ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Призвание и роль учителя.
"Иисус, вышед, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много" (Марк. 6:34).
I. Что говорит нам окружающий мир?
" Множество народа... как овцы, не имеющие пастыря". Разве не это видим мы повсюду вокруг себя? Перенаселенность, нехватка школ, разрушенные семьи, рост психических заболеваний, социальная неустроенность, наркомания и алкоголизм, страх перед возможностью термоядерной войны и, наконец, преступность среди подростков - все это подтверждает слова Евангелия: "Множество народа... как овцы, не имеющие пастыря".
II. Что говорит нам Библия?
Слова "учить", "учитель" встречаются в Библии более 250 раз.
"И Он поставил иных... учителями" (Ефес. 4:11).
А. По страницам Ветхого Завета.
1. Отцам заповедано было учить своих детей Закону Божьему (Втор. 6:7; 30:2).
2. Из двенадцати колен Израилевых одно было поставлено учителями (Втор. 31:9-13).
|
|
3. Когда народ Израиля следовал Божьим заповедям и учил закону, то был силен, а когда стал пренебрегать законом, то ослабел. В четвертой книге Царств 17:7-10 рассказывается, как Бог оберегал этот народ от врагов, когда он был послушен закону и учил Его Слову.
Б. По страницам Нового Завета.
1. Иисус Христос был учителем. "И начал учить их много" (Марк. 6:34). Он знал, что тем самым Он может удовлетворить запросы человеческой души. Он был совершенным учителем.
а. Он учил как власть имеющий (Матф. 7:29).
б. Он учил отдельных людей (Иоан. 3).
в. Он учил множество народа одновременно (Иоан. 6).
г. Он учил Своих двенадцать учеников терпеливо и постоянно (Матф. 5:2).
д. Его последней заповедью было: "Учите". Говоря так, Он предполагал, что следование этой заповеди будет способствовать распространению Евангелия.
2. Апостолы были учителями.
а. Они ежедневно учили в храме и в домах (Деян. 4:2; 5:42).
б. Апостол Павел был одаренным учителем. Уча, он основал церкви повсюду, где бывал (Деян. 13:44; 18:11; 28:30,31).
III. Что говорит нам история раннехристианской церкви?
В раннехристианской церкви высоко ценилось призвание учителя. Христиане учили друг друга и нехристиан, распространяя Евангелие по всей Римской империи. Уже к третьему столетию десятая часть населения империи приняла христианство, и страх перед именем Иисуса Христа присутствовал во многих сердцах.
IV. Что говорит Писание о детях?
В Писании совершенно определенно говорится об отношении к детям и об ответственности перед ними.
А. "Не презирайте ни одного из малых сих" (Матф. 18:10).
Б. "Пустите детей приходить ко Мне" (Марк. 10:14).
|
|
В. "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской " (Матф. 18:6).
Г. "И внушай их (слова сии) детям твоим" (Втор. 6:6,7).
Д. "Наставь юношу при начале пути его" (Прит. 22:6).
Е. "Паси агнцев Моих" (Иоан. 21:15).
Ж. "Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих" (Матф. 18:14).
РЕЗЮМЕ. Дети Божьи, прежде всего, должны помнить о следовании заповедям Божьим, ибо лишь через послушание обретается благословение (Ис. 48:18). Последняя заповедь Христа перед вознесением была: "Идите, научите все народы" (Матф. 28:19). Его примеру следуют все те, кто подчинил Ему свою жизнь и служение. Однако для исполнения заповеди требуется, чтобы воля человека пришла в движение, и совершилось действие.
Глава 2. Процесс обучения.
"Вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе " (Кол. 1:28).
I. Что такое обучение?
А. Определение: Обучение есть целенаправленный процесс преобразования человека.
Б. Иллюстрация к определению: Железнодорожный состав.
1. Железнодорожный состав предназначен для перемещения вагонов и грузов из одного места в другое. Точно так же и обучение продвигает учащихся из одного состояния в другое, предусмотренное целью обучения.
2. С помощью иллюстрации проведем некоторые параллели,
а. Двигатель - преподаватель,
б. Движущая сила - Святой Дух.
в. Вагоны - учащиеся.
г. Место назначения - цель, открытая Богом в Его Слове,
д. Правильно выбранный путь - осознанное продвижение к цели,
е. Механизмы сцепления — любовь и понимание между учителем и учениками.
II. Цели и задачи христианского учителя.
А. В чем заключаются его цели и задачи?
1. "...чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе " (Кол. 1:28).
2. "Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен " (2 Тим. 3:17).
3. "... доколе не изобразится в вас Христос" (Гал. 4:19).
4. "... предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Рим. 8:29).
Б. Для чего ставятся такие цели?
1. Бог создал совершенного человека. Он дал ему тело (плоть), душу и дух.
Человек осуществляет контакт с внешним материальным миром через свою плоть.
Посредством души человек проявляет себя как личность, мыслит и чувствует.
Жизнь Бога имела продолжение в духе Адама. Таким образом, Божья воля руководила первым человеком.
2. Совершив грех, Адам умер духовно, и случилось это прежде его физической смерти. Произошло отчуждение Духа Божия от духа Адама. Покинув человека, Дух Божий оставил после Себя пустоту, заполненную тьмой. Не прекратилась лишь способность человека к познанию Бога.
3. Бог желает, чтобы мы примирились с Ним, возлюбили Христа. Божий план предусматривает всестороннее развитие человека. Это было продемонстрировано на примере земной жизни Иисуса Христа. Он возрастал физически, интеллектуально, духовно, в любви к человеку. Такое гармоничное развитие соответствовало Божьему плану. Но всегда ли наблюдается такое развитие среди нас сегодня? Мы много внимания уделяем физическому совершенству, рациональному питанию, полезному отдыху и т. д.
Мы заботимся о своем умственном развитии, умножаем знания в области культуры, науки. Мы стремимся к более совершенным формам общения между людьми. Однако слишком малое место занимает в этом процессе наша духовная жизнь.
В. Каким образом можно прийти к цели?
1. Путем мистическим, сверхъестественным.
"Представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе" (Кол. 1:28) можно лишь посредством второго рождения, рождения свыше. Такую работу способны совершить только мистические силы: Слово Божье и Святой Дух.
|
|
2. Через человека, посредством человека.
Апостол Павел говорит в послании к Колоссянам 1:29: "Для чего (чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе) я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно". Мы должны признать, что достижение цели зависит от Бога, ибо Святой Дух, действуя через апостола Павла или через нас, учителей, обеспечивает продвижение к цели, к Богу. Признав это, мы признаем, что учитель есть средство Бога.
РЕЗЮМЕ. Обучение есть целенаправленный процесс преобразования человека. Цель христианского учителя заключается в том, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Этот процесс не может привести к безгреховному совершенству, но он предусматривает улучшение отношений с Богом, христианское духовное возрастание.
Божья работа в душе человека осуществляется через Божье Слово и Святой Дух. Учитель должен постоянно задаваться вопросом. "Продвинулись ли ученики ближе к Богу? Проявляется ли в учениках свидетельство духовной жизни?"
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
УЧЕНИК