Творчество Александра Валентиновича Вампилова (1937-1972)

Закончил филологический факультете Иркутскгосунивер. Начал печататься еще в студенческие годы в областной молодежной газете. В 1961 г. Вышла его первая книга рассказов «Стечение обстоятельств», и лишь затем появились его пьесы.

Основную тему вампиловской драматургии можно определить как расставание с иллюзиями и мучительный путь героя к себе истинному. Главные герои его пьес – студенты Колесов и Бусыгин, инженер Зилов, следователь Шаманов – раскрываются перед зрителем в драматически напряженные, решающие моменты жизни, в ситуации выбора. В центре внимания автора человк, терзаемый внутренними противоречиями, не могущий или не способный достигнуть гармонии, соединить идеальное с реальным.

«Старший сын» самое светлое из вампиловских произведений. Нелепую случайность драматург в данном случае превращает в счастливую, ибо его герои вполне этого достойны. «Светлый финал комедии – контрастный пролог к самой жесткой, самой беспощадной, самой знаменитой пьесе Вампилова «Утиная охота».

Безусловно, Зилов стал крупнейшим художественным открытием драматурга.

Фантасмагорична первая сцена «УО»: в квартире Зилова появляется пионер Витя и вручает ему траурный венок. «Если разобраться, жизнь, в сущности, проиграна», - эта реплика звучит по отношению к Зилову уже в 1 сцене пьесы.

Простые человеческие привязанности уже не согревают душу вампиловскому герою, он равнодушно-цинично говорит об отце, которого не видел уже 4 года, а получив телеграмму о его смерти, не спешит на похороны, предпочитая побыть с влюбленной в него Ириной. К дружбе Зилов относится более чем скептически. Его работа – служба в конторе – тоже давно опротивела. В отношениях с женщинами Зилов усвоил интонацию вдохновенного ерничества, игры в оскорбленные якобы чувства.

Вампилов не дает прямых ответов на вопрос, действительно ли Зилов искренне переживает из-за того, что «жизнь проиграна», или с удовольствием примеряет на себя маску несчастного страдальца.

Образ официанта Димы и связанной с ним утиной охоты заслуживает отдельного разговора. Дима в пьесе – своеобразный зиловский двойник антипод. В отличие от главного героя, он точно знает, что хочет получить от жизни, и идет к своей цели твердо и непреклонно.

И тот и другой имеют общую страсть – утиную охоту. Для Зилова она является символом другой, истинной жизни. На протяжении 3 действий он собирается на охоту, готовится к ней. Символична сказанная им фраза: «Подарите мне остров». Остров, как и утиная охота, - это мир идеальной мечты, другая земля, обретенный наконец смысл существования. Для официанта же охота – это место убийства, возможность доказать свое превосходство и силу.

Странно, что именно такого человека Зилов выбирает своим спутником. При участии Димы идеальная мечта героя об утиной охоте превращается в пародию на себя, лишается романтического ореола. Финальная сцена – это победа самого темного, что было в Зилове.

В критике много спорят о «феномене Зилова», о возможности и невозможности его возрождения к новой жизни. Автор нарочито оставляет открытым финал пьесы, предоставляя читателю решать: плакал Зилов или смеялся? Кроме того, заставляет задуматься признание Зилова о том, что «самый близкий ему человек» - это официант Дима, тот самый, который учит его быть настоящим охотником, человеком «без нервов».

Последним завершенным произведением Вампилова стала пьеса «Прошлым летом в Чулимске», исполненная особого лиризма. Действие пьесы развивается динамично, в течении суток. Но этого времени автору хватает, чтобы ярко представить характеры всех героев. Здесь у Вампилова важен психологический подтекст, скрытые эмоциональные акценты, сложная мотивировка поведения героев. Прежде всего это относится к истории Шаманова.

Исследователи неоднократно отмечали, что у Шаманова много общего с Зиловым.

Финал произведения драматичен. Но несмотря на пережитую ею трагедию, Валентина не ожесточается. Драматург ясно дает нам это понять, вновь возвращаясь к главной символической детали пьесы (починка калитки).

Герой театра Вампилова – человек его поколения, сверстник, ищущая, мятущаяся душа которого ему близка и понятна. Автор в своих пьесах поднимает общечеловеческие проблемы, среди которых поиски смысла жизни, одиночество, недостаток взаимопонимания, доброты.

Пьесы Вампилова лишены заданности и декларативности, они отличаются оригинальным сочетанием реальности и вымысла, элементов водевиля и мелодрамы, «открытыми» финалами.

Место Вампилова в театральной литературе новейшего времени остается никем не замещенным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: