Практическая методика

 

Глава 11. Выбор и использование наглядных пособий.

 

"Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут... Если же траву на поле... Бог так одевает, то тем более вас" (Лук. 12:27,28).

 

I. Зачем нужны наглядные пособия?

А. Мы живем в мире наглядности.

Наше зрение не отдыхает. Мы запоминаем из того, что слышим 10%, из того, что видим - 50%, из того, что делаем - 70%, а из того, что видим, слышим, говорим и делаем - 90%. Всем известна поговорка: "В одно ухо влетает - из другого вылетает". Но этого нельзя сказать о наших глазах. Не получится, чтобы в один глаз влетало, а из другого вылетало. Остановимся на примере Библии.

Б. Пример Библии.

Иисус Христос избрал лилию в качестве иллюстрации к истине. В качестве иллюстрации Он называл также семя, землю, овцу, свет, хлеб, виноградную лозу. Он брал на руки ребенка, чтобы подтвердить высказанную мысль.

 

II. Виды наглядных пособий.

А. Фланслограф.

У фланслографа безграничные возможности. Без него просто нель­зя обойтись, когда нужно проиллюстрировать библейский рассказ. С ним легко прорабатывать страноведческую, миссионерскую тема­тику, иллюстрировать библейские книги, таблицы, золотые стихи и т. д.

Б. Классная доска.

Доску можно использовать для выписывания отдельных стихов из Библии, вопросов к дискуссии, акростихов, для уроков и других простейших рисунков.

В. Таблицы.

Таблицы нужны готовить заранее. Они полезны тем, что графичес­ки дают полную информацию, после чего уже не требуется слов.

Г. Карты.                                                                         „

Карты можно изготавливать на бумаге или картоне. С помощью карт ученики получают представление о географическом положе­нии древних государств и могут сравнивать его с современной геог­рафией.

Д. Рисунки и вырезки.

Вырезайте нужные вам иллюстрации из журналов и других печат­ных изданий и наклеивайте на картон или плотную бумагу. Хра­ните вырезки в коробке или папке. Черно-белые изображения луч­ше будут смотреться, если подклеивать цветную рамку.

Е. Сигнальные и раздаточные карточки.

У сигнальных и раздаточных карточек самое разнообразное приме­нение. Ими можно, сценка за сценкой, проиллюстрировать рассказ. Изображение предмета или действующего лица может послужить основой для разговора при закреплении материала. На карточках удобно размещаются библейские стихи, псалмы. Если на одной стороне карточки вы укажете ссылку на стих, то на другой стороне напишите начало стиха.

Ж. Иллюстрированные сборники песен.

Подобные сборники можно изготовить не только для песен, но и для золотых стихов.

3. Технические средства обучения (ТСО).

Фильмы и звучащие тексты нужно подбирать в соответствии с их обучающими достоинствами и в зависимости от вашего плана.

И. Другие пособия.

Это могут быть марионетки, фигурки из картона, куклы, диарамы, индивидуальные экранчики для слайдов.

 

III. Методика подбора и использование наглядных пособий. А. Наглядные пособия - вспомогательное средство обучения.

Не полагайтесь лишь на наглядные пособия, не ставьте учебный процесс в зависимость от них. Мы можем полагаться лишь на Сло­во Божье, через которое Святой Дух воздействует на человека, производит работу в его душе. Как семя, упавшее на добрую зем­лю, так и Слово Божье, запавшее в душу человека (Лук. 8:11). Наглядные пособия - это инструмент, с помощью которого произ­водится посев и сбор урожая. Крестьянин использует самые разные механизмы, чтобы сеять в землю, но он также знает, что жизнь -лишь в семени, не в тракторе или комбайне.

Б. Используйте наглядные пособия разумно, с молитвой.

Не перегружайте учебный процесс наглядными пособиями. Плани­руйте их использование так, чтобы не идти у них на поводу.

В. При выборе наглядных пособий учитывайте их обучающую цен­ность. Каждый раз задавайте себе вопрос: Какую обучающую цен­ность имеет это наглядное пособие? Поможет ли оно в достижении цели или же послужит лишь для развлечения?

Г. Пользуйтесь ими умело.

Правильно размещайте на фланелевом экране фигурки и предме­ты.

Не упускайте возможность потренироваться до начала урока, что­бы не путаться потом.

Д. Вкладывайте в изготовление наглядных пособий все ваше старание. Изготовленные вами наглядные пособия должны выглядеть эстети­чески привлекательно. Пусть это будет самое несложное пособие, но оно должно быть аккуратным, красивым, без помарок.

РЕЗЮМЕ. Планируйте наглядные пособия так, чтобы они работа­ли на цель урока. Помните, что они - лишь вспомогательное сред­ство, и вы не должны зависеть от них. Применяйте самые разнообраз­ные наглядные пособия, овладевайте умением пользоваться ими

разумно и в меру.

Вопросы для обсуждения по теме:

1. Что заставляет нас пользоваться наглядными пособиями?

2. В каких случаях наглядные пособия становятся неэффективны­ми?

3. Сопровождал ли Иисус Христос свои проповеди наглядным примером?

4. Помогают ли наглядные пособия завладевать вниманием учени­ков?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: