Ездр.1:8. и вынес их Кир, царь Персидский, рукою Мифредата сокровищехранителя, а он счетом сдал их Шешбацару князю Иудину

Сосуды передаются князю Иудину Шешбацару, который в 1Езд 1.11и 1Езд 5.14–15 представляется главой возвращавшихся при Кире иудеев, областеначальником в Палестине и основателем Иерусалимского храма. Но вместе с этим в других местах кн. Ездры (1Езд 2:2, 3:2, 4:2), в кн. Неемии (Неем 7.7), а также у пророка Аггея (Агг 1.1–14) и Захарии (Зах 4.9), предводителем первого каравана иудеев, основателем дома Господня (Зах 4.6) и правителем Иудеи (Агг 1.1, 14) называется Зоровавель, сын Сапафиилов. Отсюда возникает вопрос: кто был упоминаемый в 1Езд 1:8, 11 и 1Езд 5.14–15Шешбацар и в каком отношении стоял он к Зоровавелю? Многие исследователи считают Шешбацара особым лицом, отличным от Зоровавеля, и полагают, что это был персидский чиновник, назначенный служить представителем персидской власти в Иудее и поставленный князем иудейским (Штаде, Розенцвейг, Сменд). По окончании своей миссии Шешбацар будто бы был отозван к персидскому двору и место его занял Зоровавель. Другие исследователи, также отличая Шешбацара от Зоровавеля, склонны считать его не персом, а иудеем. Так, Мейер (Entstechung I. S. 79), Имберт, Ренан (см. у Бертолета) отождествляет Шешбацара с упоминаемым в 1Пар 3.18 Шенацаром, сыном Иехонии; Никель (Wiedefherst j. G. S. 50) считает Шешбацара просто выдающимся израильтянином, может быть, отдаленным родственником царского дома, а Селлин (Serubabel S. 7; Entst I I, 239; II, 35) склонен видеть в Шешбацаре самого Иехонию. Более справедливым, однако, нужно признать взгляд тех библиологов, которые считают Шешбацара за одно лицо с Зоровавелем, носившим, таким образом, два имени (Евальд, Келер, Кюенен, М. Филарет, Попов).

Основания этого взгляда следующие: 1) В 1Езд 1.8 Шешбацар называется «князем иудейским». Следовательно, он был иудеем и именно потомком Давида. А в период возвращения иудеев из плена потомком Давида, как видно из 1Езд 3:2, 8, 5:2; Агг 1:14, 2:2, был только Зоровавель, с которым поэтому и нужно отождествлять Шешбацара. 2) В 1Езд 1.11 о Шешбацаре сообщается, что он отправился вместе с переселенцами из Вавилона в Иерусалим, а в 1Езд 5.16, что он«положил основание дома Божьего». Та же самая деятельность усвояется в 1Езд 2:2, 3:8; Зах 4.9 Зоровавелю. Очевидно, библейские писатели считают Шешбацара и Ездру2 за одно лицо. 3) В 1Езд 5.14Шешбацар называется pecha, а у Агг 1:1, 14, 2 этот титул и для того же самого исторического момента усвояется Зоровавелю. Что касается значения приведенных имен, то оно не совсем ясно. Имя Зоровавель, вероятно, происходит от евр. zeru и babel и означает в русском переводе «рожденный в Вавилоне». Имя Шешбацар (2Езд 2.12 – Саманассар) считается или вавилонским – Sin-bal-usur или Samas-bal-usur, Самас, Син защищает сына – или персидским (Риссель, Кепер). Об обычае давать по два имени известно и из кн. Даниила.

Ездр.1:9. И вот число их: блюд золотых тридцать, блюд серебряных тысяча, ножей двадцать девять,

1Ездр.1:10. чаш золотых тридцать, чаш серебряных двойных четыреста десять, других сосудов тысяча:

1Ездр.1:11. всех сосудов, золотых и серебряных, пять тысяч четыреста. Все это взял с собою Шешбацар, при отправлении переселенцев из Вавилона в Иерусалим.

Указывается число сосудов (евр. обозначения их не вполне ясны), возвращенных иудеям через Мифредата, хранителя сокровищ. Общее число сосудов в ст. 11 определяется цифрой 5400. Но если сложить цифры, которыми в ст. 9–10 обозначаются отдельные виды сосудов (30+1000+29+30+410+1000), то получится общая сумма их не 5400, а только 2 499. Ввиду такого несоответствия суммы и слагаемых одни исследователи (Берто, Никель), основываясь на свидетельстве 2Езд 2.13–14, считают ошибочными цифры отдельных видов сосудов, а другие (Кейль) предполагают погрешность в обозначении обшей суммы сосудов. Возможно, однако, обойтись и без этого предположения погрешностей в тексте. В ст.11, можно думать, указывался количество, составившееся не только из сосудов, сданных Мифредатом, а и из тех, которые пожертвованы были частными лицами. Отсюда и произошло то, что цифра ст. 11 не соответствует сумме цифр ст. 9–10.

* * *


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: