Тема 3. Языки и символы культуры. 5 страница

- Группы поочерёдно демонстрируют подготовленное заранее творческое задание: с помощью минимального набора мимических средств каждая группа студентов изображает какой-либо заранее выбранный этнос (нацию). Другие группы должны угадать, кого представляет данная сценка. - Время, отводимое на данный этап игры – около 45 мин.

- этап обобщения и рефлексии: участники игровых групп обсуждают, насколько стереотипные представления реально отражают характер указанных этносов, наций, профессий и т.д., насколько в конкретных случаях стереотипы обоснованны и справедливы. - Время, отводимое на данный этап игры – около 20 мин.

- этап подведения итогов: оценка результатов работы групп по критериям активности участия, организованности участников, уровню их информированности и степени подготовки к игре, по качеству предложенных проектов, их продуманности, оригинальности решений и т.д. Оценка каждой подгруппы производится преподавателем при участии всей студенческой группы. Каждый из вышеуказанных критериев даёт подгруппе балл - в случае положительной оценки; в случае негативной оценки по какому-либо критерию балл вычитается. Общее количество баллов складывается, и даёт итоговую оценку для каждой из подгрупп. Общий балл конкретной подгруппы учитывается преподавателем при итоговой аттестации каждого её участника. Максимальное количество баллов – 5. Время, отводимое на этот этап - примерно 10 мин.

Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения:

1. Вовк, О. В. Энциклопедия знаков и символов / О. В. Вовк. – М.: 2008. – 480 с.

2.  Гуревич, П. С. Культурология: учеб. для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2007. - 280 с.

3.  Кравченко, А. И. Культурология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Gaudeamus, 2008. - 496 c.

4. Культурология: учеб. для студентов технических вузов / Н. Г. Багдасарьян и др. – М.: Высшая школа, 2007. - 495 c.

5. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Г. В. Драча. – М.: Альфа-М - ИНФРА-М, 2009. – 413 с.

6.  Культурология: учеб. для вузов./ под ред. М. С. Кагана, Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2010. – 566 с.

7.   Культурология: учеб. пособие / Т. Н. Волобуева и др., сост., отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Библионика, 2007. – 303 с.

8. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 638 с.

9.  Культурология: энциклопедия: в 2-х т./ под ред. С. Я. Левит. – М.: РОССПЭН. – 2007.

10. Кун, Н. А. Мифы народов мира / Н. А. Кун. – М., 2009. – 524 с.

11.  Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. Философия, мифология, культура. – М.: Академический проект, 2008. – 303 с.

12.  Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. Семиосфера. – СПб.: Искусство-СПб., 2008. – 704 с.

13. Марков, Б. В. Культура повседневности: учеб. пособие / Б.В. Марков. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

14.  Махлина, С. Т. Словарь по семиотике культуры / С. Т. Махлина. – СПб: Искусство – СПб., 2009. – 752 с.

15. Менар, Р. Ж. Мифы в искусстве старом и новом / Р. Ж. Менар. – М., 2007.  – 384 с.

16. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х тт. /Большая серия знаний. – М., 2007.

17. Моисеева, Н. А. Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие / Н. А. Моисеева. – СПб.: Питер, 2007. – 258 с.

18. Рак, И. В. Мифы Древнего Египта / Рак И.В. – СПб.: 2007. – 270 с.

19.  Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие / А.П. Садохин. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. – 288 с.

20. Теория культуры: учеб. пособие /под ред. С.Н.Иконниковой, В.П.Большакова. – СПб: Питер, 2008. – 592 с.

21. Юнг, К. Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг и др. – М.: Ренессанс, 2008. – 302 с.

Тема 4.  Культура и личность.

Культура, в первую очередь, является результатом творческой деятельности людей, поэтому проблематика соотношения личности и культуры относится к числу основных в культурологических науках. Предваряя указанную тему, следует, прежде всего, обратиться к проблемам соотношения между культурой и обществом, между культурой и природой, а также между личностью и обществом.

Рассматривая соотношение между культурой и обществом важно определить, что представляет собой общество, социум?   Наиболее обобщённо, социум представляет собой исторически сложившийся устойчивый коллектив людей, преследующих устойчивые цели. Соответственно, культура представляет собой своего рода относительно устойчивую «технологию» осуществления этих целей, которые у каждого общества свои, и, стало быть, своя особенная «технология» их достижения.

 Соотношение между культурой и природой наиболее удачно определено было ещё в эпоху античности, когда культура понималась как «вторая природа» - некий искусственный мир, «надстраиваемый» человеком над естественным природным миром. «Культура» и «природа» - своего рода антонимы, но взаимодополняющие составные части человеческого бытия: без природы нет культуры! Природа «перерабатывается» людьми в своих интересах. При этом важнейшим аспектом взаимоотношений человека и природы выступает экология, в первую очередь экология природопользования. Природопользование является достаточно старой проблемой для человечества. Например, в результате своей сельскохозяйственной деятельности люди значительно изменили ландшафт, например, Европы и  Китая. Ещё в XVIII в. И.Г. Гердер, основываясь на опыте заселения европейцами Нового Света, предупреждал о пагубных последствиях вмешательства в природный ландшафт - для  самого человека,  для растений и животных. В ХХ в. остро встала и проблема экологии самого человека, вызванная генной инженерией (клонирование), трансплантациями, а также абортами и стерилизацией. В последние десятилетия была замечена и проблема постоянного накопления так называемого «генетического груза»: сведение почти «на нет» естественного отбора у человечества благодаря развитию медицины, с моральной точки зрения, хорошо,  однако, с другой стороны, может вести к  физическому вырождению человечества как вида.

Следующее соотношение, между личностью и обществом, предполагает, в первую очередь,  обращение к проблеме свободы индивида в социуме.  Личная свобода во многом связана с правом на индивидуальную интерпретацию норм, установленных в конкретном обществе. В разных обществах существует разный процент свободы интерпретации норм: например, в тоталитарных – 10 %; в традиционных и религиозных – не более 20%; в  рамках современных либерально-демократических – от 25 – до 30%, но не более, поскольку больший процент свободы интерпретации норм, по мнению социологов, ведёт к дезинтеграции общества![17]

Кроме того, свобода индивида в обществе связана с его  адаптированностью к конкретному обществу, а также с его культурной компетенцией (например, знание языка, норм, этикета, обрядности, эрудиция). Ощущение несвободы, дискомфорта человека в обществе может быть обусловлено неосведомлённостью о нормах  (например, языковых), моделях поведения, ценностях, традициях, принятых в конкретной культуре. Таким образом, свобода  личности в обществе, с точки зрения науки о культуре, определяется свободой владения нормами,  а также знанием и интуитивным ощущением допустимой в данном обществе степени интерпретации норм.

Говоря о соотношении между личностью и культурой, следует отметить основные «ипостаси» личности в культуре: во-первых, личность  - творец культуры; во-вторых, она - творение, или «продукт» культуры; в-третьих, личность носитель родной культуры; в-четвёртых, - «транслятор» культуры (например, в общении с представителями других культур); и, наконец, в-пятых,  особенно для современного общества, личность  выступает как потребитель культуры.

 Культура личности должна быть соизмерима с культурой общества и выражает меру усвоения культурного наследия, конкретных норм и правил межличностного общения, индивидуального поведения, а также степень и направленность участия личности в культурно-творческом процессе.  Культура личности классифицируется по разным основаниям; например, может быть разделена на мыслительную, духовную (включает методологическую, мировоззренческую, мыслительную культуру), и практически-деятельностную культуру личности (которая проявляется в культуре поведения, культуре общения и культуре деятельности).Выделяют также общую культуру личности (её кругозор, включающий картину мира, а также усвоенное личностью культурное наследие), и профессиональную культуру (систему усвоенных личностью специальных знаний, ценностных ориентаций, интересов, навыков и умений самостоятельной творческой деятельности по специальности).[18]

Содержание теоретической, идеализированной модели культуры личности включает целый ряд элементов: характер картины мира; направленность мировоззрения; развитое чувствование бытия; уровень интеллекта; соотношение индивидуально-личностного и социально-общественного; наличие навыков и умений,  способности усвоения социального опыта; развитая способность к саморегуляции и самоконтролю; совершенство социальных качеств, характер их внутреннего и внешнего проявления; непринужденность поведения, общения и деятельности; качество результатов деятельности и их положительная направленность; физическая культура личности; следование этикетам и т.д.[19]

Соотношение между личностью и культурой связано с проблемой самоидентификации личности. Самоидентификация личности определяется тем, что человек – существо общественное, и, следовательно, нуждается в соотнесении и отождествлении себя с конкретной группой (группами), осознанном принятии личностью культурных норм, языка, ценностей, образцов поведения, то есть в ощущении себя частью  социума.[20] Может возникнуть вопрос: зачем соотносить себя с группой? Во-первых, человеку надо жить в более или менее упорядоченном мире. Человеческое сообщество с его иерархией и установлениями даёт человеку ощущение стабильности. Во-вторых, потребность человека в самоидентификации обусловлена страхом реальной гибели без коллектива – ещё со времён первобытности существовала боязнь быть отверженным обществом, стать изгоем. Одним из самых страшных наказаний  в эпоху античности было изгнание, поэтому  Сократ предпочёл изгнанию из Афин яд. В-третьих, потребность в идентичности связана с присущим человеку стремлением к самореализации, самовыражению и самоутверждению: мы самоутверждаемся  там, где есть кому оценить нашу индивидуальность. (Вопрос:  станет ли большинство женщин делать себе макияж на необитаемом острове?)

Кроме индивидуальной самоидентификации, проявляющейся на личностном уровне, существует групповая идентичность, связанная с осознанием единства социальной группы на самых разных уровнях и основаниях: этническом (национальном), религиозном, социально-классовом, политическом, профессиональном, возрастном и т.д. Групповая идентичность обусловлена обычно длительным совместным проживанием и деятельностью, образом жизни, общими культурными чертами. В основании групповой идентичности – ощущения социальной и политической солидарности личности с группой, связанные с  чувством долга, патриотизмом, а также определённой зависимостью индивида от общества.  Ощущения единения и солидарности – внутренние проявления групповой идентичности, однако существуют и внешние её проявления, к которым  можно отнести так называемую «маркировку» - своеобразные знаки отличия группы от других коллективов. Социальными «маркерами» могут быть обряды, ритуалы, фольклор, особый диалект, церемониальное поведение, символика в одежде (цветовая, или же выраженная в фасоне и декоре), разнообразные варианты маркировки тела – причёски, бороды или бритьё голов, удлинение шеи (ушей), татуировки, подпиливание и окраска зубов и т.д.  При наличии такой маркировки человек сильнее ощущает свою причастность к социальной группе, этносу,  религии и т.д.  В рамках политической общности или профессиональной группы маркировка может быть в виде геральдических символов, униформы, жаргона или сленга, и т.д. [21]

Принадлежность к определённому обществу и конкретным группам даёт человеку чувство защищённости, уверенности и стабильности. Однако, взамен человек обязан соблюдать лояльность обществу, быть адекватным ему и культурно компетентным. В процессе социализации и инкультурации формируется человеческая личность, социально и культурно адекватная конкретному обществу. Культурная адекватность человека постоянно, на протяжении всей его жизни, корректируется в соответствии с возрастом, социальным статусом, изменением социальных ролей и т.д. Социально-культурная адекватность личности – это состояние, связанное с проявлением её активности в обществе, самореализацией и удовлетворением потребностей. При этом методы самореализации личности, также как способы удовлетворения её потребностей и интересов должны соответствовать традициям, системе ценностей, установлениям, обычаям и другим нормам данного общества. Личность оценивается обществом положительно, если её деятельность и поведение адекватны общепринятым нормам. И наоборот, если поведение человека неадекватно общественным установлениям, то он подвергнется осуждению со стороны социума.

Социально-культурная адекватностьличности формируется в процессе социализации, когда индивид усваивает нормы, правила, социальные роли, а также в  ходе инкультурации, способствующей «вхождению» человека в родную этническую или национальную культуру, усвоению им культурного наследия, традиций, знаково-символических систем, в том числе разговорного языка.

Огромное значение имеет и социокультурная адаптация личности, которая может рассматриваться как приспособление человека или социальной группы к природной и культурной среде, и как один из основных факторов культурогенеза. Выделяют несколько уровней социокультурной адаптации: адаптация к природным условиям, имевшая особое значение в период первобытности; адаптация к историческим условиям бытия, к социальному окружению, позже – адаптация к потребностям экономики и особенностям технически насыщенной искусственной среды (в рамках индустриального и постиндустриального общества). При этом социокультурная адаптация к внешним условиям постепенно превращается в адаптирование среды к потребностям человека. Выделяются коллективный (адаптация социальной группы) и индивидуальный (адаптация отдельного индивида) уровни социокультурной адаптации к новой социальной среде или новым социально-политическим условиям. Социокультурная адаптация, таким образом, выступает важнейшим условием формирования культурно адекватной личности.

В  основе социальной адекватности находится, в первую очередь, баланс между притязаниями личности на социальные роли, статусы, уровень потребления и её реальным положением в обществе; баланс между амбициями человека и культурными традициями, ценностями, нормами. Кроме того, социокультурная адекватность личности тесно связана с её культурной компетенцией.

  Культурная компетенция - знание социальных, экономических, политических, правовых, религиозных, эстетических норм конкретного общества и культуры. Важнейшим аспектом компетенции является владение языками и символикой данной культуры, причастность к её семиотическому полю.  Чем более культурно компетентен и социально адекватен человек, тем выше уровень свободы его самовыражения. Недостаточная культурная компетенция значительно ограничивает свободу индивида в обществе: достаточно представить, насколько стеснённо будет чувствовать себя человек, не владеющий (или даже недостаточно хорошо владеющий) разговорным языком. Проблемы в плане коммуникации и самовыражения будет испытывать и человек, находящийся  в чужой стране и не знающий её традиций и обычаев. 

 Культурная компетенция тесно связана с процессами социализации и инкультурации; личность становится компетентной в процессе воспитания и обучения, усвоения культурной традиции, а также в ходе социальных контактов. Компетенция в области традиций, морали, норм, обычаев, ценностных ориентаций и критериев оценки, мировоззрения и мировидения, присущих данному обществу и конкретным его слоям и социальным группам, имеет важнейшее значение для формирования культурной адекватности человека. Способствует культурной адекватности и компетентность личности в области этикета и обрядности, статусов, престижа, моды, эстетических тенденций, свобода владения языком, знакомство с социальным и историческим опытом данного общества, а также простая эрудиция и информированность о современной ситуации.

В условиях современной глобализации одним из важнейших аспектов культурной адекватности личности, с одной стороны, и основным результатом межкультурной коммуникации, в другой стороны, должно стать стремление отдельных личностей и народов в целом к взаимному пониманию и взаимодействию на основе диалога. В сущности, речь идёт о воспитании толерантности – чувстве терпимости и уважительного отношения к культуре и мнениям других людей, не совпадающими с собственными. [22] Это понятие вошло в российскую науку недавно и в рамках философии рассматривается как  важнейшая универсальная категория мышления современной культурной картины мира. Как научная категория толерантность рассматривается в контексте признания прав других людей и восприятия их равными себе.   Надо отметить, что с научной точки зрения термин «толерантность» отнюдь не является однозначным. Учёные выделяют четыре значения и проявления толерантности в разных ситуациях межкультурного общения: 1) толерантность как безразличие; 2) толерантность как невозможность взаимопонимания; 3) толерантность как снисхождение; 4) толерантность как диалог между представителями культур и расширение собственного социокультурного опыта. [23]

В сущности, осмысление толерантности началось ещё в эпоху Просвещения, с трактата «Опыт о веротерпимости» английского философа Джона Локка (1632–1704), призывавшего современников к доброй воле, взаимной любви смягчению нравов и великодушию. Особенно актуальной стала проблема толерантности, связанная уже с более широким её пониманием, нежели веротерпимость, в эпоху глобализации современного общества, когда до предела обострились отношения между экономически развитыми и развивающимися странами, между техногенными цивилизациями модернистского типа (Европа, США) и цивилизациями, основанными на традиционных ценностях.

Толерантный подход к восприятию других культур выступает условием сохранения отличий, своего рода правом на самобытность и основанием для сравнения своей культуры с другими, способствующего лучшему пониманию своего и чужого опыта. В рамках межкультурной коммуникации толерантность основывается на безусловном признании и уважении большинства культурных, этнических, расовых, социальных, религиозных различий, являющихся результатом естественного исторического развития обществ. Толерантность  - это способность уважительно относиться к другим людям независимо от их убеждений, примиряться с чужими мнениями, проявлять снисходительность к чужим поступкам, но она вовсе не предполагает попустительства негативным проявлениям в межкультурных отношениях (например, экстремизму). Представитель любого народа имеет право на свободное выражение своих взглядов, а также на взаимное понимание, уважение и сочувствие со стороны представителей других культур.

К числу самых толерантных стран относят Российскую Федерацию и США; в России это обусловлено особенностями русского национального характера, для которого толерантность - одна из наиболее характерных черт, а в США – особенностями исторического развития, в частности, заселения Северной Америки выходцами из разных стран, для которых способность уживаться друг с другом была жизненно необходима.

Противоположностью толерантности в отношениях между культурами выступает интолерантность – то есть проявления нетерпимости, основанной на убеждениях в превосходстве своего этноса (нации), социальной группы, класса, своих религиозных или политических убеждений и т.д., а также на неприятии «другого», думающего, чувствующего, ведущего себя и выглядящего иначе. Нетерпимость может выражаться различным образом: от проявлений невежливости в общении с представителями других народов и культур, до стремления к господству над ними и даже отказа им в праве на существование.

 Учёные выделяют ряд форм проявления интолерантности: этноцентризм – представление о том, что наша культура (религия, общество) - лучшая; негативные стереотипы восприятия качеств других народов; предубеждения и предрассудки; пренебрежение, насмешки и оскорбления; дискриминация в различных формах и на различных основаниях (лишение социальных гарантий, благ, ограничение прав, изоляция); национализм (в его негативной форме – на основе неприятия «другого»); ксенофобия (этнофобия, мигрантофобия); эксплуатация других народов; расизм; расовая сегрегация; осквернение чужих исторических памятников и религиозных святынь; репрессии; преследование на религиозной почве. [24]

В современных условиях поликультурности и полиэтничности особое значение приобретает задача воспитания толерантности в ходе образования. При воспитании толерантности основным условием выступает усвоение традиций собственной национальной культуры. Важнейшей целью является воспитание в духе терпимости и позитивного отношения к культурным различиям, а насущнейшей задачей выступает формирование умений и навыков межкультурного взаимодействия. Основополагающий принцип в воспитании толерантности - уже рассмотренный принцип диалога, являющийся основой взаимодействия культур, а также придающий практический смысл и самому взаимодействию, и передаваемой информации. Принцип диалога в межкультурной коммуникации, основанный на идее равенства общающихся культур, способствует распространению взаимного уважения и признания людей.

Целенаправленный процесс воспитания и образования личности, направленный на формирование толерантности, включает несколько этапов: ознакомление с культурой той или иной страны, учитывающее её уникальные особенности; языковая подготовка; специализированная культурная подготовка, связанная со сбором и изучением материала о культурном своеобразии изучаемого народа и с подготовкой к возможному «культурному шоку» при столкновении с ней. Современные учёные предлагают начинать выработку у детей способностей к коммуникации и диалогу уже в рамках начальной школы.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Как соотносятся между собой общество и культура?

2. Каково соотношение между личностью и обществом?

3. В чём выражается свобода личности в обществе и в культуре?

4. Назовите основные «ипостаси» личности в культуре.

5. Что такое культурная идентичность? Каковы её внутренние и внешние проявления?

6. Как Вы понимаете социально-культурную адекватность? Каково её значение для отдельной личности?

7. Как формируется и из чего складывается культурная компетенция личности?

8. Что такое толерантность?

9. Назовите известные Вам формы проявления интолерантности.

Темы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Самоидентификация личности и соотношение между личностью и культурой.

2. Понятие культурной идентичности и её  проявления.

3. Социально-культурная адекватность личности  и самореализация личности.

4. Инкультурация и формирование культурной компетенции личности.

5. Основные принципы воспитания толерантности у личности в ходе образования.

Примерный сценарий деловой игры

«Культурная адекватность и культурная компетенция».

- цель игры - обратить внимание студентов-бакалавров на важнейшие проблемы социализации, инкультурации и становления культурно адекватной личности; способствовать рефлексии учащихся относительно собственной культурной адекватности и компетенции;

- задача игры: в игровой форме дать представление об основных аспектах формирования культурной компетенции;

Этапы проведения и план игры:

1) педагог проводит ознакомление с целями, задачами, условиями и правилами игры – на предшествующем игровому семинарском занятии;

2) в случае согласия группы с тематикой игры, условиями и правилами игры, студентам выдаётся задание и перечень рекомендуемой литературы  для подготовки к игре;

3) в период между занятиями (приблизительно неделя) группа готовится к проведению игры: собирает необходимую информацию, иллюстративный материал (если он необходим), выбирает из своего числа наиболее активных участников; при необходимости студенты обращаются с вопросами к педагогу: например, по поводу дополнительной литературы.

4) Непосредственно игровое занятие.

Время проведения – 2 академических часа (90 минут).

Количество игроков – от 10 до 15 в среднем (не более 20) человек.

- организационная часть, включающая вступительным словом педагога, проводящего инструктаж, объясняющего условия и правила игры, определяющего критерии и способы оценки результатов игры, меры поощрения игроков. Возможно также краткое напоминание о сути понятий, которым посвящено занятие:  10 мин.

- «разминка» по методу «микрофон»: группа по-очереди называет (вариант – каждый записывает на бумаге) не менее 10 характеристик культурно компетентной личности. Ответы записываются специально выбранным «секретарём» (или самим ведущим – преподавателем). Группа выбирает из предложенного перечня качеств наиболее важные (в случае записи на листках – наиболее часто встречающиеся) – 15 мин.

- участники игры делятся на группы по 3-5 человек и обсуждают выявленные на предшествующем этапе игры качества культурно компетентной личности; определяют у себя их наличие, а также примерные пути и условия выработки этих качеств (в случае их слабой выраженности или же отсутствия); в итоге обсуждения группы участников представляют свои проекты выработки культурной компетенции - количество отводимого времени – 45 мин.

- этап обобщения и рефлексии: на этом этапе в игру активно включается преподаватель, до этого занимавший позицию наблюдателя, координатора и арбитра. Преподаватель вместе с учащимися подводит общие итоги игры, оценивая работу студенческой группы в целом, –  10 мин.

- этап подведения итогов: оценка результатов работы групп по критериям активности участия, организованности участников, уровню их информированности и степени подготовки к игре, по качеству предложенных проектов, их продуманности, оригинальности решений и т.д. Оценка каждой подгруппы производится преподавателем при участии всей студенческой группы. Каждый из вышеуказанных критериев даёт подгруппе балл - в случае положительной оценки; в случае негативной оценки по какому-либо критерию балл вычитается. Общее количество баллов складывается, и даёт итоговую оценку для каждой из подгрупп. Общий балл конкретной подгруппы учитывается преподавателем при итоговой аттестации каждого её участника. Максимальное количество баллов – 5. Время, отводимое на этот этап - 10 мин.

 

Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения:

1.  Гуревич, А. Я. Культура Средневековой Европы / А. Я. Гуревич. – М., 2007. – 473 с.

2. Гуревич, П. С. Культурология: учеб. для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2007. - 280 с.

3. Кравченко, А. И. Культурология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Gaudeamus, 2008. - 496 c.

4. Культурология: учеб. для студентов технических вузов / Н. Г. Багдасарьян и др. – М.: Высшая школа, 2007. - 495 c.

5. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Г. В. Драча. – М.: Альфа-М - ИНФРА-М, 2009. – 413 с.

6. Культурология: учеб. для вузов./ под ред. М. С. Кагана, Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2010. – 566 с.

7.   Культурология: учеб. пособие / Т. Н. Волобуева и др., сост., отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Библионика, 2007. – 303 с.

8. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 638 с.

9.  Культурология: энциклопедия: в 2-х т./ под ред. С. Я. Левит. – М.: РОССПЭН. – 2007. - Т. 1. – 1391 с. – Т. 2. – 1183 с.

10.  Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М., 2007.  – 376 с.

11. Марков, Б. В. Культура повседневности: учеб. пособие / Б.В. Марков. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

12. Моисеева, Н. А. Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие / Н. А. Моисеева. – СПб.: Питер, 2007.  – 258 с.

13. Рак, И. В. Мифы Древнего Египта / И.В. Рак.  – СПб.: 2007. – 270 с.

14.  Садохин, А.П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие/ А.П. Садохин. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009.  - 288 с.

15.  Словарь средневековой культуры / сост. С.Я. Левит. – М., 2007. – 326 с.

16.  Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С.Н.Иконниковой, В.П.Большакова. – СПб: Питер, 2008. – 592 с.

17.  Толерантность в культуре и процесс глобализации / Учреждение Российской акад. наук Институт философии РАН, Акад. гуманитар. исслед. – М.: Гуманитарий, 2010. – 488 с.

 

Тема 5. Динамика культуры.

 

Динамика культуры изучает процессы изменения культуры во времени. Культурные процессы проявляются в культурных событиях, поэтому событийная история отражает процессы, происходящие в культуре данного общества в конкретный период. В разные эпохи, у разных народов, в различной исторической обстановке одни и те же по сути явления и процессы культуры будут проявляться по-разному. Однако, при этом, культурные события, изучаемые историей культуры, выступают конкретными историческими проявлениями типических и универсальных процессов, являющихся предметом исследования теории культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: