Тема 3. Языки и символы культуры. 9 страница

Достаточно востребованным в научных кругах традиционно является региональный принцип типологии культур, например, деление культур и обществ на «западные» и «восточные», или «северные» и «южные». Категории «Восток» и «Запад» в культурологическом плане предполагают не столько географические (топологические, пространственные) характеристики культур, сколько ценностно-смысловые. Оба рассматриваемых типа культур, - и восточный, и западный, - крайне неоднородны в отношении «ареала» распространения. Так, под «Западом» в культурно-историческом плане часто понимаются исключительно христианские культуры Западной Европы, начиная с эпохи Средневековья и до наших дней. В этом случае говорят о самостоятельной и самобытной цивилизации Запада. Достаточно распространёна также точка зрения, согласно которой в понятие «Запад» включается также и греко-римская античность, и США. Под «Востоком» понимают ещё более неоднородный по составу комплекс; чаще всего указывают на несколько совершенно отличных друг от друга культурно-исторических миров - индийский, китайский и ближневосточный (индуистский, буддийский, конфуцианский, мусульманский).

 Соотношение «Восток - Запад» чаще всего выступает в качестве философско-исторической антитезы. В современной науке существует целый ряд весьма известных представлений о «восточной» и «западной» парадигмах (моделях, образцах) культуры. К устойчивым относится, например, представление о том, что Западу присущи либерализм и стремление к прогрессу, тогда как Востоку свойственны консерватизм и традиционализм. Считается, что в этическом плане на Востоке преобладают тенденции к созерцательности и аскетизму, тогда как для Запада свойственны активность и утилитаризм. Психологически Востоку более, чем Западу, присущи сдержанность, скрытность, замкнутость, стремление к конформизму. На Западе более распространено стремление к новациям, динамизму развития, упрощению ритуалов, снижению роли традиций, индивидуальной предприимчивости. Считается, что с Запада приходят инновационные технологии, с Востока – в основном духовные, религиозные идеи. Распространены весьма известные представления о рационализме Запада и иррационализме Востока, а также о приоритете в западной философии проблематики бытия, а на Востоке – идеи небытия. Тогда как в философии Востока истина чаще всего невыразима словом и мудрецы показывают пример своим образом жизни, в западной философии для мыслителя важно словесно сформулировать идею и, с помощью риторики и ораторского мастерства, убедить собеседника. На Востоке божественную субстанцию находят в собственной душе, на Западе – вовне, «на небеси». Именно поэтому Востоку свойственно самоуглубление, погружение в себя, трансцендентальная медитация, а «люди Запада», христиане, обращают свой взор вне себя, к небу. Западу присуще повышенное внимание к внешнему миру и активное стремление проявить себя в нём. Исходя из этого, часто можно слышать утверждения о преимущественной интроверсии Востока и экстраверсии Запада. Широко известны также представления об огромной роли свободной творческой личности на Западе и первостепенной роли коллектива на Востоке и, соответственно, об ориентации Запада на индивидуализм, а Востока - на коллективизм. Известны утверждения и о большей возвышенности, таинственности, символичности, и в то же время, меньшей реалистичности и утилитарности восточного искусства по сравнению с западным. [37]

Подобный комплекс представлений о восточной и западной парадигмах обычно предельно обобщён. При этом противопоставление Востока и Запада по ряду оснований выглядит неоднозначным и явно условным. Например, весьма условно утверждение о господстве на Западе рационального типа познания, а на Востоке – иррационального, интуитивного, поскольку главное отличие восточной философии состоит не в отсутствии рационализма, а в связи с религией и наличии особых психотехник, таких, как, например йога.[38] Аналогично спорно выглядит сравнение восточной и западной науки, поскольку на Востоке, в частности в Индии и Китае, многие научные направления, например, в математике и медицине, развивались ранее, чем в античных Греции и Риме. Также неоднозначно и утверждение о том, что инновационные технологии приходят в основном с Запада. Здесь, во-первых, достаточно вспомнить, сколько идей и изобретений, общезначимых для человечества, пришли в своё время с Востока. Во-вторых, нельзя забывать о современном уровне и темпах развития технологий в ряде стран, традиционно относившихся к Востоку.

