Метод пусковой кнопки

Этот метод, эффективен с людьми, чувствующими себя жертвами своих эмоций. Суть метода заключается в просьбе к пациенту закрыть глаза, воссоздать приятное событие из своего прошлого и отметить то чувство, которое сопровождает это воспоминание. Затем его просят воссоздать какое-нибудь неприятное событие, связанное с болью, унижением, неудачей или гневом, и отметить сопутствующее чувство. Вслед за этим пациент снова воссоздает первую сцену. Урок, которому адлерианцы пытаются научить пациента, заключается в том, что он может создать любое чувство, которое он пожелает, просто решив, о чем думать. У него под рукой находится кнопка, и он может нажать ее при желании создать любое чувство, хорошее или плохое. Он является создателем, а не жертвой, своих чувств. Например, для того, чтобы быть в депрессии, требуется выбор бытия в депрессии. Мы пытаемся поразить пациента его возможностями в самоопределении. Этот метод, разработанный Г. Моусаком для клинического использования, был темой экспериментального исследования Брюера, который пришел к выводу, что это – самая эффективная техника при лечении депрессии.

“Ага-переживание”

По мере того, как в ходе лечения пациент обретает осознавание и все больше участвует в жизни, он периодически испытывает “ага-переживание” или “эврика”. “Эй, да это имеет смысл”. “Теперь я знаю, как это действует”. “Вот это да, да это проще, чем я думал”. С пониманием у него появляется уверенность в себе и оптимизм, которые приводят к желанию противостоять жизненным проблемам, не избегая обязательств, сострадания и эмпатии.

Посттерапия

Лучшая часть терапии происходит после терапии, когда оперившееся человеческое существо может покинуть терапевтическое гнездо, и само пробует свои крылья, самостоятельно добывая себе пищу, и, подобно свободному духу летая во вселенной. Пациент может применить приобретенные знания в собственных интересах и в интересах общества. В каком-то смысле цель терапии может быть определена как превращение терапевта в нечто излишнее. Если и терапевт, и пациент хорошо сделали свою работу, то цель будет достигнута.

Применение

Проблемы

Хотя А. Адлер, подобно другим врачам своего времени, проводил психотерапию один на один, его собственный взгляд вывел его из кабинета в общественную деятельность. Никогда не отказываясь от клинических интересов, он одновременно был преподавателем и социальным реформатором. Джуст Мерло, последователь З. Фрейда, отдает должное А. Адлеру:

Собственно говоря, весь психоанализ и вся психиатрия пронизана адлеровскими идеями, хотя при этом мало кто хочет признать этот факт. Мы все – плагиаторы, хотя нам ненавистно признаться в этом… Вся социальная психиатрия была бы невозможна без склонности А. Адлера быть первопроходцем.

Клинические

Все ранние первооткрыватели психотерапии пробовали лечить психотиков. Однако считалось, что из-за невозможности создать отношения переноса психотики не подвластны психотерапии. Адлерианцы, не обремененные концепцией переноса, регулярно лечили психотических пациентов. Генри Элленбергер говорит, что “среди великих пионеров динамической психиатрии, Джанет и А. Адлер являются единственными, кто обладает личным клиническим опытом работы с преступниками, а А. Адлер был единственным, кто что-то написал на эту тему, исходя из своего непосредственного опыта”. Эрнст Папанек, о котором Клод Браун так ярко написал в “Мальчик на земле обетованной”, который был директором Школы Вильтвука, известной своими реформаторскими идеями, а также Г. Моусак создали программу групповой терапии в тюрьме Кук Каунти в Чикаго. Модель роста, присущая адлерианской теории, подсказала адлерианцам мысль, рассмотреть человеческие проблемы с точки зрения реализации, становления дружественным человеком. Следовательно “лечение” для “нормальных” людей с “нормальными” проблемами. Терапия не обеспечивает пациента философией жизни, насколько бы он продвинулся в искоренении или облегчении симптомов, модификации поведения или инсайта, терапия остается незавершенной. Поэтому адлерианцы заботятся о жизненных и экзистенциальных проблемах клиента. Неполноценность, страдание и болезнь не являются ценой допуска в адлерианскую терапию. Можно пройти терапию, чтобы познать себя, вырасти, достигнуть самоактуализации.

Социальные

Интересы А. Адлера были скорее католическими. В области образования полагаясь на профилактику, чем на лечение, он основал семейные образовательные центры в сообществах, где родители и учителя могли получить непосредственный совет по воспитанию детей. Р. Дрейкурс и его студенты основали семейные образовательные центры по всему миру. Ответвлением этих центров являются сотни родительских учебных центров, где родители могут делиться своими проблемами и решениями с другими родителями. Кроме того, адлерианские терапевты используют ряд методов для обучения тех, кто профессионально занимается воспитанием детей.

Оценка

До недавнего времени было немного исследований, осуществленных адлерианцами. Впрочем, как и большей частью европейских клиницистов. Европейские адлерианцы с подозрением относились к исследованиям, основанным на статистических методах. Усложняющим фактором был идеографический (метод, основанный на изучении случая) подход, на который полагались адлерианцы. Статистические методы более подходят для номотетических (групповых) исследований. Даже теперь статистики еще не разработали приемлемый метод для идеографических исследований. Исследовательские методы хорошо приспособлены к изучению “каузальных” факторов, а адлерианцы отвергают причинность, считая, что ее вклад в понимание человека ограничен.

Наиболее часто цитируемые исследования, включающие в себя адлерианскую психологию, были проведены неадлерианцами. Фред Фидлер сравнил терапевтические взаимоотношения в психоаналитической, недирективной и адлерианской терапиях. Он обнаружил, что существует гораздо большее сходство между терапевтическими отношениями, созданными опытными терапевтами этих трех школ, чем между опытным и менее профессиональным терапевтом в одной и той же школе. Недавно Крендалл представил свое первое широкомасштабное исследование адлерианского конструкта. Из-за целого ряда способов определения социального интереса его исследование представляет ценный вклад в понимании этой концепции.

В совместном исследовании, проведенном (Роджерианским) Консультативным центром университета Чикаго и Институтом Альфреда Адлера в Чикаго, было исследовано влияние временных ограничений в психотерапии. Пациенты обеих групп проходили краткосрочную терапию (20 сессий). Эти группы сравнивались друг с другом и с двумя контрольными группами. Исследователи сообщили об изменениях в корреляциях между Я и идеалом”. Эти корреляции значительно увеличились, из чего был сделан вывод, что ограниченная во времени терапия “не только эффективна, но и в два раза результативней, чем терапия без временных ограничений”. Последующее обследование (спустя год) обеих экспериментальных группах показало сохранение достигнутых результатов.

Большая часть исследований в области семейной констелляции было также проведено неадлерианцами. Чарльз Майли и Люсиль Форер собрали библиографию этой литературы. Сообщаемые результаты противоречивы, возможно, потому что неадлерианцы считают порядок рождения вопросом порядкового положения, а адлерианцы рассматривают порядок рождения в смысле психологического положения. Во многих своих исследованиях семейной констелляции Вальтер Томан признает такое различие.

Х. Ансбахер и Г. Моусак также проводят различие между фрейдистским и адлеровским подходами к интерпретациям ранних воспоминаний. Робин Гушурст создал руководство для интерпретирования и подсчета определенного класса воспоминаний. Проведенное им изучение надежности показало, что эксперт может интерпретировать данные ранних воспоминаний с высокой межэкспертной надежностью. Он же осуществил изучение валидности, чтобы проверить гипотезу о возможности идентификации жизненных целей, исходя из данных ранних воспоминаний, и обнаружил, что это осуществимо в двух из трех экспериментальных групп. Тогда как Ф. Фидлер сравнивал терапевтов разных ориентаций, Хайне сравнил сообщения пациентов о своих ощущениях при адлеровской, фрейдистской и роджерианской терапиях.

Без сомнения адлерианская психология получила бы пользу от большего количества исследований. Со смещением центра из Европы в Соединенные Штаты, с ускоряющимся в последние годы ростом адлерианских школ, с вхождением адлерианцев в академические круги и с развитием новых исследовательских стратегий, пригодных для идеографических данных, становятся все более заметными ростки интеграции адлерианцев в исследовательскую деятельность.

Лечение

Исторически сложилось так, психотерапия один на один была первоначальной формой лечения. Многие адлерианцы до сих пор считают индивидуальную психотерапию предпочтительным лечением. Адлерианцы демонстрировали готовность проводить лечение с любым, кто искал их услуг.

Р. Дрейкурс, Г. Моусак и Шульман ввели множественную психотерапию (multiple psychotherapy), формат, при котором несколько терапевтов лечат одного пациента. Она дает возможность постоянного консультирования между терапевтами, предотвращает эмоциональную привязанность пациента к одному терапевту и устраняет или разрушает тупиковые ситуации. Тем самым также минимизируются реакции контрпереноса. Увеличивается гибкость терапевтических ролей и моделей. На пациента оказывает большее впечатление и его больше убеждает, когда два терапевта независимо согласны. Также пациент может выиграть от опыта наблюдения несогласия между терапевтами и понять, что люди могут не соглашаться без потери лица. Преимущества для пациента следующие:

1. Множественная терапия создает атмосферу, которая облегчает обучение.

2. Пациент может взаимодействовать с двумя различными личностями, придерживающихся разных подходов.

3. Предложение новой точки зрения способствуют избеганию терапевтических тупиков, тем самым, сокращая курс терапии.

4. Пациенты могут видеть себя более объективно, поскольку они являются и участниками и наблюдателями.

5. В том случае, если пациент и терапевт “не поладят друг с другом”, то пациент не становится терапевтической “катастрофой”, а просто передается другому терапевту.

6. Гораздо легче решаются многие проблемы, связанные с зависимостью при лечении. Сюда входят ответственность за себя, отсутствие терапевта, реакции переноса и завершение.

7. Множественная терапия является примером демократического социального взаимодействия и поэтому представляет собой ценный урок для пациента.

Дополнительное преимущество этого метода – в использовании его для обучения терапевтов. Супервизор не полагается на изложение кандидата-терапевта, которое может быть искажено ретроспективной фальсификацией. Супервизоры непосредственно участвуют вместе с кандадатом-терапевтом в процессе лечения, наблюдают их вмешательства, обеспечивают их безопасностью и поддержкой и могут комментировать наблюдаемое поведение.

Р. Дрейкурс в середине 1920-х инициировал использование групповой терапии в частной практике, что было естественным развитием адлерианской аксиомы, что проблемы людей всегда являются проблемами социальными. Групповая терапия нашла значительное число приверженцев среди адлерианцев. Некоторые адлерианцы считают групповую терапию предпочтительным методом как с практической стороны (например, оплата, можно лечить большое число пациентов, и т.п.) так и потому, что полагают, что поскольку человеческие проблемы являются главным образом социальными проблемами, то с ними наиболее эффективно можно справляться в социальной ситуации группы. Другие используют групповую терапию как предваряющую индивидуальную работу или для того, чтобы ослабить интенсивность индивидуальной психотерапии. Ряд терапевтов комбинируют индивидуальную и групповую психотерапию, твердо веря в то, что это сочетание делает максимальным терапевтический эффект. Другие терапевты до сих пор представляют себе группу, как вспомогательное средство при решении определенных проблем или при работе с определенными группами населения. Ведение группы двумя ко-терапевтами очень распространено среди адлерианцев.

Одной из ветвей группового лечения является терапевтический социальный клуб при психиатрической больнице, подобный клубу, созданному британским адлерианцем Джошуа Бирером. Сходные клубы существуют в Нью-Йорке и в больнице Святого Джозефа в Чикаго. Хотя эти клубы обладают поверхностным сходством с реабилитационной группой Абрахама Лоу и с домами на полпути (halfway house) в том, что все они стараются облегчить воссоединение пациента с обществом, но терапевтический социальный клуб выделяет скорее “социальные”, а не “терапевтические” аспекты жизни, реализуя “здоровую”, а не “больную” модель. Психодрама используется адлерианцами, иногда как отдельная терапия, иногда наряду с иной формой лечения.

Консультирование супружеских пар сыграло значительную роль в деятельности адлерианцев. Адлерианцы не поддались общей склонности тех времен и предпочитали лечить пары как единое целое, а не как отдельных индивидуумов. “Лечение” всего лишь одного супруга можно сравнить с обладанием только половиной диалога пьесы. Видение пары как целое предполагает наличие общей проблемы в отношениях, а не индивидуальных проблем. Такой взгляд стимулирует совместное усилие партнеров по решению их межличностных проблем. Консультант может наблюдать взаимодействие и указывать им на его характер. Групповая терапия супружеских пар и группы обучения супружеских пар - это еще две возможные формы супружеского консультирования. Филипс и Корзини написали книгу для самопомощи, для использования женатыми людьми, испытывающими трудности в супружестве.

В начале 1920-х А. Адлер убеждал администрацию образования в Вене основать в школах центры детского образования. В них социальная группа стала основным средством лечения. Р. Дрейкурс написал несколько популярных книг и множество статей для распространения этой информации среди родителей и учителей, и в настоящий момент тысячи родителей вступили в члены учебных групп, где они получают дополнительную информацию о воспитании детей.

Превентивные методы, подобные тем, которые инициировал еще А. Адлер, были приняты многими педагогами и школьными консультантами и использовались ими в классах, школах, а в одном случае, целиком в школьной системе. Эти методы первоначально были применены в Индивидуальной психологической экспериментальной школе в Вене, а затем усовершенствованы в этой стране многими преподавателями.

Что касается более широких социальных проблем, Р. Дрейкурс посвятил последнюю часть своей жизни проблеме разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов. Кеннет Кларк - психолог и бывший президент Американской психологической ассоциации, посвятил большую часть своей карьеры изучению и созданию рекомендаций по решению проблем негров, подобно тому, как делали Элам и Жаклин Браун.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: