в общество. И только это последнее побуждает его подавлять естественные рефлексы и произвольно включать то поведение, которое соответствует свободно созданным представлениям, предлагаемым обществом. А такое человек делает лишь в условиях гуманистической (любовной) организации общества и лишь используя механизм языка, который, с одной стороны, воспринимает требования общества, а с другой – перебрасывает импульсы, идущие от двигательных центров мозга к мышцам тела на мышцы органов речи.

                 То есть, если мы хотим воспроизвести сознание, мы должны моделировать именно эту реальную материальную систему («человек – общество»), внутри которой только и возникает эффект мысли. Итак, надо моделировать общество. Но для этого надо внедриться в социологию, социальную психологию, политологию, этику, эстетику, историю, языкознание, археологию, антропологию – во все общественные науки, чтобы воспроизведенное нами сообщество искусственных машин отражало в своих параметрах и связях ту реальную материальную систему – общество, которая дает эффект мысли. То есть нужно построить искусственное общество, параллельное с реальным, и которое существовало бы не по вложенной в него нашей программе, а для самого себя. 

Но всё дело в том, что мы в принципе не можем создать нечто самоцельно существующее. Мы обречены на создание лишь средств реализации нашей воли. Что бы мы ни сделали – цель существования созданного нами предмета остается в нас, а предмет, нами созданный, принципиально и сущностно остается средством достижения нашей цели.

               Итак, и по соображениям чисто техническим (ограниченность наших знаний об обществе, которое нам предстоит моделировать), и по причинам моровоззренчески-философским (ограничения, накладываемые категориями цель – средство) мы не в состоянии построить модель мыслящей материи. Дело обстоит так, что мысль возникает лишь самопроизвольно, в результате саморазвития природы.

                Что же из реально работающей человеко-социальной системы, имеющей сознание, воспроизводимо в искусственных устройствах? Очевидно, это только материальная сторона тех моделей, которые возникают в нашей нервной системе при наших контактах с миром. Сам мозг, вся нервная система, весь наш организм – это огромная совокупность моделей внешней действительности, с которых наша субъективность считывает идеальную информацию. В нашем мозгу происходят операции запоминания, исчисления логических связей и т. д. – и материальная, физиологическая сторона наших нейродинамических моделей действительности может быть смоделирована в более быстро, чем мозг, действующей машине – арифмометре, ЭВМ, компьютере. Любые наши инструменты, машины, приборы, являются усилителями наших органов чувств и наших мыслительных способностей. Сам компьютер, никоим образом не отвлекается от своей физической работы, не строит идеальных образов, нужных его компьютерной «личности»: последней у него нет и принципиально не может быть.

                    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: