Мак.4:24. И, возвращаясь, воспевали и благословляли Господа небесного, потому что Он благ и что вовек милость Его

«Воспевали…, потому что Он благ, и что вовек милость Его» – в псалмах Пс.117:1,29; Пс.135:1 и д.

Мак.4:25–28. И было в тот день великое спасение Израилю. Уцелевшие же из иноплеменников пришли к Лисию и возвестили о всем случившемся. Он, услышав, уныл и опечалился, что не то случилось с Израилем, чего он хотел, и не то вышло, что повелел ему царь. И на следующий год Лисий собрал шестьдесят тысяч избранных мужей и пять тысяч всадников, чтобы победить их.

«На следующий год…», – т. е. в 164 г. до Р. Х.

Мак.4:29. И пришли они в Идумею, и расположились станом в Вефсурах; а Иуда встретил их с десятью тысячами мужей.

«Пришли… в Идумею и расположились… в Вефсурах…», – вместо «Идумеи» (Ιδουμαίαν) некоторые читают – «в Иудею» (Ιουδαίαν). – Вефсуры – Βαιθσούρα ("ή" и "τα«) – часто упоминаемый в Ветхом Завете город Вефсуры, или Вефсура, к югу от Иерусалима в направлении к Xеврону – приблизительно где ныне Beit-Sur близ Halhul, в горах Иудейских (Нав.15:58). Позднее Иуда сильно укрепил этот город, чтобы угрожать отсюда Идумее (1Мак.4:61), граница которой была отсюда неподалеку (1Мак.14:33) и через которую – обходным движением по ту сторону Иордана за Мертвым морем – в Иудею могли вторгаться и северные ее враги (1Мак.6:31). Возможно, что этим именно путем и теперь Лисий пришел в Вефсуры, и в таком случае не представляется никакой нужды прибегать для уяснения дела к разночтению «в Иудею» – вместо «в Идумею». – «В Вефсуpax…», т. е. не в самом городе, но – в области или округе Вефсуры.

Мак.4:30. Увидев сильное ополчение, он молился и говорил: благословен Ты, Спаситель Израиля, сокрушивший нападение сильного рукою раба Твоего Давида и предавший полк иноплеменников в руки Ионафана, сына Саулова, и оруженосца его.

Призывая благословение Божие в помощь на столь неравную борьбу, Иуда вспоминает два наиболее разительных проявления этой небесной помощи в неравных условиях – победу Давида над Голиафом (1Цар.17) и Ионафана над целым войском филистимлян (1Цар.14:1–15). – «Нападение сильного…», т. е. Голиафа, который называется также в 1Цар.17:4 – муж силы.

Мак.4:31–36. Предай войско сие в руки народа Твоего – Израиля, и да будут они постыжены в силе и коннице их; наведи на них страх и сокруши дерзость силы их; да будут они потрясены поражением своим; низложи их мечом любящих Тебя, и да прославят Тебя в песнях все знающие имя Твое. И сразились они, и пало из войска Лисия до пяти тысяч мужей, пали перед ними. Лисий, увидев бегство войска своего и храбрость воинов Иуды, и что они готовы или жить, или умереть отважно, отправился в Антиохию, набрал чужеземцев и, увеличив бывшее войско, думал снова идти в Иудею. Иуда же и братья его сказали: вот, враги наши сокрушены, взойдем очистить и обновить святилище.

«Очистить и обновить святилище…» – первое – καθαρίσαι – состояло в том, чтобы удалить все языческое и оскверненное языческим употреблением (1Мак.4:43–46), второе – έγκαινίσαι – заменить все новым и освященным для богослужебного употреблений особою жертвою и молитвою освящения (1Мак.4:47–55).

Мак.4:37. И собралось все ополчение, и взошли на гору Сион.

«Взошли на гору Сион…» – т. е. на гору храма, см. к 1Мак.1:33.

Мак.4:38. И увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу или на какой-либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены.

Описание опустошения храма; «жертвенник осквернен» – через устроение на нем языческого алтаря, 1Мак.1:54; «ворота сожжены…» – это было, отчасти, при нападении на город главного начальника податей, 1Мак.1:31, ср. 2Мак.1:8, а по 2Мак.8:33 – собственно при другом нападении некоего Каллисфена; «хранилища разрушены» – эти хранилища предназначались частью для хранения храмовых принадлежностей, частью служили местами собрания для служителей и посетителей храма.

Мак.4:39–41. И разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы, и падали лицом на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу. Тогда отрядил Иуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе он очистит святилище.

В то время как происходило это очищение храма, особый отряд осаждал засевших в крепости сирийцев, чтобы они не могли помешать очищению.

Мак.4:42–46. И избрал священников беспорочных, ревнителей закона. Они очистили святилище и оскверненные камни вынесли в нечистое место. Потом они рассуждали об оскверненном жертвеннике всесожжения, как поступить с ним. И пришла им добрая мысль разрушить его, чтобы он когда-нибудь не послужил им в поношение, так как язычники осквернили его; и разрушили они жертвенник, и камни сложили на горе храма в приличном месте, пока придет пророк и даст ответ о них.

«Пока придет пророк…» – здесь разумеется не Мессия, но вообще какой-либо из посланных Богом пророков, который, как таковой, мог бы им возвестить волю Божию относительно употребления камней жертвенника. Это замечание показывает, подобно 1Мак.14:41, что тогда не было уже пророков, и именно не было довольно долгое время,1Мак.9:27 – со смерти Малахии, с которым, по согласному свидетельству Иудейской синагоги, пророчество в Израиле погасло.

1Мак.4:47. Взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по прежнему;

«Камни целые, по закону…», т. е. нетесаные, согласно Исх.20:25;Втор.27:6.

1Мак.4:48. потом устроили святыни и внутренние части храма и освятили притворы;

«Устроили святыни и внутренние части храма…», т. е. починили, исправили все их повреждения и недостатки.

Мак.4:49–52. устроили новую священную утварь и внесли в храм свещник и алтарь всесожжений и фимиамов и трапезу; и воскурили на алтаре фимиам и зажгли светильники на свещнике, и осветили храм; и положили на трапезу хлебы, и развесили завесы, и окончили все дела, которые предприняли. В двадцать пятый день девятого месяца – это месяц Xаслев – сто сорок восьмого года встали весьма рано

25-й день месяца Xаслева, 148 года – 165 г. до Р. Х. (ср. к 1Мак.1:54).

Мак.4:53. и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений.

«Принесли жертву по закону», т. е. предписанную в законе утреннюю жертву (Исх.29:38–42; Чис.28:3–7). Эта жертва, как все установленные для новомесячий и праздничных дней, соединялась обыкновенно с жертвой за грех (Чис.28:15,22,30 и д.). Так как в Моисеевом законе нет особой жертвы для очищения и освящения алтаря, то последнее совершилось вместе с очищением священников, через окропление жертвенною кровью по Лев.8:15.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: