Проектирование тихоходного вала

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО УГТУ-УПИ

Кафедра "Детали машин"

Справочные данные и эскизная компоновка одноступенчатого цилиндрического редуктора

(электронная версия)

Составитель: Д.Т.Н., профессор Баранов Г.Л.

 


г. Екатеринбург – 2005

Данное пособие является методическим руководством по выполнению курсового проекта по курсам: «ДМ и ОК», «Прикладная механика», «Механика» для студентов немеханических специальностей всех форм обучения.


Конструирование цилиндрических зубчатых колес

Основные размеры кованых и штампованных зубчатых колес, представленных на рис.1, определяются следующими зависимостями.

Диаметр ступицы: стальной DC=1.55•d, чугунной DC=1.6•d,

где d – диаметр посадочного отверстия зубчатого колеса.

Длина ступицы

LC=1.2•d bw,

где bw – ширина зубчатого венца колеса.

Толщина обода

A1=(5…6)•m,

где m – модуль передачи.

Толщина диска e=0.3•bw.

Диаметр центровой окружности

D0=0.5(da-2A1+dC),

где da – диаметр окружности вершин зубьев колеса.

Диаметр отверстий d0

d0=0.25(da-2A1-dC).

Размер фаски посадочного отверстия определяют по табл.1

Рис.1. Основные размеры зубчатых колес

 

 

Табл.1. Размеры фасок отверстия

d,мм 30 30…50 50…80 80…120 120…150 150…250 250…500
С3,мм 1.0 1.6 2.0 2.5 3.0 4.0 5.0

 

Размер фаски зубчатого венца определяют по формуле C1=0.5m и округляют до ближайшего значения по табл.1. Размер фаски C2 принимают равным 2…3 мм. Радиус R равен 4…10 мм.

 

 

2. Расчет элементов корпуса редуктора

Толщина стенки корпуса редуктора определяется по формуле

=0.025 +1 8 мм. Диаметр фундаментного болта равен dб1=0.036 +12. Полученное значение округляют до ближайшего большего диаметра болта из ряда в табл.2.

 

Табл.2. Размеры элементов корпуса редуктора

Параметр

Диаметр болта

М8 М10 М12 М16 М20 М24 М30
aj 13 15 18 21 25 28 35
bj 24 28 33 40 48 55 68
d0 9 11 13 17 22 26 32
D0 17 20 25 30 38 45 56

 

Диаметры болтов крепления крышки корпуса к основанию (рис.2) равны: у подшипников dб2=(0.7…0.75) dб1, на фланцах dб3=(0.5…0.6) dб1. Полученные значения округляют до ближайших диаметров болта из ряда в табл.2. В этой же табл. даны диаметры отверстий d0 и диаметры зенковок или бобышек D0 для соответствующих болтов.

Расстояние от внутренней стенки корпуса до края лапы L1=3+ +b1 и до оси фундаментного болта P1=3+ +a1, где a1 и b1 определяются по табл.2 в зависимости от диаметра болта.

Ширина фланцев у подшипников L2=3+ +t+b2, где t=4 мм – высота бобышки. Расстояние от внутренней стенки корпуса до оси болта с диаметром dб2 равно P2=3+ +a2.

Ширина боковых фланцев L3=3+ +b3, расстояние от внутренней стенки корпуса до оси болта с диаметром dб3 равно P3=3+ +a3.

Расстояние от оси болта с диаметром dб2 до оси вала равно Lbj=0.5Dj+(1…1.25)dб2, где Dj – наружные диаметры подшипников быстроходного и тихоходного валов. Для сравнительно малого межосевого расстояния 0.5(D1+D2)+5dб2 между подшипниками устанавливают один болт, размещая его посредине между расточками в корпусе для подшипников.

Расстояние от головки болта крепления крышки подшипника до границы хвостовика вала зависит от межосевого расстояния и выбирается из диапазона y=5…12 мм (рис.2).

 

Проектирование тихоходного вала

      Один из вариантов конструкции тихоходного вала редуктора представлен на рис.3. Для размещения на валу деталей он имеет ступенчатую форму и состоит из семи участков.

Рис.2. Разрез по плоскости разъема цилиндрического одноступенчатого редуктора

 

Участок вала с номером 1 называется хвостовиком. Он предназначен для установки на нем детали, которая передает крутящий момент с тихоходного вала редуктора на исполнительный механизм. Диаметр хвостовика ориентировочно определяется из расчета вала на кручение по пониженным допускаемым напряжениям по формуле

d1= ,

где Tт – крутящий момент на тихоходном валу в Н•м, [ ] – пониженные допускаемые напряжения на кручение, [ ]=15 МПа для вала из стали 45. Полученное значение округляют до ближайшего числа из ряда нормальных линейных размеров по ГОСТ 6636-69: 20 22 24 25 26 28 30 32 34 (35) 36 38 40 42 45 48 50 53 (55) 56 60 63 (65) 67 (70) 71 75 80 85 90 95 100.

 Длину хвостовика выбирают в диапазоне l1=(1.5…2)d1 и также округляют по этому ряду. Участок вала с номером 2 предназначен для взаимодействия с уплотнением. На 3 и 7 участки устанавливают одинаковые шарикоподшипники радиальные однорядные. Участок с номером 4 предназначен для установки зубчатого колеса. Участки 5 и 6 являются буртиками, предназначенными для осевой фиксации соответственно зубчатого колеса и подшипника. Рекомендуемые размеры участков приведены в табл.3. В этой таблице приняты следующие обозначения: B- ширина подшипника тихоходного вала (табл.4), d6- диаметр заплечика подшипника (табл.4), LC - длина ступицы, C3 – фаска посадочного отверстия зубчатого колеса. После расчета диаметра d3 по формуле табл.3 следует округлить его до ближайшего значения, кратного пяти. Длина участка l2 определяется по формуле

                         l2=L2-B-n+Lk+y,                                                             (1)

где n – расстояние от торца подшипника до внутренней поверхности стенки корпуса, n=7 мм, Lk- величина, зависящая от толщины опорной поверхности крышки подшипника, шайбы пружинной и высоты головки болта крепления крышки к корпусу. При наружном диаметре подшипника тихоходного вала D<105 мм можно принять Lk=18 мм, при D 105 мм - Lk=22 мм. Для тихоходного вала на этом этапе проектирования рекомендуется выбирать подшипники легкой серии.

 

Табл.3. Размеры участков тихоходного вала

№ участка Диаметр, мм Длина, мм
1     d1    l1
2 d2= d1+5    l2
3 d3=d1+10 l3=(20…30)+B
4 d4=d3+5  l4=LC-2
5 d5=d4+(3…4)C3 10…15
6     d6 10…15
7   d7=d3     B

 

 

Рис.3. Разработка конструкции тихоходного вала редуктора

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: