Формирование представлений о днях недели

Пути и средства развития представлений о времени у дошкольников с ОВЗ

На занятиях дефектолога широко используются дидактические игры и упражнения, сюжетно-дидактические игры, загадки, стихотворения, что помогает детям овладеть временными представлениями.

Одним из самых эффективных средств по праву считается дидактическая игра, так как основным её элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием. Благодаря занимательности игровых действий дидактические игры и упражнения активно способствуют овладению знаниями, так как в увлекательной форме усиливает познавательный потенциал детей с ОВЗ. Практическая деятельность дефектолога располагает положительными возможностями перевода ведущей игровой деятельности на уровень учебно-игровой.

В связи с этим на занятиях дефектолога необходимо проводить специальные игры и упражнения, направленные на формирование представлений о времени. Необходимо подбирать такие игры или включать такие игровые моменты, которые будут направлены на решение учебной задачи. В ином случае игра не выступает как средство обучения.

Формирование представлений о времени суток.

У старших дошкольников с ОВЗ необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. Название частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени - явлениями природы. Дети различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия: утро, день, вечер, ночь. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Знакомство с временным отрезком «сутки» начинается с понятий «день»-«ночь», затем «утро»-«вечер», затем «день»-«вечер»-«ночь»-«утро», «утро»-«день»-«вечер»-«ночь». И лишь потом дается понятие «сутки». Положительный эффект дает использование графической модели-круга «Сутки», на которой разным цветом обозначены части суток: утро – розовым цветом, день – желтым цветом, вечер – серым цветом, ночь – фиолетовым. Цветовое обозначение служит наглядным материалом для распознавания частей суток и обозначения последовательности между ними.

Для ознакомления детей с частями суток можно использовать набор из четырех картинок, где изображены виды деятельности, характерные для каждой части суток. Картинки необходимо показывать детям поочередно и задавать вопрос: «Когда это бывает?» По содержанию деятельности, изображенной на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны определить и назвать время суток.

В работе необходимо широко использовать такие методы как: беседы, чтение сказок, стихов, рассматривание картин, составление рассказов по картинкам, дидактические игры и упражнения: «Когда это бывает?», «Сутки», «Назовите соседей», «Что вы делали?» и т.д. Все эти игры помогают детям осознанно воспринимать сутки в целом, последовательность частей суток. При этом у детей складывается элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.

Важным условием является постепенное формирование произвольной речевой деятельности детей, поэтому педагог должен стимулировать речевую активность детей, создавать игровые ситуации, в которых необходимо давать характеристику времени суток и использовать изученную терминологию.

Формирование понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Дети путают эти слова. Необходимо помочь детям понять значение слов «вчера», «сегодня», «завтра» и научить детей правильно их употреблять.

Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где вы были вчера? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие?» и т. п.

Учить ориентировать во времени можно с опорой на наглядность. Для этого используется плакатный календарь. Он позволит наглядно показать день, который был вчера, есть сегодня и будет завтра. Кроме того, необходимо показать деятельность детей в определенный временной отрезок. С этой целью проводится работа с блоком «Вчера-сегодня-завтра».

Для упражнения детей в использовании временных терминов необходимо использовать словесные дидактические игры и игровые упражнения: «Вчера, сегодня, завтра», «Что было раньше, что потом», «Домик дней».

 

Формирование представлений о днях недели.

Изучение дней недели начинается после того, как дети хорошо усвоили сведения о сутках и последовательность изменения времени (вчера, сегодня, завтра). Детям сообщается, что семь дней составляют неделю. Здесь можно использовать и слово «день», и слово «сутки». Следует показать детям неделю на плакатном календаре, проговорить название каждого из семи дней.

Ознакомление с днями недели детей следует объединять с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).

Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Например, понедельник - первый день по прошествии недели, вторник - второй, среда - средний, четверг - четвертый, пятница - пятый, суббота - конец недели, воскресенье - выходной день..

Название дней недели, особенно вначале, требует объединения с конкретным содержанием деятельности. Целесообразно проводить беседы по вопросам: «Какой сегодня день недели? Правильно, сегодня вторник. Какой день недели был вчера? Какой день недели предшествует вторнику?» Дети отвечают на вопросы. Уточняется последовательность дней недели.

При знакомстве с днями недели эффективным является использование графической модели-круга «Дни недели», где каждый день имеет цветовое обозначение. Цветовое обозначение дней недели распределено в соответствии с семью цветами радуги: понедельник изображён красным цветом, вторник – оранжевым, среда – желтым, четверг – зелёным, пятница – голубым, суббота – синим, воскресенье – фиолетовым.

 Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры и упражнения: «Раз, два, три неделю собери!», «Назови следующий день недели», «Назови соседей», «Покажи соответствующую цифру» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: