Об утверждении Государственной программы «Культура Беларуси» на 2016-2020 годы

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2016 г. № 990 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2016, 5/43023) <

 - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 16 декабря 2016 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 3 февраля 2017 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 декабря 2016 г. № 990 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 15.12.2016, 5/43023)

 - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 16 декабря 2016 г. и 3 февраля 2017 г.;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2017 г. № 950 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 19.12.2017, 5/44544) <C;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 ноября 2018 г. № 788 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.11.2018, 5/45770)

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Кодекса Республики Беларусь о культуре Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу «Культура Беларуси» на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа).

2. Определить:

ответственным заказчиком Государственной программы Министерство культуры;

заказчиками Государственной программы Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство обороны, Министерство спорта и туризма, Министерство юстиции, Управление делами Президента Республики Беларусь, Уполномоченного по делам религий и национальностей, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.

3. Заказчики Государственной программы:

в пределах своей компетенции осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на ее реализацию;

в порядке, установленном законодательством, ежегодно представляют ответственному заказчику Государственной программы отчет о ходе реализации Государственной программы.

4. Ответственный заказчик Государственной программы:

4.1. в порядке, установленном законодательством, ежегодно представляет отчет о результатах реализации Государственной программы;

4.2. в пределах своей компетенции и в целях реализации Государственной программы имеет право запрашивать необходимую информацию у заказчиков Государственной программы.

5. Министерству финансов ежегодно при формировании проектов республиканского бюджета на очередной финансовый год предусматривать в установленном порядке и с учетом возможностей республиканского бюджета денежные средства на финансирование Государственной программы.

6. Рекомендовать облисполкомам, Минскому горисполкому предусматривать в установленном порядке средства на финансирование мероприятий Государственной программы и принять иные меры по ее реализации.

7. Прызнаць страціўшай сілу пастанову Савета Міністраў Рэспублікі Беларусь ад 6 студзеня 2012 г. № 17 «Аб зацвярджэнні Дзяржаўнай праграмы «Замкi Беларусi» на 2012–2018 гады» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 10, 5/35092).

8. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2016 г.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
«Культура Беларуси» на 2016–2020 годы

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственная программа «Культура Беларуси» на 2016–2020 годы (далее – Государственная программа) разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре, законами Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 136, 2/1875), от 16 июня 2014 года «Аб беларусах замежжа» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.06.2014, 2/2160), от 11 ноября 1992 года «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 35, арт. 550; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 4, 2/1010), Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Государственная программа разработана с учетом приоритета социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы по обеспечению эффективной занятости и развитию человеческого потенциала («Занятость») и Целей устойчивого развития, объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, в том числе по обеспечению открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов, содействию поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.

ГЛАВА 2
ЦЕЛИ И СВОДНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Цели Государственной программы:

сохранение исторической памяти белорусского народа, его национально-культурной самобытности и традиций;

активное вовлечение граждан Беларуси в культурную жизнь страны, реализация творческого потенциала нации;

обеспечение качественного формирования, сохранности и использования документов Национального архивного фонда Республики Беларусь как части информационного ресурса страны;

содействие сохранению национально-культурной идентичности белорусской диаспоры.

Сводные целевые показатели Государственной программы:

доля отреставрированных и имеющих соответствующее функциональное использование памятников архитектуры, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (30 процентов, в 2015 году – 15 процентов);

прирост количества посещений организаций культуры (увеличение на 5 процентов по отношению к уровню 2015 года);

доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования государственных организаций культуры (26 процентов к 2020 году);

количество архивных документов, принятых на постоянное хранение в государственные архивные учреждения (не менее 80 тысяч единиц хранения в год);

прирост количества мероприятий социально-культурной и экономической направленности, проводимых с участием представителей белорусов зарубежья (увеличение на 65,1 процента по отношению к уровню 2015 года).

Сведения о сводных целевых показателях, характеризующих цели Государственной программы, о целевых показателях, характеризующих задачи подпрограмм, и их значениях представлены в приложении 1.

ГЛАВА 3
ЗАКАЗЧИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Ответственным заказчиком Государственной программы является Министерство культуры.

Заказчики Государственной программы – Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство обороны, Министерство спорта и туризма, Министерство юстиции, Управление делами Президента Республики Беларусь, Уполномоченный по делам религий и национальностей, облисполкомы, Минский горисполком.

ГЛАВА 4
ПОДПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Государственная программа включает подпрограмму 1 «Наследие», подпрограмму 2 «Искусство и творчество», подпрограмму 3 «Архивы Беларуси», подпрограмму 4 «Белорусы в мире».

Заказчики подпрограммы 1 «Наследие» – Министерство культуры, Министерство спорта и туризма, Министерство здравоохранения, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, Уполномоченный по делам религий и национальностей.

Заказчики подпрограммы 2 «Искусство и творчество» – Министерство культуры, Министерство образования, Министерство обороны, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком.

Заказчики подпрограммы 3 «Архивы Беларуси» – Министерство юстиции, облисполкомы, Минский горисполком.

Заказчики подпрограммы 4 «Белорусы в мире» – Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Министерство информации, Уполномоченный по делам религий и национальностей, облисполкомы, Минский горисполком.

ГЛАВА 5
ЗАДАЧИ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗАКАЗЧИКИ ПОДПРОГРАММ

Задачи подпрограммы 1 «Наследие»:

сохранение историко-культурного наследия (далее – задача 1 подпрограммы 1). Заказчики – Министерство культуры, облисполкомы, Минский горисполком;

повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых библиотеками, музеями, галереями, выставочными залами (далее – задача 2 подпрограммы 1). Заказчики – Министерство культуры, Министерство спорта и туризма, Министерство здравоохранения, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком;

создание условий для дальнейшего развития народных художественных ремесел (далее – задача 3 подпрограммы 1). Заказчики – Министерство культуры, облисполкомы, Минский горисполком;

создание условий для сохранения и развития культур национальных меньшинств (далее – задача 4 подпрограммы 1). Заказчики – Уполномоченный по делам религий и национальностей, Министерство культуры.

Задачи подпрограммы 2 «Искусство и творчество»:

организация и проведение культурных мероприятий, поддержка искусства и творчества, укрепление международного культурного сотрудничества, создание условий для эстетического воспитания детей и молодежи (далее – задача 1 подпрограммы 2). Заказчики – Министерство культуры, Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком;

повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых клубными организациями и прочими организациями культуры (далее – задача 2 подпрограммы 2). Заказчики – Министерство культуры, Министерство обороны, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком;

создание условий для сохранения и развития кинематографии (далее – задача 3 подпрограммы 2). Заказчики – Министерство культуры, облисполкомы;

поддержка театрально-зрелищных организаций Республики Беларусь (далее – задача 4 подпрограммы 2). Заказчики – Министерство культуры, облисполкомы, Минский горисполком;

обновление (пополнение и ремонт) фонда музыкальных инструментов учреждений культуры и образования (далее – задача 5 подпрограммы 2). Заказчики – Министерство культуры, облисполкомы, Минский горисполком.

Задача подпрограммы 3 «Архивы Беларуси» – формирование Национального архивного фонда Республики Беларусь, обеспечение сохранности и использования архивных документов (далее – задача подпрограммы 3). Заказчики – Министерство юстиции, облисполкомы, Минский горисполком.

Задачи подпрограммы 4 «Белорусы в мире»:

создание и развитие системы партнерского сотрудничества с белорусами зарубежья в социально-экономической, информационной, образовательной, культурной и иных сферах (далее – задача 1 подпрограммы 4). Заказчики – Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Министерство информации, Уполномоченный по делам религий и национальностей, облисполкомы, Минский горисполком;

привлечение белорусской диаспоры к участию в реализации задач социально-экономического и культурного развития Республики Беларусь (далее – задача 2 подпрограммы 4). Заказчики – Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Уполномоченный по делам религий и национальностей.

ГЛАВА 6
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЗАДАЧАМИ ПОДПРОГРАММ

Целевые показатели подпрограммы 1 «Наследие»:

количество нематериальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (не менее 119 проявлений творчества человека до 2020 года, в 2015 году – 76 проявлений творчества человека). Данный целевой показатель характеризует выполнение задачи 1 подпрограммы 1;

количество досье на объекты наследия Республики Беларусь, разработанных и представленных в Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО (не менее 5 досье к 2020 году, в 2015 году досье не разрабатывались). Этот целевой показатель характеризует выполнение задачи 1 подпрограммы 1;

прирост количества посещений публичных библиотек, в том числе удаленными пользователями (увеличение на 20 процентов до 2020 года в сравнении с показателем 2015 года). Данный целевой показатель характеризует выполнение задачи 2 подпрограммы 1;

прирост объема Музейного фонда Республики Беларусь (увеличение на 5 процентов до 2020 года в сравнении с показателем 2015 года). Этот целевой показатель характеризует выполнение задачи 2 подпрограммы 1;

прирост количества посещений музеев (увеличение на 5 процентов до 2020 года в сравнении с показателем 2015 года). Данный целевой показатель характеризует выполнение задачи 2 подпрограммы 1;

количество фестивалей (фестивалей-ярмарок), праздников, проводимых в целях демонстрации достижений мастеров народных художественных ремесел (не менее 8 в год). Указанный целевой показатель характеризует выполнение задачи 3 подпрограммы 1;

количество культурных мероприятий, проводимых с участием творческих коллективов национально-культурных объединений (не менее 50 в год). Данный целевой показатель характеризует выполнение задачи 4 подпрограммы 1.

Целевые показатели подпрограммы 2 «Искусство и творчество»:

количество проводимых театрально-зрелищными организациями фестивалей, форумов, праздников и иных культурных мероприятий (не менее 14,5 тыс. мероприятий в год). Этот целевой показатель характеризует выполнение задач 1 и 4 подпрограммы 2;

количество проводимых дней национальной культуры, дней кино (не менее 5 в год). Данный целевой показатель характеризует выполнение задачи 1 подпрограммы 2;

количество проводимых клубными организациями культурных мероприятий (не менее 500 тыс. мероприятий в год). Этот целевой показатель характеризует выполнение задачи 2 подпрограммы 2;

количество непрофессиональных (любительских) коллективов художественного творчества с наименованиями «народный» и «образцовый» (прирост на 150 до 2020 года к уровню 2015 года). Этот целевой показатель характеризует выполнение задачи 2 подпрограммы 2;

прирост объема доходов от кинопоказа и других услуг кинопрокатных и кинозрелищных организаций (увеличение на 50 процентов до 2020 года от уровня 2015 года). Указанный целевой показатель характеризует выполнение задачи 3 подпрограммы 2;

количество закупленных музыкальных инструментов (не менее 2120 единиц до 2020 года). Указанный целевой показатель характеризует выполнение задачи 5 подпрограммы 2;

доля отремонтированных (восстановленных) музыкальных инструментов (в 2020 году – 17,3 процента). Указанный целевой показатель характеризует выполнение задачи 5 подпрограммы 2.

Целевые показатели подпрограммы 3 «Архивы Беларуси»:

количество уникальных и особо ценных архивных документов, имеющих страховые копии (не менее 600 единиц хранения в год);

количество архивных документов, имеющих цифровые копии (не менее 3600 единиц хранения в год);

количество изданных сборников документов и архивных справочников о составе и содержании документов Национального архивного фонда Республики Беларусь (не менее 5 в год).

Данные целевые показатели характеризуют выполнение задачи подпрограммы 3.

Целевые показатели подпрограммы 4 «Белорусы в мире»:

количество культурных мероприятий с участием зарубежных коллективов художественного творчества и делегаций национально-культурных объединений белорусов зарубежья, проводимых на территории Республики Беларусь (не менее 17 в год). Данный целевой показатель характеризует выполнение задач 1 и 2 подпрограммы 4;

количество мероприятий с участием белорусских профессиональных и непрофессиональных (любительских) коллективов художественного творчества, проводимых белорусами зарубежья (не менее 83 в год). Этот целевой показатель характеризует выполнение задачи 1 подпрограммы 4;

количество бизнес-форумов с участием белорусов зарубежья из числа предпринимателей, проводимых на территории Республики Беларусь (не менее 1 в год). Указанный целевой показатель характеризует выполнение задач 1 и 2 подпрограммы 4.

ГЛАВА 7
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Источниками финансирования мероприятий Государственной программы являются средства республиканского и местных бюджетов, собственные средства организаций, а также иные источники, не запрещенные законодательством.

На реализацию Государственной программы потребуются средства в размере 2 912 221 609,3 рубля, в том числе из республиканского бюджета 522 043 046,8 рубля, из местных бюджетов – 1 826 754 266,25 рубля, собственных средств организаций – 563 424 296,25 рубля, в том числе по годам:

2016 – 483 354 613,31 рубля, из них республиканский бюджет – 86 002 734 рубля, местные бюджеты – 310 515 360,11 рубля, собственные средства организаций – 86 836 519,2 рубля;

2017 – 529 715 753,94 рубля, из них республиканский бюджет – 93 078 141 рубль, местные бюджеты – 333 672 985,25 рубля, собственные средства организаций – 102 964 627,69 рубля;

2018 – 600 919 691,93 рубля, из них республиканский бюджет – 99 279 400 рублей, местные бюджеты – 389 926 034,27 рубля, собственные средства организаций – 111 714 257,66 рубля;

2019 – 625 231 858,71 рубля, из них республиканский бюджет – 114 733 587 рублей, местные бюджеты – 383 355 006,44 рубля, собственные средства организаций – 127 143 265,27 рубля;

2020 – 672 999 691,41 рубля, из них республиканский бюджет – 128 949 184,8 рубля, местные бюджеты – 409 284 880,18 рубля, собственные средства организаций – 134 765 626,43 рубля.

Объемы финансирования подпрограмм составляют:

подпрограммы 1 «Наследие» – 881 916 509,93 рубля;

подпрограммы 2 «Искусство и творчество» – 1 946 334 455,08 рубля;

подпрограммы 3 «Архивы Беларуси» – 81 070 623,09 рубля;

подпрограммы 4 «Белорусы в мире» – 2 900 021,2 рубля.

Финансовое обеспечение реализации Государственной программы представлено согласно приложению 2.

Комплекс мероприятий подпрограммы 1 «Наследие» представлен согласно приложению 3.

Комплекс мероприятий подпрограммы 2 «Искусство и творчество» представлен согласно приложению 4.

Комплекс мероприятий подпрограммы 3 «Архивы Беларуси» представлен согласно приложению 5.

Комплекс мероприятий подпрограммы 4 «Белорусы в мире» представлен согласно приложению 6.

ГЛАВА 8
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РИСКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Основные риски при выполнении Государственной программы связаны:

с сокращением сети учреждений культуры;

с изменением социально-экономической ситуации в стране;

с неэффективным управлением реализацией Государственной программы, включая управление финансовыми, кадровыми и материальными ресурсами.

Это может привести:

к уменьшению влияния культуры на социально-экономическое развитие страны;

к несоблюдению принципа обеспечения равного доступа к культурным благам различных групп населения;

к угрозе формированию Национального архивного фонда Республики Беларусь;

к уменьшению заинтересованности белорусов зарубежья в участии в социально-экономической и культурной жизни Беларуси.

Досрочное прекращение реализации Государственной программы может произойти при изменении социально-экономической ситуации в стране, определении новых приоритетов государственной политики в сфере культуры и сотрудничества с белорусами в мире.

Для предотвращения негативных последствий при реализации Государственной программы учитывались следующие механизмы по управлению рисками и меры по их минимизации:

комплексное решение задач государственной политики в сфере культуры с участием всех основных субъектов культурной деятельности;

поддержка приоритетных направлений развития национальной культуры – охрана историко-культурного наследия, поддержка деятельности театрально-зрелищных организаций и организаций кинематографии, развития всех видов искусства и творчества, народных художественных ремесел;

модернизация и укрепление материально-технической базы организаций культуры, государственных архивных учреждений;

обеспечение инновационного развития сферы культуры, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;

адаптация мероприятий Государственной программы к изменяющимся социально-экономическим условиям развития сферы культуры Республики Беларусь;

вариативность подходов к реализации отдельных мероприятий Государственной программы;

активизация взаимодействия органов государственного управления Республики Беларусь с организациями соотечественников за рубежом по различным направлениям сотрудничества (экономика, культура, образование, спорт и другие);

направление внебюджетных (собственных) средств организаций культуры на выполнение мероприятий Государственной программы.

ГЛАВА 9
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Оценка эффективности реализации Государственной программы и подпрограмм осуществляется ответственным заказчиком и заказчиками Государственной программы.

Эффективность реализации Государственной программы оценивается как степень достижения целей Государственной программы, фактического достижения сводных целевых показателей Государственной программы и эффективности реализации подпрограмм.

Эффективность реализации подпрограмм оценивается как степень решения задач подпрограммы и фактического достижения целевых показателей подпрограммы.

Оценка эффективности реализации Государственной программы и подпрограмм производится ежегодно. Результаты такой оценки представляются в составе годового отчета о ходе реализации Государственной программы и подпрограмм.

Оценка эффективности реализации подпрограмм осуществляется в три этапа.

На первом этапе оценивается степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, который рассчитывается по формуле

СДп/ппз = ЗПп/пф / ЗПп/пп х 100,

где СДп/ппз – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы (процентов);

ЗПп/пф – значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЗПп/пп – плановое значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы.

Если значение СДп/ппз больше 100 процентов, то при расчете степени решения задач отдельной подпрограммы оно принимается равным 100 процентам.

На втором этапе оценивается степень решения задач отдельной подпрограммы по формуле где CPп/п – степень решения задач отдельной подпрограммы в отчетном году (процентов);

СДп/ппз – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачу отдельной подпрограммы;

N – количество целевых показателей, характеризующих задачи отдельной подпрограммы.

На третьем этапе определяется эффективность реализации отдельной подпрограммы. Эффективность реализации подпрограммы определяется как отношение степени решения задач подпрограммы к степени соответствия фактического объема финансирования этой же подпрограммы запланированному объему финансирования в отчетном году:

Эп/п = СРп/п / ССуз,

где Эп/п – эффективность реализации отдельной подпрограммы в отчетном году;

CPп/п – степень решения задач отдельной подпрограммы в отчетном году;

ССуз – степень соответствия фактического объема финансирования подпрограммы запланированному объему финансирования в отчетном году.

Степень соответствия фактического объема финансирования подпрограммы запланированному объему финансирования в отчетном году рассчитывается по формуле где ССуз – степень соответствия фактического объема финансирования подпрограммы запланированному объему финансирования (процентов);

V ф – объем фактического финансирования подпрограммы;

V п – плановый объем финансирования подпрограммы.

Если значение ССуз больше 100 процентов, то при расчете степени соответствия фактического объема финансирования подпрограммы запланированному объему оно принимается равным 100 процентам.

Эффективность реализации подпрограммы признается высокой, если значение Эп/п составляет не менее 0,9.

Эффективность реализации подпрограммы признается средней, если значение Эп/п составляет не менее 0,8.

Эффективность реализации подпрограммы признается удовлетворительной, если значение Эп/п составляет не менее 0,7.

Эффективность реализации подпрограммы признается неудовлетворительной, если значение Эп/п составляет менее 0,7.

Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется в три этапа.

На первом этапе оценивается степень достижения планового значения каждого сводного целевого показателя, характеризующего цели Государственной программы, который рассчитывается по формуле

СДпзгп = ЗПгпф / ЗПгпп х 100,

где СДпзгп – степень достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цели Государственной программы (процентов);

ЗПгпф – значение сводного целевого показателя, характеризующего цели Государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЗПгпп – плановое значение целевого показателя, характеризующего цели Государственной программы.

Если значение СДпзгп больше 100 процентов, то при расчете степени достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цели Государственной программы, оно принимается равным 100 процентам.

На втором этапе оценивается степень достижения целей Государственной программы.

Оценка степени достижения целей Государственной программы определяется через значения степени достижения всех сводных целевых показателей Государственной программы по формуле где CРцгп – степень достижения целей Государственной программы в отчетном году (процентов);

СДпзгп – степень достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цели Государственной программы;

N – количество сводных целевых показателей, характеризующих цели Государственной программы.

На третьем этапе определяется эффективность реализации Государственной программы как отношение степени достижения целей Государственной программы к степени соответствия фактического объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования в отчетном году:

Эгп = CРцгп / ССуз,

где Эгп – эффективность реализации Государственной программы;

цгп – степень достижения целей Государственной программы в отчетном году;

ССуз – степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования в отчетном году.

Степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы запланированному объему в отчетном году рассчитывается по формуле, где ССуз – степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования (процентов);

V ф – объем фактического финансирования Государственной программы;

V п – плановый объем финансирования Государственной программы.

Если значение ССуз больше 100 процентов, то при расчете степени соответствия фактического объема финансирования запланированному объему оно принимается равным 100 процентам.

Эффективность реализации Государственной программы признается высокой, если:

значение Эгп составляет не менее 0,9;

эффективность реализации не менее двух подпрограмм признается высокой, а эффективность реализации других подпрограмм не ниже средней.

Эффективность реализации Государственной программы признается средней, если:

значение Эгп составляет не менее 0,8;

эффективность реализации не менее двух подпрограмм признается не ниже средней, а эффективность реализации других подпрограмм не ниже удовлетворительной.

Эффективность реализации Государственной программы признается удовлетворительной, если:

значение Эгп составляет не менее 0,7;

эффективность реализации каждой подпрограммы признана не ниже удовлетворительной.

В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы признается неудовлетворительной.

ГЛАВА 10
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

Реализация мероприятий Государственной программы повысит социальную и экономическую эффективность функционирования сфер культуры, сфер архивного дела, взаимодействия с белорусами зарубежья и позволит:

реализовать поддержку приоритетных направлений развития национальной культуры – охраны историко-культурного наследия, деятельности театрально-зрелищных организаций и организаций кинематографии, развития всех видов искусства и творчества, народных художественных ремесел;

расширить доступ к культурным благам различным категориям населения;

повысить качество и разнообразие культурных продуктов и услуг;

обеспечить сохранность и приспособление под современные функции историко-культурных ценностей;

обеспечить внесение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО объектов наследия;

завершить строительство и капитальный ремонт объектов;

обновить материально-техническую базу, в том числе фонды музыкальных инструментов учреждений культуры и образования в сфере культуры;

модернизировать оборудование учреждений культуры, деятельность которых носит передвижной характер (автоклубы, библиобусы);

модернизировать места киновидеопоказа;

создать условия для дальнейшего развития художественного творчества (профессионального и непрофессионального), народных художественных ремесел;

создать условия для реализации творческого потенциала талантливой молодежи;

обеспечить эффективное формирование Национального архивного фонда Республики Беларусь;

создать условия для постоянного хранения архивных документов;

обеспечить оперативный и свободный доступ пользователей к архивной информации;

содействовать сохранению национально-культурной идентичности белорусской диаспоры;

обеспечить продвижение внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Республики Беларусь за рубежом при содействии представителей белорусов зарубежья;

обеспечить привлечение белорусов зарубежья к участию в реализации программ социально-экономического развития Республики Беларусь;

обеспечить продвижение белорусского языка и культуры за рубежом.

ГЛАВА 11
ПОДПРОГРАММА 1 «НАСЛЕДИЕ»

Характеристика текущего состояния и прогноз развития сферы культуры в части охраны историко-культурного наследия, музейного и библиотечного дела

 

Подпрограмма 1 «Наследие» направлена на обеспечение государственной поддержки деятельности в области охраны материального и нематериального культурного наследия (памятников архитектуры и градостроительства, памятников истории, археологии, искусства и нематериальных проявлений творчества человека – фольклора, традиций, обычаев, обрядов, народных художественных ремесел и других объектов), развития музейного и библиотечного дела в Республике Беларусь.

В 2011–2015 годах совершенствовалась система государственного управления и законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия: осуществлялись целенаправленные действия по сохранению, реставрации и эффективному использованию памятников.

Завершены реставрационные работы и проведена музеефикация на наиболее значимых объектах наследия Беларуси, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – замковом комплексе «Мир» и дворцово-парковом ансамбле в г. Несвиже, который входит в состав объекта «Архитектурно-культурный комплекс резиденции рода Радзивиллов».

В рамках Государственной программы «Культура Беларусі» на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2010 г. № 1905 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 11, 5/33091), и Государственной программы «Замкі Беларусі» на 2012–2018 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 17 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 10, 5/35092), выполнялись реставрационные работы в Лидском (XIV век) и Новогрудском (XIІІ–XIV века) замках, консервация и благоустройство руин замков в Гольшанах (XVІ–XVІІ века), Крево (XIV век), Старого замка в г. Гродно (XIV век). Была завершена реставрация дворца и открыт новый музей М.К.Огинского в дер. Залесье Сморгонского района Гродненской области.

В системе Министерства культуры действует 151 музей. Открыты новое здание Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны и музей-дача народного писателя Беларуси Василя Быкова. Отреставрирована юго-восточная часть казармы Цитадели Брестской крепости и создана экспозиция «Музей войны – территория мира». Реализованы новые проекты экспозиций в музеях всех регионов страны.

Ведутся работы по реставрации и приспособлению единого комплекса зданий Национального художественного музея Республики Беларусь – созданию музейного квартала. В перспективе на его базе планируется создать новые экспозиции, депозитарий, библиотеку, зоны отдыха.

В результате реорганизации музейная сеть сократилась на 9 единиц: в качестве филиалов к Государственному музею истории белорусской литературы присоединились литературные музеи Максима Богдановича и Петруся Бровки, к Национальному историческому музею Республики Беларусь – музей истории театральной и музыкальной культуры и музей природы и экологии. Также проведена реорганизация музеев в Могилевской, Гомельской и Гродненской областях.

Реорганизация государственных музеев стала одним из средств содействия их дальнейшему качественному и эффективному развитию, позволила сократить административный аппарат, расширить спектр оказываемых ими услуг, а также помогла рационально и эффективно использовать бюджетные средства.

Музеи стали более открытыми и доступными для посетителей. Они занимаются поисками дополнительных источников финансирования, расширяют сферу услуг и повышают их качественный уровень, активно используют новые информационные технологии и развивают интерактивные формы работы с посетителями. Интенсивно развивают инновационные формы выставочной и культурно-образовательной деятельности.

Наблюдается стабильный рост Музейного фонда Республики Беларусь, который составляет более 3,1 млн. музейных предметов и увеличился на 10 процентов к 2014 году. Продолжается рост посещаемости музеев, который является одним из основных критериев при оценке вклада музеев в культурную жизнь общества. В 2014 году данный показатель составил 5848,4 тыс. человек.

В целях интеграции историко-культурного наследия страны в европейское мировое пространство формируется Государственный каталог Музейного фонда Республики Беларусь, в который включено 154,5 тыс. музейных предметов.

Значимым событием в культурной жизни страны, комплексной формой высокопрофессионального и технологически ориентированного культурного мероприятия стал Национальный форум «Музеи Беларуси», который способствует расширению международного культурного обмена и включению национального достояния в мировое культурное наследие.

Одной из наиболее насущных проблем в области музейной деятельности является отсутствие полноценной экспозиции Национального исторического музея Республики Беларусь, которая призвана выражать белорусскую национальную идею, выступать важнейшим фактором сохранения национального исторического и культурного наследия, воспитания патриотизма и национального самосознания, содействовать консолидации общества. Назрела необходимость строительства единого депозитария для хранения фондовых коллекций ведущих музеев республики.

Усовершенствованию музейной деятельности будут способствовать: модернизация существующих фондохранилищ музеев и оснащение их специальным оборудованием, совершенствование работы Государственного каталога Музейного фонда Республики Беларусь, модернизация системы электронного учета музейных предметов, внедрение новых технологий и передовых практик в экспозиционную, выставочную деятельность, развитие инфраструктуры музеев.

Совокупная сеть библиотек Беларуси насчитывает на сегодняшний день около 7,7 тыс. публичных и специальных библиотек с общим объемом фонда около 180 млн. экземпляров. В ведении Министерства культуры находится порядка 37 процентов библиотек страны (2,9 тысячи).

В последние годы по причине социально-демографических процессов наблюдается сокращение сети публичных библиотек в сельской местности. Вместе с тем информационно-библиотечные услуги по-прежнему востребованы населением. Так, по результатам 2014 года количество посещений составило 27 141,5 тысячи, в том числе и за счет посещений в удаленном (виртуальном) режиме.

В этой связи особое значение приобрела работа библиотек по формированию электронных информационных ресурсов. Осуществляется создание и развитие информационных систем и сервисов общереспубликанского значения: виртуальный читальный зал Национальной библиотеки Беларуси, служба электронной доставки документов. Дальнейшее развитие получили нестационарные формы обслуживания, что расширило доступ населения удаленных территорий к культурным ценностям и информации, знаниям.

Созданию безбарьерной среды способствовало оснащение публичных библиотек тифлооборудованием для пользователей с нарушением зрения.

Широкий общественный резонанс получили такие ставшие традиционными библиотечные мероприятия, как форум библиотекарей Беларуси, Международный конгресс «Библиотека как феномен культуры», Международные книговедческие чтения, республиканский конкурс «Библиотека – центр национальной культуры» и другие.

Вместе с тем актуальной проблемой остается невысокий уровень информатизации библиотек. Перспективными долгосрочными проектами являются создание Национальной электронной библиотеки Беларуси, корпоративной службы электронной доставки документов на базе Национальной библиотеки Беларуси, использование в деятельности библиотек облачных технологий.

Осуществлялась активная поддержка художественных ремесел. Нематериальные проявления творчества человека, отдельные виды ремесел официально признаются в качестве национального достояния, народные мастера и центры народного искусства и ремесел обеспечиваются защитой и поддержкой. Ежегодно проходят международные, национальные и региональные выставки, фестивали, ярмарки (Международный пленэр гончаров, Столинский район; Республиканский фестиваль-ярмарка «Вясновы букет», г. Минск; областной пленэр резчиков монументальной скульптуры, Дрогичинский район; праздник-конкурс мастеров по ткачеству «Матчыны кросны», г. Старые Дороги; праздник-конкурс мастеров гончарства «Гліняны звон», Воложинский район и другие).

Реализована Государственная программа возрождения технологий и традиций изготовления слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции «Слуцкія паясы» на 2012–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2012 г. № 1069 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.12.2012, 5/36544).

Вместе с тем сохраняется ряд нерешенных проблем, в том числе:

наличие значительного числа объектов историко-культурного наследия, находящихся в ненадлежащем техническом состоянии и не имеющих функционального приспособления;

отсутствие у большинства объектов культурного наследия утвержденных составных элементов, подлежащих охране, разработанных и утвержденных проектов зон охраны;

значительный объем несанкционированных раскопок на археологических объектах;

недостаточные темпы информатизации сферы историко-культурного наследия и его присутствия в мировом информационном пространстве;

дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек;

недостаточное присутствие объектов наследия в международных охранных списках, в том числе Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, Репрезентативном списке нематериального культурного наследия человечества (ЮНЕСКО);

неравный доступ к музейным и библиотечным фондам жителей населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры;

недостаточный объем финансирования работ по охране и реставрации объектов историко-культурного наследия.

Значения целевых показателей подпрограммы

Значение целевого показателя по количеству нематериальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (не менее 119 проявлений нематериального творчества человека до 2020 года), обусловлено обязательствами Республики Беларусь по имплементации Конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой 17 октября 2003 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Целевой показатель по количеству досье на объекты наследия Республики Беларусь, подготовленных и представленных в Центр Всемирного наследия (не менее 5 досье к 2020 году), отражает уровень представленности историко-культурного наследия Республики Беларусь в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Значение показателя обусловлено выполнением Республикой Беларусь обязательств по имплементации Конвенции по охране всемирного культурного и природного наследия, принятой ЮНЕСКО в 1972 году.

Целевой показатель по приросту количества посещений публичных библиотек, в том числе удаленными пользователями (увеличение на 20 процентов до 2020 года в сравнении с показателем 2015 года), отражает эффективность деятельности библиотек по обслуживанию населения, в том числе степень расширения доступа к библиотечным электронным информационным ресурсам и услугам с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Значение показателя обусловлено реорганизацией сети библиотек в 2011–2015 годах и демографической ситуацией в стране.

Целевой показатель по приросту объема Музейного фонда Республики Беларусь (увеличение на 5 процентов до 2020 года в сравнении с показателем 2015 года) отражает деятельность музеев по комплектованию музейных коллекций. Прирост объема данного Музейного фонда влияет на качество музейных экспозиций и выставок, стимулирует постоянный интерес общества к музеям. Значение показателя отражает реальные возможности музеев.

Целевой показатель по приросту количества посещений музеев (увеличение на 5 процентов до 2020 года в сравнении с показателем 2015 года) отражает эффективность деятельности музеев, степень востребованности предоставляемых ими услуг. Значение показателя обусловлено динамикой посещаемости музеев в 2011–2015 годах.

Целевой показатель по количеству фестивалей (фестивалей-ярмарок), праздников, проводимых в целях демонстрации достижений мастеров народных художественных ремесел (не менее 8 в год), создает предпосылки для дальнейшего развития народных художественных ремесел, стимулирует творчество. Значение показателя отражает реальные возможности организаций культуры по проведению данных мероприятий в течение календарного года.

Целевой показатель по количеству культурных мероприятий, проводимых с участием творческих коллективов национально-культурных объединений (не менее 50 в год), отражает реальные возможности данных объединений в проведении культурных мероприятий в течение календарного года.

Анализ основных рисков при выполнении подпрограммы

К основным факторам, которые могут повлиять на достижение целевых показателей подпрограммы, можно отнести:

сокращение сети публичных библиотек;

недостаточный уровень квалификации и опыта практической работы управленческого персонала в сфере охраны историко-культурного наследия;

неэффективное управление реализацией подпрограммы, включая управление финансовыми, кадровыми и материальными ресурсами, отставание от сроков реализации мероприятий и, как следствие, неосвоение выделенных финансовых средств;

уменьшение объемов финансирования.

Финансирование Государственной программы на 90 процентов и сокращение сети организаций культуры более чем на 10 процентов приведут:

к снижению охвата населения информационно-библиотечным обслуживанием ниже 30 процентов;

к снижению посещаемости государственных музеев до 10 процентов.

Недостаточный уровень квалификации и опыта практической работы управленческого персонала в сфере охраны историко-культурного наследия может привести:

к принятию решений, которые ведут к ухудшению состояния, условий восприятия и научно не обоснованным изменениям историко-культурных ценностей;

к отступлению от принятых законодательством положений по обеспечению сохранности историко-культурных ценностей и снижению качества разрабатываемой научно-проектной документации, принятию научно не обоснованных проектных решений;

к увеличению затрат на приведение работ в соответствие с действующим законодательством о культуре;

к срыву сроков выполнения работ на историко-культурных ценностях.

Незначительный объем финансирования за счет всех источников, направляемых на ремонтно-реставрационные работы на историко-культурных ценностях, может привести:

к значительному ухудшению технического состояния памятников архитектуры;

к увеличению затрат по приведению их в надлежащее техническое состояние:

к уменьшению доли отреставрированных историко-культурных ценностей в рассматриваемый период на 40–50 процентов от запланированной.

Минимизация рисков возможна за счет организации и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации подпрограммы, а также за счет корректировки подпрограммы на основе анализа данных мониторинга, проведения аттестации и переподготовки управленческих кадров в сфере охраны историко-культурного наследия, направления внебюджетных (собственных) средств организаций культуры на выполнение мероприятий подпрограммы.

ГЛАВА 12
ПОДПРОГРАММА 2 «ИСКУССТВО И ТВОРЧЕСТВО»

Характеристика текущего состояния и прогноз развития искусства и творчества Республики Беларусь

Подпрограмма 2 «Искусство и творчество» направлена на поддержку изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, театрального, музыкального, хореографического, кинематографического искусства, профессиональных и непрофессиональных (любительских) коллективов художественного творчества, деятельности театрально-зрелищных организаций и клубных организаций, создание условий для организации культурного отдыха (досуга) населения, эстетического воспитания детей и молодежи, расширения международного культурного сотрудничества, обеспечение музыкальными инструментами профессиональных и непрофессиональных (любительских) коллективов художественного творчества и учреждений образования.

Искусство Беларуси характеризуется высоким художественным уровнем, видовым и жанровым разнообразием. В стране созданы уникальные композиторская, исполнительская, художественная школы. Искусство во многом определяет современный облик национальной культуры.

В Республике Беларусь действуют 28 государственных театров, из них 27 – системы Министерства культуры (2 музыкальных, 18 драматических, 7 кукольных), 1 – Министерства обороны. Статус «национальный» имеют 4 театра, звания «Заслуженный коллектив Республики Беларусь» удостоены 10 театров. Концертную деятельность осуществляет 21 государственная концертная организация республиканского и местного подчинения. Функционируют 2,9 тыс. клубных организаций.

Ежегодно театры показывают порядка 8500 спектаклей, концертные организации – порядка 6000 концертов, проходит более 580 тыс. клубных мероприятий.

Образование в сфере культуры обеспечивают 3 учреждения высшего образования, 20 учреждений среднего специального образования и 408 детских школ искусств.

Государственная политика в сфере искусства и творчества реализуется через информационную и финансовую поддержку деятельности театрально-зрелищных организаций, организаций кинематографии, профессиональных и любительских творческих коллективов, создание учреждений культуры нового типа, поддержку фестивального движения. В Беларуси ежегодно проходит около 60 международных, республиканских и региональных фестивалей. Крупнейшие из них – Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», Минский международный кинофестиваль «Лістапад», Международный фестиваль театрального искусства «Панорама», Международный фестиваль искусств «Белорусская музыкальная осень», праздник «Купалье» («Александрия собирает друзей»), Международный праздник традиционной культуры «Браслаўскія зарніцы», Международный фестиваль этнокультурных традиций «Кліч Палесся», Международный фестиваль народной музыки «Звіняць цымбалы і гармонік», Международный фестиваль народного творчества «Венок дружбы», Республиканский фестиваль фольклорного искусства «Берагіня» и другие.

Реализуются новые масштабные культурные проекты в сфере художественного творчества на профессиональной основе – республиканские конкурсы «Национальная театральная премия» и «Национальная музыкальная премия». В сфере изобразительного искусства осуществлены значимые выставочные проекты: «Десять веков искусства Беларуси» в Национальном художественном музее Республики Беларусь, выставки современного искусства «Avant-gARTе. От квадрата к объекту» в рамках чемпионата мира по хоккею 2014 года в г. Минске, участие Беларуси в Международной выставке современного искусства в рамках 5-й Московской биеннале современного искусства.

Сформирована система международных и республиканских кинофестивалей, проводимых в Республике Беларусь. По поручению Правительства Республики Беларусь Министерством культуры разработана Стратегия развития кинематографии Республики Беларусь на 2015–2020 годы и план по ее реализации, нацеленные на решение основной задачи – создание условий для развития современной конкурентоспособной белорусской кинематографии, обеспечивающей производство и распространение отечественных фильмов высокого художественного уровня, и новейших технических стандартов в Республике Беларусь и за рубежом.

Основные проблемы в сфере искусства и творчества на современном этапе обусловлены как глобальными тенденциями коммерциализации культурного пространства, так и неготовностью творческих работников к деятельности в новых социально-экономических условиях.

Среди этих проблем:

недостаточная конкурентоспособность и востребованность национальных культурных продуктов;

неэффективное использование экономических механизмов в деятельности театрально-зрелищных организаций;

недостаточная представленность белорусского киноискусства на киноэкранах и телеканалах страны, низкая окупаемость фильмов в неигровой и анимационной формах;

отсутствие единых подходов к проведению конкурсов эскизных проектов при создании произведений монументального и монументально-декоративного искусства;

недостаточный уровень исполнительского мастерства отдельных эстрадных коллективов и исполнителей;

неукомплектованность кадрами театрально-зрелищных организаций и организаций кинематографии;

недостаточная обеспеченность академическими и народными музыкальными инструментами концертной и фестивальной деятельности, музыкального образования.

В 2017 году за счет средств республиканского бюджета закуплены музыкальные инструменты на сумму 106,7 тыс. рублей. За счет собственных средств подчиненные Министерству культуры организации приобрели музыкальные инструменты на сумму 345,8 тыс. рублей. Из местных бюджетов и собственных средств организаций на закупку музыкальных инструментов израсходовано 1608,6 тыс. рублей.

Однако практика показывает, что данных мер недостаточно. Существующий фонд музыкальных инструментов организаций культуры и учреждений образования нуждается в значительном обновлении. На более чем 90 тыс. пользователей в организациях сферы культуры приходится 38,8 тыс. единиц музыкальных инструментов, при этом 32 тыс. единиц (83 процента) со сроком эксплуатации более 15 лет. Около 7,3 тыс. единиц музыкальных инструментов имеют стопроцентный износ и подлежат списанию.

Потребность организаций культуры и учреждений образования в новых музыкальных инструментах на 2018–2020 годы составляет 6,7 тыс. единиц на сумму 54 939,1 тыс. рублей, потребность организаций культуры и учреждений образования в сфере культуры в ремонте (восстановлении) музыкальных инструментов составляет 7450 единиц на сумму 3005,9 тыс. рублей.

Значения целевых показателей подпрограммы

Целевой показатель по количеству проводимых театрально-зрелищными организациями фестивалей, форумов, праздников и иных культурных мероприятий отражает масштаб и динамику развития фестивального движения в Республике Беларусь в сфере творческой деятельности на профессиональной основе. Значение показателя (не менее 14,5 тыс. мероприятий в год) оптимально с точки зрения финансовых возможностей организаций культуры и запроса общества.

Целевой показатель по количеству проводимых дней национальной культуры, дней кино отражает реальные возможности Республики Беларусь по презентации национальной культуры за рубежом в указанных формах.

Целевой показатель по количеству проводимых клубными организациями культурных мероприятий (не менее 500 тыс. мероприятий в год) отражает запрос общества на участие в культурной деятельности и потребление услуг клубных организаций. Значение показателя установлено с учетом демографической ситуации в регионах страны, результатов процесса оптимизации сети клубных организаций. Показатель направлен на обеспечение равного доступа к услугам культуры и поддержку форм культурного самовыражения различных групп населения.

Целевой показатель по приросту количества непрофессиональных (любительских) коллективов художественного творчества с наименованиями «народный» и «образцовый» (увеличение на 150 до 2020 года от уровня 2015 года) отражает рост уровня мастерства любительских коллективов художественного творчества. Значение показателя оптимально с точки зрения возможностей организаций культуры обеспечивать коллективам необходимые условия для творческой деятельности и обосновано динамикой развития любительского художественного творчества.

Целевой показатель по приросту объема доходов от кинопоказа и других услуг кинопрокатных и кинозрелищных организаций (увеличение на 50 процентов до 2020 года от уровня 2015 года) отражает эффективность деятельности организаций кинематографии, уровень развития киноиндустрии, динамику спроса населения на услуги кинопрокатных организаций. Планируемый прирост объема доходов определен с учетом имеющейся материально-технической базы и финансовых возможностей кинопрокатных организаций.

Целевой показатель по количеству закупленных музыкальных инструментов (не менее 2120 единиц до 2020 года) отражает объем закупаемых музыкальных инструментов и оптимален с точки зрения финансовых возможностей организаций культуры и учреждений образования.

Целевой показатель по доле отремонтированных (восстановленных) музыкальных инструментов (в 2020 году – 17,3 процента) отражает степень восстановления музыкальных инструментов исходя из потребности в ремонте (восстановлении) и установлен с учетом потребности и степени износа фонда музыкальных инструментов, оптимален с точки зрения финансовых возможностей организаций культуры и учреждений образования в сфере культуры.

Анализ основных рисков при выполнении подпрограммы

К основным факторам, которые могут повлиять на достижение целевых показателей подпрограммы, можно отнести риски, связанные:

с оптимизацией сети учреждений культуры;

с отставанием от сроков реализации мероприятий и, как следствие, неосвоением выделенных финансовых средств.

Финансирование Государственной программы на 90 процентов и сокращение сети организаций культуры более чем на 10 процентов приведут:

к снижению посещаемости культурно-просветительских организаций не менее чем на 10 процентов;

к уменьшению объема услуг по организации культурных мероприятий, оказываемых населению клубными организациями, не менее чем на 10 процентов.

Неблагоприятный риск выполнения мероприятий Государственной программы при финансировании на 70–80 процентов может привести:

к сокращению проводимых в стране культурных мероприятий не менее чем на 10 процентов;

к увеличению стоимости входных билетов на мероприятия, что приведет к сокращению зрительской аудитории не менее чем на 20 процентов;

к невыполнению мероприятий, запланированных на отчетный год.

Минимизация рисков возможна за счет формирования эффективной системы управления реализацией подпрограммы, проведения систематического мониторинга результативности ее реализации, повышения эффективности взаимодействия заказчиков и исполнителей подпрограммы.

ГЛАВА 13
ПОДПРОГРАММА 3 «АРХИВЫ БЕЛАРУСИ»

Характеристика текущего состояния и прогноз развития сферы архивного дела

Подпрограмма 3 «Архивы Беларуси» направлена на обеспечение государственной поддержки в области создания и поддержания условий для постоянного хранения архивных документов как составной части историко-культурного, информационного и интеллектуального достояния народа Беларуси и обеспечения доступа пользователей к архивной информации.

Архивные учреждения являются некоммерческими организациями и реализуют свои функции в рамках общегосударственной деятельности по формированию Национального архивного фонда Республики Беларусь, постоянному хранению, учету и использованию документов государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь.

Таким образом, архивные учреждения изначально предназначены для выполнения двуединой функции: сохранение архивных документов для будущих поколений и обеспечение доступа к ним сегодняшним пользователям. При этом доступность архивных документов во многом определяется степенью их сохранности.

В настоящее время в 32 государственных архивных учреждениях, 123 территориальных (районных или городских) архивах местных исполнительных и распорядительных органов страны хранится 14 099 306 единиц хранения начиная с 1391 года и до наших дней, в том числе документы государственных органов, государственных и негосударственных организаций, политических партий, общественных объединений, граждан.

Для формирования Национального архивного фонда Республики Беларусь полноценными по содержанию и оптимальными по составу документами в государственные архивные учреждения принимается на постоянное хранение более 80 тыс. единиц хранения. Источниками комплектования в настоящее время являются около 8 тыс. государственных органов и иных организаций.

Для обеспечения безопасности хранения архивных фондов ведется работа по созданию и поддержанию оптимальных условий хранения архивных документов путем строительства, реконструкции и ремонта зданий государственных архивных учреждений, оборудованию их средствами пожаротушения, охраны и сигнализации, применению технических средств для создания оптимальных температурно-влажностного, светового, санитарно-гигиенического и охранного режимов в архивохранилищах. В результате данной работы в новое здание перемещено государственное учреждение «Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно», увеличены площади для хранения документов учреждения «Зональный государственный архив в г. Лиде», ведется капитальный ремонт учреждений «Государственный архив Брестской области», «Центральная лаборатория микрофильмирования и реставрации документов Национального архивного фонда Республики Беларусь».

Важным направлением деятельности государственных архивных учреждений, имеющим политическую и социальную значимость, является работа по удовлетворению информационных потребностей граждан, общества, государства. Особое внимание уделяется обеспечению конституционных прав граждан на доступ к информационным ресурсам, повышению уровня предоставляемых архивами услуг, в том числе предоставлению социально-правовой информации, связанной с социальной защитой граждан, предусматривающей их пенсионное обеспечение, получение льгот и компенсаций. Ежегодно государственными архивными учреждениями исполняется около 30 тыс. запросов социально-правового характера, около 300 генеалогических и более 15 тыс. тематических запросов.

В целях популяризации документальных ресурсов государственными архивными учреждениями осуществляется выставочная и публикационная деятельность. Ежегодно издается не менее 5 сборников документов и архивных справочников о составе и содержании документов Национального архивного фонда Республики Беларусь.

В целях повышения эффективности деятельности государственных архивных учреждений Беларуси на основе информационных технологий осуществлена комплексная автоматизация основных направлений архивной деятельности. Реализована единая электронная система учета архивных документов и фондов, позволяющая формировать республиканский информационный ресурс «Государственный фондовый каталог», интернет-версия которого размещена на сайте «Архивы Беларуси». Создано программное обеспечение портала «Система открытого доступа к документам Национального архивного фонда Республики Беларусь», на котором будет представлена многоуровневая система описания и поиска архивных объектов (фондов, описей, дел, документов).

Эффективное формирование Национального архивного фонда Республики Беларусь, обеспечение сохранности и использования архивных документов как части информационного ресурса страны возможно лишь при дальнейшем осуществлении комплекса специальных взаимосвязанных мероприятий, направленных на:

расширение площадей архивохранилищ путем строительства, перепрофилирования и реконструкции зданий для архивных учреждений;

обеспечение эксплуатационной надежности зданий и помещений архивных учреждений и их инженерных коммуникаций;

совершенствование материально-технической базы архивных учреждений для обеспечения оптимальных условий хранения архивных документов, их использования.

Значения целевых показателей подпрограммы

Целевой показатель по количеству уникальных и особо ценных архивных документов, имеющих страховые копии (не менее 600 единиц хранения в год) отражает деятельность государственных архивных учреждений по сохранению особо ценной документной информации. Значение показателя (не менее 600 единиц хранения в год) основано на реальных возможностях государственных архивных учреждений.

Целевой показатель по количеству архивных документов, имеющих цифровые копии (не менее 3600 единиц хранения в год), отражает деятельность государственных архивных учреждений, направленную на увеличение цифрового контента архивных документов и обеспечение оперативного доступа пользователей к архивной информации. Значение показателя (не менее 3600 единиц хранения в год) основано на анализе достижения плановых показателей в предыдущие годы с учетом технической базы государственных архивных учреждений.

Целевой показатель по количеству изданных сборников документов и архивных справочников о составе и содержании документов Национального архивного фонда Республики Беларусь (не менее 5 в год) отражает состояние работы по популяризации документов Национального архивного фонда Республики Беларусь. Значение показателя (не менее 5 сборников) основано на необходимости введения в информационный оборот архивных документов о событиях по истории Беларуси.

Анализ основных рисков при выполнении подпрограммы

К основным факторам, которые могут повлиять на достижение целевых показателей подпрограммы, можно отнести:

чрезвычайные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: