Глава 2. Процесс обучения

ВВЕДЕНИЕ

 

Глава 1. Призвание и роль учителя.

 

"Иисус, вышед, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много" (Марк. 6:34).

 

I. Что говорит нам окружающий мир?

" Множество народа... как овцы, не имеющие пастыря". Разве не это видим мы повсюду вокруг себя? Перенаселенность, нехватка школ, разрушенные семьи, рост психических заболеваний, социальная неустроенность, наркомания и алкоголизм, страх перед возможностью термоядерной войны и, наконец, преступность среди подростков - все это подтверждает слова Евангелия: "Множество народа... как овцы, не имеющие пастыря".

 

II. Что говорит нам Библия?

Слова "учить", "учитель" встречаются в Библии более 250 раз.

"И Он поставил иных... учителями" (Ефес. 4:11).

 

А. По страницам Ветхого Завета.

1. Отцам заповедано было учить своих детей Закону Божьему (Втор. 6:7; 30:2).

2. Из двенадцати колен Израилевых одно было поставлено учите­лями (Втор. 31:9-13).

3. Когда народ Израиля следовал Божьим заповедям и учил зако­ну, то был силен, а когда стал пренебрегать законом, то ослабел. В четвертой книге Царств 17:7-10 рассказывается, как Бог оберегал этот народ от врагов, когда он был послушен закону и учил Его Слову.

 

Б. По страницам Нового Завета.

1. Иисус Христос был учителем. "И начал учить их много" (Марк. 6:34). Он знал, что тем самым Он может удовлетворить запро­сы человеческой души. Он был совершенным учителем.

а. Он учил как власть имеющий (Матф. 7:29).

б. Он учил отдельных людей (Иоан. 3).

в. Он учил множество народа одновременно (Иоан. 6).

г. Он учил Своих двенадцать учеников терпеливо и постоянно (Матф. 5:2).

д. Его последней заповедью было: "Учите". Говоря так, Он предпола­гал, что следование этой заповеди будет способствовать распростране­нию Евангелия.

2. Апостолы были учителями.

а. Они ежедневно учили в храме и в домах (Деян. 4:2; 5:42).

б. Апостол Павел был одаренным учителем. Уча, он основал церкви повсюду, где бывал (Деян. 13:44; 18:11; 28:30,31).

 

III. Что говорит нам история раннехристианской церкви?

В раннехристианской церкви высоко ценилось призвание учителя. Христиане учили друг друга и нехристиан, распространяя Евангелие по всей Римской империи. Уже к третьему столетию десятая часть на­селения империи приняла христианство, и страх перед именем Иисуса Христа присутствовал во многих сердцах.

IV. Что говорит Писание о детях?

В Писании совершенно определенно говорится об отношении к де­тям и об ответственности перед ними.

А. "Не презирайте ни одного из малых сих" (Матф. 18:10).

Б. "Пустите детей приходить ко Мне" (Марк. 10:14).

В. "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской " (Матф. 18:6).

Г. "И внушай их (слова сии) детям твоим" (Втор. 6:6,7).

Д. "Наставь юношу при начале пути его" (Прит. 22:6).

Е. "Паси агнцев Моих" (Иоан. 21:15).

Ж. "Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих" (Матф. 18:14).

 

РЕЗЮМЕ. Дети Божьи, прежде всего, должны помнить о следовании заповедям Божьим, ибо лишь через послушание обретается благосло­вение (Ис. 48:18). Последняя заповедь Христа перед вознесением бы­ла: "Идите, научите все народы" (Матф. 28:19). Его примеру следуют все те, кто подчинил Ему свою жизнь и служение. Однако для испол­нения заповеди требуется, чтобы воля человека пришла в движение, и совершилось действие.

 

Глава 2. Процесс обучения.

 

"Вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе " (Кол. 1:28).

 

I. Что такое обучение?

А. Определение: Обучение есть целенаправленный процесс преоб­разования человека.

Б. Иллюстрация к определению: Железнодорожный состав.

1. Железнодорожный состав предназначен для перемещения вагонов и грузов из одного места в другое. Точно так же и обуче­ние продвигает учащихся из одного состояния в другое, предусмот­ренное целью обучения.

2. С помощью иллюстрации проведем некоторые параллели,

а. Двигатель - преподаватель,

б. Движущая сила - Святой Дух.

в. Вагоны - учащиеся.

г. Место назначения - цель, открытая Богом в Его Слове,

д. Правильно выбранный путь - осознанное продвижение к цели,

е. Механизмы сцепления — любовь и понимание между учителем и учениками.

 

II. Цели и задачи христианского учителя.

А. В чем заключаются его цели и задачи?

1. "...чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе " (Кол. 1:28).

2. "Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен " (2 Тим. 3:17).

3. "... доколе не изобразится в вас Христос" (Гал. 4:19).

4. "... предопределил быть подобными образу Сына Своего" (Рим. 8:29).

Б. Для чего ставятся такие цели?

1. Бог создал совершенного человека. Он дал ему тело (плоть), душу и дух.

Человек осуществляет контакт с внешним материальным миром через свою плоть.

Посредством души человек проявляет себя как личность, мыс­лит и чувствует.

Жизнь Бога имела продолжение в духе Адама. Таким образом, Божья воля руководила первым человеком.

2. Совершив грех, Адам умер духовно, и случилось это прежде его физической смерти. Произошло отчуждение Духа Божия от духа Ада­ма. Покинув человека, Дух Божий оставил после Себя пустоту, запол­ненную тьмой. Не прекратилась лишь способность человека к позна­нию Бога.

3. Бог желает, чтобы мы примирились с Ним, возлюбили Христа. Божий план предусматривает всестороннее развитие человека. Это было продемонстрировано на примере земной жизни Иисуса Христа. Он возрастал физически, интеллектуально, духовно, в любви к чело­веку. Такое гармоничное развитие соответствовало Божьему плану. Но всегда ли наблюдается такое развитие среди нас сегодня? Мы мно­го внимания уделяем физическому совершенству, рациональному пи­танию, полезному отдыху и т. д.

 Мы заботимся о своем умственном развитии, умножаем знания в об­ласти культуры, науки. Мы стремимся к более совершенным формам общения между людьми. Однако слишком малое место занимает в этом процессе наша духовная жизнь.

В. Каким образом можно прийти к цели?

1. Путем мистическим, сверхъестественным.

"Представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе" (Кол. 1:28) можно лишь посредством второго рождения, рождения свы­ше. Такую работу способны совершить только мистические силы: Сло­во Божье и Святой Дух.

2. Через человека, посредством человека.

Апостол Павел говорит в послании к Колоссянам 1:29: "Для чего (чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе) я и тружусь, и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущест­венно". Мы должны признать, что достижение цели зависит от Бога, ибо Святой Дух, действуя через апостола Павла или через нас, учи­телей, обеспечивает продвижение к цели, к Богу. Признав это, мы признаем, что учитель есть средство Бога.

РЕЗЮМЕ. Обучение есть целенаправленный процесс преобразова­ния человека. Цель христианского учителя заключается в том, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе. Этот процесс не может привести к безгреховному совершенству, но он предусматривает улучшение отношений с Богом, христианское духов­ное возрастание.

Божья работа в душе человека осуществляется через Божье Слово и Святой Дух. Учитель должен постоянно задаваться вопросом. "Продвинулись ли ученики ближе к Богу? Проявляется ли в учениках свидетельство духовной жизни?"

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

УЧЕНИК

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: