Специфика детского психоанализа и психодинамической терапии детей и подростков: сравнительные аспекты

Техники детского анализа, хотя и сопос­тавимы с аналитическим методом, адапти­рованы к уровню развития Я, достигнутого ребенком. Они базируются на оценке спо­собности ребенка свободно ассоциировать, уровня когнитивного развития, способов общения, сложностей, сопряженных с отно­сительной незрелостью Я. При работе с защитами и определении толерантности ребенка к фрустрации необходима осто­рожность; аналитик должен подчеркивать значение Я, обращаясь к пространством конфликта, чтобы проявить себя союзником в борьбе с силами Оно и усилить реинтернализацию экстернализировонных конфликтов. Следует обращать внимание и вербализовать чувства ребенка неза­висимо от того, выражаются они непосред­ственно или через персонажей игры или рассказы. Такую адаптацию техники не следует смешивать с модификациями, кото­рые могут помешать аналитическому про­цессу или прервать его.

С вопросом о различии техник детского и взрослого анализа тесно связан вопрос об условиях, в которых осуществляется дет­ский анализ. Ребенок зависит от родителей, принимающих решение относительно про­ведения анализа. Ребенок доподросткового возраста может протестовать, подвергаясь анализу. Следует добавить, что большинство детских аналитиков находятся в постоянном контакте с родителями ребенка долатентного и латентного возраста, получая от них информацию. Требуется осторожность, что­бы эта внеаналитическая информация не помешала непредубежденности понимания самого аналитического материала. Хотя даже юные пациенты в латентном возрас­те часто сами могут обеспечить необходи­мый для анализа материал, отлучение ро­дителей от терапевтической ситуации было бы равносильно отрицанию потребностей детского развития: чем младше ребенок, тем более выражена его потребность в ощуще­нии соответствия аналитика и родителей. Не менее важным является сохранение родительского альянса, который позволяет осуществлять анализ ребенка при его со­противлении. Более того, опыт детских ана­литиков подсказывает, что по мере развития Я и сопутствующей стабилизации терапев­тического альянса, детский аналитик при проведении анализа может все более рас­считывать на старших детей из семьи.

Существенную роль в детском анализе играет перенос, хотя он не эквивалентен переносу при взрослом анализе. Родите­ли — первый объект, с которым формируют­ся отношения ребенка и вокруг которого строились детские фантазии, — являются важнейшей частью детской жизни. С этим тесно связан тот факт, что детской структу­ре Я недостает связности взрослой, а по­тому процессы интернализации не столь стабильны.

Интенсивность и длительность перено­са неодинаковы не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в разных фазах анализа. Изменчива и частота чере­дующихся сдвигов катексиса между анали­тиком и родителями. Хотя в целом считает­ся, что ребенок способен к формированию невроза переноса, обычно он носит более спорадический характер и менее продол­жителен, чем у взрослых.

Поскольку техники детского анализа определяются уровнем развития ребенка, очевидно, что вместе с ним меняется и тех­ника. Детский аналитик последовательно переходит от преимущественного использо­вания игры к вербализации и, наконец, к собственно свободным ассоциациям. Ин­терпретации продвигаются от простых и конкретных к более высоким уровням кон­цептуализации. Их продолжительность и содержание зависят от изменяющегося ха­рактера специфических участков конфлик­та и специфической сензитивности при пе­реходе из одной фазы развития в другую.

   Прослеживая постепенную смену стадий развития, детский аналитик получает воз­можность наблюдать переходные этапы и соответствующим образом адаптировать технические средства. В подростковом возрасте анализ проводится с использова­нием как «взрослых», так и «предпубертатных» техник. В старшем подростковом воз­расте применяются, как правило, техники «взрослого» анализа.

Специфика детского психоанализа и психодинамической терапии детей и подростков.

 

Чтобы заниматься детской психотерапией, необходимо ориентироваться в том, что представляет собой мир ребенка. Цель данной главы состоит в том, чтобы «подготовить почву» и дать общую ориентацию в отношении юного пациента. К сожалению, обычна тенденция привнесения опыта, сформированного взрослым миром, и взрослой модели лечения в детскую терапию. В психотерапии взрослых большинство методов лечения были разработаны по отношению к пациенту с от­носительно устойчивой, структурированной личностью и Эго. Отличительный признак ребенка-пациента, однако, состоит в том, что его личность пребывает в состоянии эволюции и непрерывного изменения и его Эго — незрелое. Что это значит — пытаться заниматься психотерапией, когда механизмы защиты пациен­та, как и следует ожидать, хрупки, когда его познавательная способность невели­ка, когда чувство страха возникает чрезвычайно легко, когда Суперэго ограниче­но и когда может доминировать вера в волшебство и всемогущество? В этой главе обсуждаются пять основных вопросов.

1. Неустойчивое состояние детского Эго. Детское Эго хрупко и неразвито, что делает ребенка очень трудным пациентом.

2. Потребность в действии у ребенка: функция игры. Действие доминирует в работе с ребенком, и психотерапевт должен сам превратиться в играющего.

3. Зависимое состояние ребенка: роль родителей. Основная задача — понима­ние и зачастую модификация семейной динамики.

4. Процесс развития ребенка: необходимость роста. Лечебные отношения вклю­чают в себя психотерапевта как реальный объект, фигуру, которую необхо­димо идентифицировать, и психотерапевта как «фасилитатора развития».

5. Встречные реакции на пациента-ребенка: внутренние реакции психоте­рапевта. Ребенок-пациент вызывает уникальные эмоциональные реакции, которые необходимо понимать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: