Проводится на следующем уроке и включает в себя:
1. Зачитывание лучших изложений.
2. Коллективный анализ изложений:
* содержания;
* построения целого текста и связи его частей;
* построение отдельных предложений и способов связи предложений в целое;
* порядка слов в предложении;
* связи между словами в предложении;
* употребление отдельных слов и выражений;
* коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.);
* индивидуальная работа над ошибками.
Сочинения: их специфика как речевого упражнения, особые условия их проведения.
Сочинение - это текст, создаваемый детьми самостоятельно на основе собственных мыслей, переживаний.
Проводятся с 1 класса с целью развития мышления, памяти, устной и письменной речи.
Этапы работы над сочинением:
1.Сообщение темы, ее обсуждение с уч-ся.
2. Беседа для накопления или упорядочивания материала.
3. Словарная работа (лексическая).
4. Составление плана сочинения.
|
|
5. Речевая подготовка текста.
6.Орфографическая подготовка.
7. Письмо сочинения.
8. Самопроверка работы.
Тема сочинения, виды сочинений.
Сочинение - это текст, создаваемый детьми самостоятельно на основе собственных мыслей, переживаний.
Классификация сочинений:
1. По источнику материала:
а) на основе непосредственного опыта;
б) на основе опосредованного опыта (книга, картина);
в) на основе разных источников (картина, личные наблюдения).
2. По степени самостоятельности:
а) коллективно-подготовленные;
б) индивидуальные.
3. По типу речи:
а) повествование;
б) описание;
в) рассуждение.
4. По жанру:
а) рассказ;
б) письмо;
в) отзыв о книге;
г) заметка.
5. По тематике
а) о природе;
б) о семье;
в) о любимом хобби;
г) о Родине.
Организация работы над сочинением
Работа над сочинениями в начальных классах (устные, письменные) организуется по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ним, что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений. К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительной беседы. Основная задача этих вопросов – привести в систему впечатления и наблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношение к тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся по сюжетным картинам или экранным пособиям, то даются вопросы для выяснения их содержания. К каждому устному рассказу и письменному сочинению даются слова, к ним предлагаются синонимы, учащиеся их используют по-своему усмотрению.
|
|
Этапы работы над сочинением:
1. Сообщение темы и обсуждение ее с учащимися.
2. Беседа для накопления или упорядочивания материала (если он был накоплен заранее).
Заголовок: Прилет скворцов.
- Какие птицы прилетают весной?
- По каким признакам можно узнать о прилете птиц на Родину?
- Почему птицы возвращаются на Родину?
- Как узнать скворцов среди других птиц?
3. Словарная работа (лексическая).
- Объяснить значение слова ПРИМЕТЫ, составить предложения.
- Разобрать по составу слово ВЕСТНИК, как оно образовано, сост.предложения.
- Подобрать синоним к слову ПРИМЕТЫ и сост.предл.
- Составить предложения с парой антонимов: первый, последний.
4. Составление плана (3-5). План: ПРИЛЕТ СКВОРЦОВ.
1. По каким признакам можно узнать о наступлении весны?
2. Какие птицы прилетают одними из первых?
3. Как выглядят и как себя ведут скворцы?
4. О чем нам говорит прилет скворцов?
5. Какие чувства вызывают у меня птицы весной?
5. Речевая подготовка текста сочинения (составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста).
- Составьте предложение со словами РАДОВАТЬСЯ, СОЛНЕЧНАЯ, ВЕСНА.
- Выразите одну и ту же мысль разными способами - Устно опишите грачей
6. Орфографическая подготовка.
- Найдите орфограммы в данных словах ВЕСНА, СОЛНЦЕ, ПРОТАЛИНЫ. Объясните.
- Подберите проверочные слова, подчеркните орфограмму СКВОРЦЫ, ГНЕЗДА.
- Запомните написание слов на доске ЧУВСТВА, ВЕТРЯНЫЙ.
7. Письмо сочинения. Индивидуальная помощь.
8. Самопроверка.