ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студента в области разработки и реализации стратегии предприятия.
Задачи дисциплины:
· изучение теоретических основ стратегического менеджмента;
· ознакомление с отечественным и зарубежным опытом в сфере стратегического менеджмента;
· освоение современных подходов в области разработки стратегии фирмы;
· формирование навыков анализа внутренней и внешней среды организации.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Цикл, к которому относится дисциплина:
Б1.Б.3.5 Базовая часть. М3. Организационно-административный модуль.
Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина:
· Экономическая теория
· Институциональна экономика
· Теория менеджмента
· Маркетинг
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса «Экономическая теория»:
Знания: основных понятий и моделей неоклассической и микроэкономической теории.
|
|
Умения: применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности.
Владения: навыками целостного подхода к анализу проблем общества.
Из курса «Институциональная экономика»:
Знания: основных понятий и моделей институциональной теории, макроэкономики и мировой экономики; основных макроэкономических показателей и принципов их расчета.
Умения: ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; проводить анализ отрасли (рынка), используя экономические модели.
Владения: экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства.
Из курса «Теория менеджмента»:
Знания: принципов развития и закономерностей функционирования организации; основные бизнес-процессы в организации; принципов целеполагания, видов и методов организационного планирования.
Умения: анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; разрабатывать программы осуществления организационных изменений и оценивать их эффективность.
Владения: методами реализации основных управленческих функций.
Из курса «Маркетинг»:
Знания: содержания маркетинговых концепций управления.
Умения: использовать информацию, полученную в результате маркетинговых исследований;
Владения: методами разработки и реализации маркетинговых программ.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
|
|
· Конкурентоспособность предприятия
· Инвестирование
· Стратегический маркетинг
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ОПОП ВО:
общекультурные компетенции:
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способность использовать основы экономических знаний в различных
сферах деятельности (ОК-3);
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).
общепрофессиональные компетенции:
владение навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);
способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность с позиции социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
способность проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);
профессиональные компетенции:
владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности (ПК-3);
способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-5).
В результате освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» обучающийся должен:
Знать: место и роль стратегического менеджмента в системе управления предприятием; методологические подходы и принципы стратегического менеджмента; методы анализа макро- и микросреды организации; принципы формулировки и оценки целей предприятия; основные методы выбора альтернативных стратегий; методы управления организацией в условиях динамично изменяющейся, неопределенной внешней среды.
Уметь: применять теоретические знания в практической деятельности; использовать основные методы и приемы стратегического планирования деятельности организации; проводить оценку конкурентоспособности предприятия; прогнозировать изменение экономической конъюнктуры; формулировать миссию предприятия; разрабатывать стратегии развития предприятия.
Владеть: аналитическими приемами анализа, обработки и интерпретации информации; методами анализа внутренней и внешней среды организации; технологиями разработки и реализации стратегии.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов, из них 100 аудиторных часов.
Распределение учебной нагрузки по дисциплине составляет:
аудиторная –5 часов в неделю в 4-м семестре;
самостоятельная работа студентов – 4 часа в неделю в 4-м семестре.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Форма обучения | |
очная | заочная | |
4 года | 4 года 8 месяцев | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
часов | 180 | 180 |
зачетных единиц | 5 | 5 |
Аудиторные занятия | 100 | 24 |
лекции | 50 | 12 |
практические занятия | 50 | 12 |
Самостоятельная работа | 80 | 156 |
изучение теоретического курса | 29 | 57 |
подготовка к семинарским занятиям | 29 | 57 |
выполнение контрольной работы | 20 | |
подготовка к экзамену | 22 | 22 |
Семестр | 4-й | 4-й |
Вид промежуточного контроля | экзамен | экзамен |
Содержание и тематическое планирование дисциплины для студентов очной формы со сроком обучения 4 года
|
|
Таблица 2
Содержание и тематическое планирование дисциплины для студентов очной формы
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Вид учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Введение в стратегический менеджмент | 4 | ||||||
1.1 | Становление стратегического менеджмента. | 1 | 3 | 2 | 3 | В, КСР | ||
1.2 | Модель стратегического менеджмента. | 2 | 3 | 4 | 4 | ДЗ, КСР | ||
1.3 | Школы стратегического менеджмента. | 3 | 2 | 4 | 6 | ДЗ, КСР | ||
1.4 | Миссия и цели организации. | 4 | 3 | 2 | 3 | РСЗ, КСР | ||
2 | Стратегический анализ | 4 | ||||||
2.1 | Анализ внутренней среды организации. | 5 | 3 | 4 | 4 | РСЗ, КСР | ||
2.2 | Анализ внешней среды. | 6 | 4 | 4 | 4 | ДЗ, РСЗ, КСР | ||
2.3 | Матрицы в стратегическом анализе. | 7 | 4 | 4 | 4 | РСЗ, КСР | ||
2.4 | Альтернативные методы анализа | 8 | 3 | 4 | 4 | РСЗ, КСР | ||
3 | Стратегия организации | 4 | ||||||
3.1 | Понятие стратегии. | 9 | 2 | 2 | 2 | РСЗ, КСР | ||
3.2 | Классификация стратегий. | 10 | 3 | 2 | 2 | РСЗ, КСР | ||
3.3 | Стратегический маркетинг. | 11 | 3 | 4 | 4 | ДЗ, РСЗ, КСР | ||
3.4 | Бизнес-планирование. | 12 | 3 | 2 | 3 | РСЗ, КСР | ||
3.5 | Реинжиниринг бизнеса. | 13 | 2 | 2 | 3 | РСЗ, КСР | ||
4 | Реализация стратегии | 4 | ||||||
4.1 | Области проведения стратегических изменений. | 14 | 3 | 2 | 3 | РСЗ, КСР | ||
4.2 | Система планов и методы распределения ресурсов. | 15 | 3 | 4 | 3 | ДЗ, РСЗ, КСР |
Окончание таблицы 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
4.3 | Мобилизация человеческого потенциала. | 16 | 3 | 2 | 3 | ДЗ, РСЗ, КСР | ||
4.4 | Определение эффективности стратегии. | 17 | 3 | 2 | 3 | РСЗ, КСР | ||
Подготовка к экзамену | 22 | |||||||
ИТОГО: |
| 50 | 50 | 80 |
|
| ||
Всего по дисциплине: | 180 |
В – входной контроль;
|
|
РСЗ – решение ситуационных задач;
ДЗ – домашние задания;
КСР – аудиторный контроль самостоятельной работы.