В. Социальные последствия научно-технической революции

НТР и общественный прогресс.

Современная научно-техническая революция требует постоянного повышения квалификации и культуры работников. Она обеспечивает рост благосостояния и увеличение свободного времени у широких масс работников, что, в свою очередь, создает проблемы в организации досуга и культурного их обслуживания. Нарастают процессы урбанизации, создания мегаполисов с плюсами и минусами городского быта. Происходят универсализация массовой культуры, глобальные информационно-коммуникационные процессы. Начинают преобладать непроизводственные сферы в занятости работников. Растет образованность  народа как следствие и условие изменений в системе народного образования.

В западной социологии сегодня широко распространены оптимистические (сциентистские) оценки НТР. В литературе циркулируют теории «постиндустриального», «информационного», «технотронного» общества Д. Белла, Ф. Фукуямы, М. Кастельса и др. В них господствует  представление о достаточности технико-технологических процессов для функционирования и исторического движения общества (техника, организованная современной наукой, разрешит все проблемы современного общества: экологическую, социального неравенства, отчуждения, войны и мира и т. д.). Возникают также теории «постэкономического», «посттрудового», «постсоциального» общества. Таким образчиком абсолютизации научно-технологических факторов являются построения нашего современного соотечественника В. Л. Иноземцева, пророчащего коренные изменения общественного бытия в направлении предельной диссоциации всех общественных структур и установления сообщества абсолютно асоциальных и «имморальных» людей – полных и последовательных индивидуалистов.  

На Западе распространены также пессимистические  (антисциентистские) оценки НТР в теориях Г. Маркузе, П. Гудмана, Т. Роззака и др. Утверждается непреодолимость отрицательных экологических последствий НТР, увеличение возможностей манипулирования сознанием массового человека, рост феномена отчуждения. Распространяются постпозитивистские теории принципиальной субъективности и плюралистичности научного знания, невозможности его интеграции и кумулятивности. Высказываются постмодернистские предупреждения о неизбежности деконструктивистских (хаотизирующих) тенденций в современном мире, о невозможности глобального единства и системности человечества.

Наблюдаются также тенденции (в нашей стране) последователей В. И. Вернадского к представлению теории ноосферы в качестве «новой интеллектуальной религии», достаточной для преодоления всех социальных бед. Таков «ноосферный социализм» петербургского профессора А. И. Субетто как повторение религиозно-идеалистических ошибок В. И. Вернадского.

На этом пестром фоне остаются устойчиво оптимистичными и привлекательными оценки НТР в советской и современной марксистской социологии: соединение науки с производством обеспечивает превращение науки в «непосредственную производительную силу», создает «всеобщий общественный интеллект» (К. Маркс) и делает каждого человека активным участником и субъектом исторического процесса. Автоматизация производства вытесняет произвольное участие частного собственника в управлении производством и обществом в целом (Г. Н. Волков и др.).

РАЗДЕЛ 6.  СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: