Линии развития физической самостоятельности
1. От грудного вскармливания к рациональному питанию.
· Общие трудности приема пищи.
· Отнятие от груди или бутылки.
· Самостоятельное питание.
· Рост удовольствия от поглощения пищи (без тормозящих
· идентификаций).
2. От непроизвольного мочеиспускания и пачкания к контролю над кишечником и мочевым пузырем.
· Ребенок имеет полную свободу мочиться и пачкать, определяется обстоятельствами внешней среды.
· Роль в мотивации переходит от оральной к анальной зоне. Любопытство, направленное на внутреннее устройство тела, удовольствие от беспорядка, грязи, игр с удержанием, опустошением, переполнением кишечника, равно как и доминированием, обладанием, разрушением и другими проявлениями агрессии.
· Ребенок принимает и перенимает от матери и окружающих его людей отношения к чистоте и через идентификацию делает их интегральной частью требований эго и суперэго.
· Полный контроль над кишечником и мочеиспусканием.
3. От безответственности к ответственности в управлении телом.
· Первый шаг - изменение в направленности агрессии: от концентрации на теле до обращения к внешнему миру.
· Развитие таких функций эго, как ориентация во внешнем мире, понимание причин и следствий, контроль опасных желаний в соответствии с принципом реальности.
· Добровольное принятие правил гигиены и медицинских требований.
4. От эгоцентричности до партнерства.
· Эгоистический, нарциссически ориентированный взгляд на объектный мир, в котором другие дети или не фигурируют вовсе, или воспринимаются только в роли нарушителей отношений между матерью и ребенком, соперников за любовь родителей.
· Отношение к другим детям как к неодушевленным объектам, игрушкам, которые можно взять в руки, грубо с ними обращаться, управлять ими, избавляться от них, не считаясь с их реакцией и отношением.
· Отношение к другим детям как к помощникам, партнерам в выполнении поставленной цели (для себя), общей деятельности, такой, как игра.
· Другие дети рассматриваются как партнеры и объекты с их собственными правами.
5. От тела к игрушке и от игры к работе.
· Игра у ребенка начинается как активность по поиску эротического удовольствия, включая рот, пальцы, зрение, всю поверхность кожи.
· Части тела матери и ребенка переносятся на какие-то мягкие предметы, такие как кусочки ворса, подушки, коврики, мех, мягкие игрушки.
· Прикрепление к одному специфическому переходному объекту развивается и распространяется на мягкие игрушки разного типа в целом, которые в качестве символических объектов приближаются или отталкиваются в зависимости от либидозного или агрессивного катексиса.
· Игрушки, которые ребенок прижимает к себе, постепенно отходят на второй план, за исключением времени сна. В этой ситуации в качестве переходных объектов они облегчают переход ребенка от активности, сопричастности внешнему миру к нарциссическому уходу - необходимому условию сна.
· Игрушки, которые ребенок прижимает к себе, постепенно отходят на второй план, за исключением времени сна. В этой ситуации в качестве переходных объектов они облегчают переход ребенка от активности, сопричастности внешнему миру к нарциссическому уходу - необходимому условию сна. Способность играть изменяется на способность работать, контролировать, подавлять, тормозить или модифицировать импульсы, доводить до конца заранее составленные планы.
Различия между приемами лечения, разработанными