Истоки культурно-исторического и ценностно-смыслового противопоставления Востока и Запада относят к античности: уже древнегреческие и позже древнеримские источники чётко разделяли свои культурные характеристики и особенности культур восточных. В новое и новейшее время в европейской науке существовало несколько подходов к пониманию антитезы Запад-Восток. Во-первых, противопоставление Востока и Запада, связанное с присущими европейскому самосознанию европоцентристскими установками: различие между Западом и Востоком выводили из представления об отсталости восточных культур по сравнению с Европой. Восток рассматривался как более низкая по сравнению с Западом ступень исторического прогресса. Такой взгляд присутствовал, например, в рационалистических философско-исторических концепциях Г.В.Ф. Гегеля и Э. Гуссерля, которые отводили главную роль во всемирно-историческом процессе христианским народам Европы. Другой подход присутствует в теориях Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, выделявших в истории отдельные самобытные культурно-исторические миры. Концепция К. Ясперса имеет компромиссный характер: учёный, с одной стороны, признавал универсальность и всемирное историческое значение западной христианской цивилизации, а с другой – обнаруживал черты универсальности у ряда цивилизаций Востока - Индии, Китая, Палестины, Ирана.

Уже не первое столетие существует несколько основных подходов к проблемам взаимодействия восточных и западных культур: от отрицания его возможности, до достаточно оптимистических прогнозов в развитии диалога между Востоком и Западом. В концепциях, предлагающих пути решения проблемы этого диалога важная роль часто придаётся России, расположенной «на стыке» Востока и Запада.

При этом вопрос о месте России в мировой истории традиционно влечёт обращение к обозначенной выше философско-исторической схеме «Восток-Запад», к соотнесению России с элементами этой классической схемы. Зависимости от угла зрения, Россию часто относят либо к Востоку, либо к Западу. Например, у русских западников Х1Х в. существовало убеждение в принадлежности России как христианской страны к западному миру. Существует и третья вполне распространённая точка зрения, согласно которой Россию рассматривают как вполне самостоятельный по отношению к Европе, самобытный культурный мир. Так рассматривали Россию славянофилы. Согласно позиции евразийства, Россия представляет собой часть Евразии, расположенную между Европой и Азией, но не зависящую ни от Запада, ни от Востока. С точки зрения Н.А. Бердяева, Россия - это некий «Востоко-Запад», сочетающий черты обоих типов. Существует также идея, впервые высказанная П.Я. Чаадаевым, что Россия, способная сочетать в культуре рациональность и воображение, могла бы стать своего рода «мостом» между Западом и Востоком. Так, по мнению В.С. Соловьёва, Россию следует рассматривать как некую «третью силу», призванную играть роль объединителя между восточными и западными культурами. Согласно современных подходов к определению места России в мировой истории, принимается во внимание, с одной стороны, принадлежность русской духовной традиции к христианству, этническое родство с европейскими народами, большее сходство российской государственности с Западом, чем с Востоком, и, с другой стороны, специфические особенности России, отличающие её от Европы в духовном, цивилизационном, государственном отношении. В соответствии с этим подходом, Россию исторически относят, наряду с Западной Европой и Византией, к числу христианских цивилизаций западного мира.

Современная позиция относительно культурно-исторических схем «Восток-Запад» и «Восток-Запад-Россия» признаёт их допустимость лишь с учётом понимания под «Западом» и «Востоком» определённых культурно-исторических характеристик. Так, «Запад» обозначает культуры, с которыми связано происхождение демократии, рыночных отношений, капитализма, рационалистической философии, либерализма, современной науки, - т.е. явлений, обусловивших развитие индустриального общества. Понятие «Восток», в этом случае, призвано обозначить общества и культуры, сохранившие (в прошлом) и сохраняющие (ныне) свою традиционность.[39] 

В ХХ в., кроме соотношения «Восток-Запад», стала актуальной проблема отношения «Севера», под которым понимаются страны Запада, и «Юга», обозначающего социокультурные миры народов субтропического пояса, включающего Африку, Океанию, Меланезию. При этом, в противопоставлении «Северу» (о одновременно «Западу»), «Юг» подчас пересекается с «Востоком». Актуализация проблематики «Юга» связана, в первую очередь, с  крушением колониальной системы и подъёмом национального самосознания народов Африки и Океании. Специфика «Юга» - в огромном разнообразии этнических групп, языков и религий, особенно местных религиозных культов. В противовес западному рационализму в ХХ в. возникла элитарная концепция негритюда, принадлежащая выдающемуся мыслителю и политическому деятелю Сенегала Леопольду Сенгору, видевшему коренное отличие негритянской культуры от европейской в эмоциональном, чувственном восприятии мира, основанном на уважении к жизни и выражающемся в чрезвычайной экспрессии искусства. С точки зрения Сенгора, культуры африканских народов являются антиподом европейских культур, во многих отношениях превосходящим западное рационалистическое индустриальное общество. По мнению мыслителя, будущее человечества во многом связано с восприятием ценностей негритянских культур.

Искусство «Юга» оказало, и продолжает оказывать огромное воздействие на искусство Западного мира, явно обогатив его музыкальное и изобразительное искусство - мировая культура ХХ-ХХ1 вв. немыслима без джаза, рэгги, диско, рэпа, равно как без таких направлений в живописи, как экспрессионизм и кубизм, важнейшим источником для которых послужила африканская культура. Важен и вклад африканской культуры и в развитие спорта. Необходимо вспомнить также об известной философской концепции «уважения к жизни», принадлежащей немецкому мыслителю, протестантскому теологу, общественному деятелю, лауреату Нобелевской премии мира, Альберту Швейцеру (1875-1965) многие годы самоотверженно, подвижнически работавшего врачом в Габоне - истоки теории Швейцера тесно связаны с его просветительской деятельностью среди африканцев.[40]

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Какие принципы для типологии культур Вам известны?

2. Что такое тип культуры?

3. Какие Вы можете назвать виды культуры?

4. Что такое «субкультура»? Какие бывают субкультуры?

5.  Какие формы (формы выражение художественного содержания) Вы знаете?

6. Что такое отрасли (сферы) культуры?

7. Назовите и охарактеризуйте типы культуры, выделенные на основе семиотического принципа.

8. Каковы основные характеристики типов культуры, предложенных в концепции М. Мид?

9. В чём отличие между «высококонтекстуальными» и «низкоконтекстуальными» культурами?

10. Охарактеризуйте монохронные и полихронные культуры.

11. Что означает деление культур на «маскулинные» и «феминные»?

Темы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Восточные и западные типы культур.

2. Барокко в европейской культуре Нового времени.

3. Классицизм Нового времени: разрыв со Средневековьем и возращение к античной рациональности.

4.  Основные принципы эпохи европейского Просвещения.

5.  Великие стили как отражение духа времени: сентиментализм, романтизм и реализм - союзники и антиподы.

Литература, рекомендуемая для самостоятельного изучения:

1. Викторов, В.В. Российская цивилизация: тенденции развития от истоков к современности: учеб. пособие / В.В. Викторов.
– М.: Вузовский учебник, 2009.  – 336.

2. Гуревич, П. С. Культурология: учеб. для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2007. - 280 с.

3.  Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М.: Академический проект, 2009. - 552 с.

4.  Кравченко, А. И. Культурология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М.: Gaudeamus, 2008. - 496 c.

5.  Культурология: учеб. для студентов технических вузов / Н. Г. Багдасарьян и др. – М.: Высшая школа, 2007. - 495 c.

6. Культурология: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. Г. В. Драча. – М.: Альфа-М - ИНФРА-М, 2009. – 413 с.

7.  Культурология: учеб. для вузов./ под ред. М. С. Кагана, Ю. Н. Солонина. – М.: Юрайт, 2010. – 566 с.

8.   Культурология: учеб. пособие / Т. Н. Волобуева и др., сост., отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Библионика, 2007. – 303 с.

9. Культурология. История мировой культуры: учеб. / под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 638 с.

10. Культурология: энциклопедия: в 2-х т./ под ред. С. Я. Левит. – М.: РОССПЭН. – 2007. - Т. 1. – 1391 с. – Т. 2. – 1183 с.

11.  Теория культуры: учебное пособие /под ред. С.Н.Иконниковой, В.П.Большакова. – СПб: Питер, 2008. – 592 с.

12.  Шпенглер, О. Закат Западного мира: Очерки морфологии мировой истории: в 2-х тт. / О. Шпенглер. – М.: Академический проект, 2009. – Т. 1. – 764 с. – Т. 2. - 648 с.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: