Экологическая игра
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КВЕСТ - ИГРА
ПРИРОДООХРАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕСАНТ»
Авторский коллектив:
Асташенко Галина Владимировна –
старший воспитатель МДОУ «Детский сад
№ 246»
Козлова Юлия Сергеевна - воспитатель
МДОУ «Детский сад № 246»
Азимова Мария Алексеевна воспитатель
МДОУ «Детский сад № 246»
Коенен Людмила Александровна -
воспитатель МДОУ «Детский сад № 246»
|
|
ЯРОСЛАВЛЬ 2019
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка (актуальность, цель, задачи, целевая аудитория)__________________________________________стр. 2
2. Основная часть (ход игры)_____________________________стр. 5
Приложение №1 _______________________________________стр.16
Приложение №2 _______________________________________стр.18
Список литературы_____________________________________стр.19
Пояснительная записка
Актуальность
В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности 5 января 2016 года президентРоссийской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 7 о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии, также 2017 год объявлен Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ, Указ президента Российской Федерации № 392 от 1 августа 2015 года). Проведение Года экологии было направлено на достижение целей и задач «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» и Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы. К документам муниципального уровня относится Постановление мерии города Ярославля от 22.09.2014 № 2317 «Об утверждении муниципальной программы«Снижение антропогенного воздействия на окружающую среду города Ярославля»на 2015–2020 годы»
Данные документы возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Это подразумевает создание в стране непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
|
|
С целью активизации работы ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников, одной из задач годового плана работы МДОУ «Детский сад № 246» на 2017- 2018 учебный год стала задача экологической направленности:
Формировать элементарные экологические представления дошкольников, посредством познавательно-исследовательской и проектной деятельности.
В МДОУ был составлен и утверждён план на 2017-2019 годы по экологическому воспитанию детей от 2 до 7 лет (педсовет № 1 от 30 августа 2017 г.)
В ходе воспитательно – образовательной работы с детьми в рамках плана по экологичскому воспитанию были реализованы экологические проекты «Зеленые великаны. Лес и его обитатели», «Вода на планете земля», «Перелётные и зимующие птицы Ярославского края», «Воздух- невидимка» и др, организованы выставки детского творчества, акции «Берегите воду», «Берегите лес», «Покормите птиц зимой». В каждой возрастной группе прошли праздники и досуги природоохранной направленности «День земли», «День прилёта птиц», «Путешествие в весенний лес», «Экологическая экспедиция», «В гости к лесной Фее», «Мы туристы» и др.
В рамках сетевого взаимодействия и городского проекта «Умные каникулы» в данном мероприятие «Экологическая квест – игра природоохранной направленности для детей 5-7 лет «Экологический десант» участвовали воспитанники и педагоги детских садов Фрунзенского района МДОУ «Детский сад № 22», МДОУ «Детский сад № 221», МДОУ «Детский сад № 42», МДОУ «Детский сад № 23», МДОУ «Детский сад № 246». Экологическая квест – игра природоохранной направленности для детей 5-7 лет «Экологический десант» была организована в 2017-20 18. и.2018 – 2019 учебных годах для воспитанников групп оздоровительной и общеразвивающей направленности, с целью систематизации и закрепления правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту и навыков ресурсосбережения.
Целевая аудитория:
· Дети 5-7 лет;
· Педагоги детских садов.
Цель: формирование у дошкольников осознанно – правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам.
Образовательные задачи.
ü Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
ü Продолжать учить устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями;
ü Продолжать учить дошкольников проводить элементарные опыты;
ü Формировать понимание того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые вода, воздух, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Развивающие задачи.
ü Развивать экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
ü Развивать умение видеть красоту окружающего мира;
ü Развивать речь, мышление, память, внимание;
ü Развивать культуру чувств дошкольников.
Воспитательные задачи
ü Воспитывать бережное отношение к миру природы;
ü Закрепление правил экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе и в быту и навыков ресурсосбережения
ü Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание придти на помощь;
ü Воспитывать дружеские чувства;
ü Воспитывать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение договариваться.
ü Принимать участие, совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности, экологических праздниках, включая День Земли.
|
|
Участники:
ü дети5-7 лет,
ü педагоги ДОУ в количестве 6 человек (ведущая, сопровождающие команд, Баба- Яга, Река, Карлсон)
Оборудование:
ü мультимедийное оборудование,
ü мультипликационный фильм для детей «Мальчик и Земля» (аниматора Олега Куваева 2009 г.),
ü природоохранные знаки,
ü оборудование для посадки растений и оборудование опытно –экспериментальной деятельности для очищения воды на каждого ребенка,
ü голубые и зелёные косынки для двух команд, по количеству участников.
ü Стрелки зелёного и синего цвета для прохождения маршрута командами.
Предварительная работа:
Изготовление детьми экологических знаков природоохранной направленности, участие в экологических проектах, акциях и др.
Предполагаемый результат:
- повышение уровня экологической воспитанности;
- проявление ответственного и гуманного отношения к окружающей среде и природе;
- понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
- становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
- расширение знаний детей о правилах безопасного поведения в природе;
Основная часть
Ход игры:
До начала игры ведущий предлагает детям повязать на шею зелёные и голубые косынки, таким образом разделив участников игры на две команды «Синие» и «Зеленые».
Дети проходят в зал и располагаются у интерактивной доски.
Ведущий:
Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня у нас праздник - 22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.
Раздаются звуки падающего метеорита, в зал влетает метеорит, с прикреплённым USB-флеш-накопителем.
Звучит сигнал SOS!!!
Голос: «SOS, SOS, SOS!!! Я Земля, я Земля, передаю сигнал бедствия!
Ведущий: Ребята, посмотрите, что это? Дети рассматривают метеорит, высказывают свои предположения.
Ведущий:
- Я тоже с вами согласна, что этот метеорит с посланием попал к нам не случайно.
|
|
-Наша планета Земля и ждёт от нас помощи.
- Что будем делать? Выслушивает рассуждения детей.
Вы правы, давайте посмотрим, сначала какую информацию содержит электронное послание (USB - флеш - накопитель)
Дети смотрят «Мальчик и Земля» – короткометражный детский мультипликационный фильм аниматора Олега Куваева, (Краткое содержание: Главный герой трёхминутного ролика – маленький мальчик, который мусорит на улице, срывает цветы и бездумно тратит природные ресурсы. Земля, уставшая от пренебрежительного к себе отношения, обращается к нему с просьбой беречь природу и уважительно относиться к окружающей среде, иначе всё живое на планете погибнет, а значит погибнет и человек. Затем Земля даёт мальчику ряд советов о том, как можно помочь экологии. Она просит его не мусорить и не сжигать отходы, экономно расходовать воду, электроэнергию и бумагу, использовать меньше полиэтиленовых пакетов, бережно относиться к деревьям и цветам и вести активный образ жизни, предпочитая грязному транспорту пешие и велосипедные прогулки. Кроме того, Земля просит мальчика рассказывать об экологических проблемах другим детям, чтобы они тоже могли помочь планете. Мультфильм «Мальчика и Земля» доходчиво объясняет ребёнку, почему важно заботиться об экологии планеты)
Ведущий:
- Оказывается проблемы не только у Земли, но и у нас с вами.
- Что будем делать?
Дети:
-Не мусорить и не сжигать отходы.
-Экономно расходовать воду, электроэнергию и бумагу.
-Использовать меньше полиэтиленовых пакетов,
-Бережно относиться к деревьям и цветам.
- Вести активный образ жизни, предпочитая грязному транспорту пешие и велосипедные прогулки.
Ведущий
- Вы правы ребята, нужно каждому, выполнять советы Земли:
кроме того, каждый должен рассказать об экологических проблемах другим детям, чтобы они тоже могли помочь планете и себе.
-Подумайте, как ещё можно помочь планете?
Дети:
- Можно организовать экологические акции, субботники..
Ведущий:
- Правильно. Я предлагаю организовать «Экологический десант» и помочь нашей планете быть чистой и красивой.
- Сейчас мы разделимся на две команды «Синие» и «Зелёные», возьмем с собой приподоохранные знаки, определимся с маршрутами отправимся в путь.
-Команда «Синих» идёт по синим стрелкам, «Зеленых» идёт по зелёным стрелкам
- В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу. Действуйте дружно и вам будет сопутствовать удача.
Ну что же ребята на старт! Вперед!
Модуль №1 «ЛЕС».
В зимнем саду стоит избушка на курьих ножках, разбросан мусор, рядом на пеньке сидит Баба-Яга и плачет. Приходят дети.
Баба-Яга:
-Чую-чую, русским духом пахнет.
-Аааа, детишечки пожаловали.
-Ну, рассказывайте, зачем пришли? Хулиганить, кричать и мусорить?
-Без вас здесь мусора хватает. Посмотрите…..Лес-не лес.
-Вместо деревьев одни пеньки остались. Грибы да ягоды извелись совсем в лесу. Птицы улетели, звери разбежались. Мусор везде - бумажки, склянки, банки.
Вдоль дороги по кустам,
Хлам-хлам.
По нехоженным местам,
Хлам-хлам.
Не лес, а свалка какая-то!
Дети:
-Мы пришли помочь навести порядок в лесу.
Дети берут контейнеры и распределяют мусор по контейнерам:
бумажный мусор в контейнер, на котором изображен знак «бумага», металлический в контейнер со знаком «металлическая банка», пластмассовый в контейнер со знаком «пластмассовая бутылка».
Баба-Яга:
-Ой, какие молодцы. А я-то думала, что вы только озорничать, кричать и все ломать умеете. Ну и что же нам теперь с этим мусором делать будем?
Дети:
-Отправим на переработку или отвезем на свалку.
-Мы оставим в лесу природоохранные знаки, чтобы люди. Пришедшие в лес, соблюдали правила.
Дети читают стихотворение Н.Рыжовой и одновременно выставляют знаки:
1 ребенок: Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
2 ребенок: Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
3 ребенок: Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
4 ребенок: Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам – не враги!
5 ребенок: Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек —
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба —
Скажет: «Ты – мой друг. Спасибо!»
Включается фонограмма пения птиц
Баба-Яга:.
-Слышите, дети, кажется птицы снова прилетели в наш лес. А как поют, слушала бы да и слушала. Ну, бегите, вам пора. Да и у меня дела еще остались.
Дети прощаются с Бабой-Ягой и уходят.
Модуль № 2 «РЕКА».
В музыкальном зале стоят ширма с декорациями реки, столы. Где на каждого ребёнка приготовлено оборудование для очистки воды: 2 стакана, бумажные фильтры, воронки.
Детей встречает Река.
Река:
-Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть! Как вы подросли за год!
-Я часто вспоминаю, как весело вы проводили время на моих берегах, как играли и купались. Наконец - то, мы снова встретились, но радость моя со слезами на глазах.
Трудно стало жить реке:
Каме, Волге и Оке.
Ах, судьба моя жестока —
Негде спрятаться от стока!
Каждый норовит завод
Сбросить мусор в бездну вод.
Негде взять воды напиться,
Лучше сразу утопиться!
С ферм навоз течет рекой,
Нарушает мой покой.
Речкой чистой я была
И красавицей слыла.
А теперь краса угасла
Из-за дизельного масла.
Я сегодня изменилась,
Будто двести лет не мылась! (Н.Рыжова)
Река:
-Ребята, вы знаете, что со мной случилось?
Дети:
-Люди загрязняют воды мусором, кидают его в реки, оставляют на берегах.
-Заводы и предприятия сбрасывают в реки отходы производства.
-Танкеры сливают нефтепродукты в водоёмы.
-Из-за всего этого реки и моря загрязнены, обитатели погибают, вода иссушается
Река:
-Дети, а что же делать? Как можно мне помочь?
Дети:
-Необходимо соблюдать правила поведения на реке, нельзя мусорить на берегу и в воде, нельзя мыть машины.
-А ещё на специальных очистительных заводах проводят очистку воды разными способами.
Река:
-Ребята, а давайте проведём в моей лаборатории очистку воды способом "Фильтрация"!