ГБУ «Курганский центр социальной помощи семье и детям»
ПРОФИЛАКТИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»
У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Курган 2012 г.
Профилактика профессионального «выгорания» у социальных работников: Методические рекомендации для социальных работников/ Сост. Т.Е. Булатова. – Курган: Государственное бюджетное учреждение «Курганский центр социальной помощи семье и детям», 2012 г. - 24 с.
Составитель: Булатова Тамара Евгеньевна, и.о. заведующей кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО «ИРОСТ», к.б.н.
Рецензент: Дементьева Лариса Анатольевна, старший преподаватель кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО «ИРОСТ»
В методических рекомендациях раскрывается сущность профессионального «выгорания» и предрасполагающие факторы в деятельности социального работника. Предлагаются разнообразные методы психогигиены и психопрофилактики синдрома эмоционального «выгорания», которые могут быть использованы социальными работниками для самокоррекции и в работе с клиентами. Рекомендовано специалистам социальной сферы.
|
|
Содержание
1. Представление о профессиональном выгорании в деятельности социального работника………………………………………………………………..…………….4
2. Диагностика уровня психо-эмоциональных перегрузок в деятельности социальных работников…………………………………………………………..….6
3. Методы психогигиены и психопрофилактики синдрома эмоционального «выгорания»……………………………………………………………………….…11
4. Су Джок терапия – управление своим самочувствием…………………………19
5. Здоровье в наших руках…………………………………………………………...22
6. Практика «Улыбки»……………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………………………24
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
В последние годы в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме профессионального сгорания, или выгорания, работников.
Что такое синдром профессионального выгорания?
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми и чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
|
|
Своеобразие социальной работы заключается в том, что она направлена на организацию индивидуализированных услуг с целью обеспечения психосоциальной гармонии существования человека. Таким образом, социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактики синдрома «эмоционального выгорания». На развитие синдрома профессионального «выгорания» влияют как личностные особенности социального работника, так и организационные факторы. При этом у специалистов по социальной работе с высоким уровнем «выгорания» имеет место тенденция негативного отношения к клиентам и к себе. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
Т.о. профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), профессиональное выгорание — это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома — стадия истощения.
В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки».
Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
• возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Три аспекта профессионального выгорания
Первый — снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй — одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект-объектные отношения.
Третий — эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.