Глава 11. Выбор и использование наглядных пособий.
"Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, ни прядут... Если же траву на поле... Бог так одевает, то тем более вас" (Лук. 12:27,28).
I. Зачем нужны наглядные пособия?
А. Мы живем в мире наглядности.
Наше зрение не отдыхает. Мы запоминаем из того, что слышим 10%, из того, что видим - 50%, из того, что делаем - 70%, а из того, что видим, слышим, говорим и делаем - 90%. Всем известна поговорка: "В одно ухо влетает - из другого вылетает". Но этого нельзя сказать о наших глазах. Не получится, чтобы в один глаз влетало, а из другого вылетало. Остановимся на примере Библии.
Б. Пример Библии.
Иисус Христос избрал лилию в качестве иллюстрации к истине. В качестве иллюстрации Он называл также семя, землю, овцу, свет, хлеб, виноградную лозу. Он брал на руки ребенка, чтобы подтвердить высказанную мысль.
II. Виды наглядных пособий.
А. Фланслограф.
У фланслографа безграничные возможности. Без него просто нельзя обойтись, когда нужно проиллюстрировать библейский рассказ. С ним легко прорабатывать страноведческую, миссионерскую тематику, иллюстрировать библейские книги, таблицы, золотые стихи и т. д.
Б. Классная доска.
Доску можно использовать для выписывания отдельных стихов из Библии, вопросов к дискуссии, акростихов, для уроков и других простейших рисунков.
В. Таблицы.
Таблицы нужны готовить заранее. Они полезны тем, что графически дают полную информацию, после чего уже не требуется слов.
Г. Карты. „
Карты можно изготавливать на бумаге или картоне. С помощью карт ученики получают представление о географическом положении древних государств и могут сравнивать его с современной географией.
Д. Рисунки и вырезки.
Вырезайте нужные вам иллюстрации из журналов и других печатных изданий и наклеивайте на картон или плотную бумагу. Храните вырезки в коробке или папке. Черно-белые изображения лучше будут смотреться, если подклеивать цветную рамку.
Е. Сигнальные и раздаточные карточки.
У сигнальных и раздаточных карточек самое разнообразное применение. Ими можно, сценка за сценкой, проиллюстрировать рассказ. Изображение предмета или действующего лица может послужить основой для разговора при закреплении материала. На карточках удобно размещаются библейские стихи, псалмы. Если на одной стороне карточки вы укажете ссылку на стих, то на другой стороне напишите начало стиха.
Ж. Иллюстрированные сборники песен.
Подобные сборники можно изготовить не только для песен, но и для золотых стихов.
3. Технические средства обучения (ТСО).
Фильмы и звучащие тексты нужно подбирать в соответствии с их обучающими достоинствами и в зависимости от вашего плана.
И. Другие пособия.
Это могут быть марионетки, фигурки из картона, куклы, диарамы, индивидуальные экранчики для слайдов.
III. Методика подбора и использование наглядных пособий. А. Наглядные пособия - вспомогательное средство обучения.
Не полагайтесь лишь на наглядные пособия, не ставьте учебный процесс в зависимость от них. Мы можем полагаться лишь на Слово Божье, через которое Святой Дух воздействует на человека, производит работу в его душе. Как семя, упавшее на добрую землю, так и Слово Божье, запавшее в душу человека (Лук. 8:11). Наглядные пособия - это инструмент, с помощью которого производится посев и сбор урожая. Крестьянин использует самые разные механизмы, чтобы сеять в землю, но он также знает, что жизнь -лишь в семени, не в тракторе или комбайне.
Б. Используйте наглядные пособия разумно, с молитвой.
Не перегружайте учебный процесс наглядными пособиями. Планируйте их использование так, чтобы не идти у них на поводу.
В. При выборе наглядных пособий учитывайте их обучающую ценность. Каждый раз задавайте себе вопрос: Какую обучающую ценность имеет это наглядное пособие? Поможет ли оно в достижении цели или же послужит лишь для развлечения?
Г. Пользуйтесь ими умело.
Правильно размещайте на фланелевом экране фигурки и предметы.
Не упускайте возможность потренироваться до начала урока, чтобы не путаться потом.
Д. Вкладывайте в изготовление наглядных пособий все ваше старание. Изготовленные вами наглядные пособия должны выглядеть эстетически привлекательно. Пусть это будет самое несложное пособие, но оно должно быть аккуратным, красивым, без помарок.
РЕЗЮМЕ. Планируйте наглядные пособия так, чтобы они работали на цель урока. Помните, что они - лишь вспомогательное средство, и вы не должны зависеть от них. Применяйте самые разнообразные наглядные пособия, овладевайте умением пользоваться ими
разумно и в меру.
Вопросы для обсуждения по теме:
1. Что заставляет нас пользоваться наглядными пособиями?
2. В каких случаях наглядные пособия становятся неэффективными?
3. Сопровождал ли Иисус Христос свои проповеди наглядным примером?
4. Помогают ли наглядные пособия завладевать вниманием учеников?