Социальная защита населения является одной из важнейших составных частей проводимой в Казахстане социальной политики. За годы обретения независимости мы наблюдаем разную степень участия государства в организации социальной защиты населения.
Если в начале 90-х годов социальная политика государства, вызванная желанием как можно быстрее решить скопившиеся за годы застоя и перестроечных лет социальные проблемы, носила ярко выраженный патерналистский характер, то необходимость соизмерять проводимую социальную политику с экономическими и финансовыми возможностями государства привели к корректировке действий по данному направлению.
Реформирование социальной защиты на новом этапе осуществлялось в направлении развития адресной социальной помощи и разработки программ перехода к новой системе защиты от социальных рисков, включающей в себя элементы как солидарной, так и персонифицированной систем.
Для реализации намеченной стратегии Правительство страны утвердило Программу реабилитации инвалидов, основные цели которой — создание системы реабилитации инвалидов, предоставление им возможностей для всесторонней интеграции в общество, снижение уровня инвалидности. Началось реформирование службы медико-социальной экспертизы. Изучается вопрос оказания социальной помощи семьям, имеющим детей, в виде ежемесячных выплат до достижения ребенком 1,5 лет за счет средств государственного бюджета в размере от 3 до 5 месячных расчетных показателей. Принят закон об обязательном социальном страховании, внедрение которого начнется в 2003 г.
|
|
На основе анализа международного опыта можно сделать вывод, что наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты обычно включают в себя следующие основные элементы:
- - государственные пособия;
- - обязательное социальное страхование;
- - накопительное пенсионное обеспечение;
- - социальная помощь.
В стране организовано социальное обеспечение по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальной защите безработных граждан и по возрасту. Все физические лица — граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан (далее — граждане), при наступлении рисковых случаев получают государственные пособия на одинаковом уровне, вне зависимости от участия в трудовой деятельности и взноса, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. Кроме того, из-за отсутствия экономически обоснованных нормативов исчисления социальных выплат, взаимосвязи с системой оплаты труда потеряна адекватная связь между уровнем доходов работающего населения и получаемыми социальными выплатами. В результате часть работающего населения получает заработную плату меньшую, чем размеры социальных пособий.
|
|
В социальной политике любого государства, в т.ч. в Республике Казахстан, важное место занимает пенсионное обеспечение населения, которое регулируется государством. Оно является частью социальной защиты. Размеры пенсий зависят от уровня социально-экономического развития той или иной страны, политического режима и законодательства. С 1998 г. пенсионная система в Казахстане перешла с распределительного на накопительный принцип функционирования. В пенсионный фонд удерживается 10 % от заработной платы работника. При накопительной пенсионной системе устанавливается связь между индивидуальным вкладом и пенсионными выплатами. В накопительных пенсионных фондах увеличивающиеся сбережения населения становятся крупным источником инвестиций.
В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней, более подробно система показана в таблице 1.
Уровень | Вид | Источник | Описание |
первый | базовый | республиканский бюджет | государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии |
второй | обязательный | республиканский бюджет | 1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года; 2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников |
третий | добровольный | добровольные пенсионные взносы | деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд за себя или третьими лицами. Их ставка, период уплаты определяются договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов |
Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 59,5 лет (в 2020 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года, что показано в таблице 1.
Таблица 1.
Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин
Дата | Возраст выхода женщин на пенсию | Дата рождения |
до 2018 года | 58 лет | до 1959 года рождения |
с 1 января 2018 года | 58,5 лет | с 01.01.1960 по 30.06.1960 |
с 1 января 2019 года | 59 лет | с 01.06.1960 по 31.12.1960 |
с 1 января 2020 года | 59,5 лет | с 01.01.1961 по 30.06.1961 |
с 1 января 2021 года | 60 лет | с 01.06.1961 по 31.12.1961 |
с 1 января 2022 года | 60,5 лет | с 01.01.1962 по 30.06.1962 |
с 1 января 2023 года | 61 год | с 01.06.1962 по 31.12.1962 |
с 1 января 2024 года | 61,5 года | с 01.01.1963 по 30.06.1963 |
с 1 января 2025 года | 62 года | с 01.06.1963 по 31.12.1963 |
с 1 января 2026 года | 62,5 лет | с 01.01.1964 по 30.04.1964 |
с 1 января 2027 года | 63 года | с 01.06.1964 по 31.12.1964 |
Таким образом, это касается женщин, родившиеся с 1960-1964 г.г.
В более раннем возрасте выход предусмотрен для:
1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах экологического риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;
мужчины – по достижении 50 лет;
женщины – по достижении 45 лет.
2) женщин, родивших либо усыновивших 5 и более детей и воспитавших их до 8 летнего возраста, при достижении 53 лет.
Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 51 год в случае приобретения пенсионного аннуитета. [Электрон. ресурс]. – Государственные услуги и информация онлайн: – URL: https://egov.kz/cms/ru/articles/pension/pensionnaya_sistema (Дата обращения 03.03.2020).
|
|
В целом, пенсионный возраст в Казахстане не сильно отличается от других стран. В приложении А обозначены возраст и условия выхода на пенсию для зарубежных государств.
Говоря о пенсионном возрасте нельзя не затронуть тему средней продолжительности жизни. В Казахстане этот показатель на 2019 год составляет 73 года. Первую строчку рейтинга по средней продолжительности жизни в РК занимает Алматы, где, согласно статистике, граждане доживают до 76 лет. В других регионах, по данным исследователей, этот показатель на три года меньше.
В целом казахстанцы стали жить дольше почти на пять лет, по сравнению с десятилетней давностью, это хорошо показано в таблице 1. Сложившуюся картину в управлении здравоохранения объясняют улучшением качества медицинских услуг, снижением смертности от онкологических заболеваний, от туберкулеза, общая смертность снижена на 1,6%, ранняя выявляемость рака выросла на 2%".
Таблица 1
Ожидаемая продолжительность жизни населения (лет) [Электрон. ресурс]. – Министерство национальной экономики Республики Казахстан Комитет по статистике: – URL: https://stat.gov.kz/official/dynamic (Данные статистики по состоянию на 24.02.2020)
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | ||
Все население | 68,39 | 68,45 | 68,69 | 69,52 | 70,62 | 71,44 | 71,97 | 72,41 | 72,95 | 73,15 | |
Мужчины | 63,55 | 63,55 | 63,85 | 64,74 | 65,91 | 66,90 | 67,49 | 67,99 | 68,72 | 68,84 | |
Женщины | 73,25 | 73,41 | 73,57 | 74,29 | 75,23 | 75,82 | 76,26 | 76,61 | 76,92 | 77,19 |
В июле 2001 г. был принят Закон «О государственной адресной социальной помощи». Главным принципом является ее предоставление в виде денежных выплат. Система адресной социальной помощи раньше включала четыре вида пособий:
· жилищная помощь;
· доплата в денежной форме до черты бедности;
· неработающим матерям с четырьмя и более детьми до 7 лет;
· детям-инвалидам, которые воспитываются на дому.
|
|
В сентябре 2019 года в Послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев поручил сделать систему получения АСП более прозрачной, справедливой, мотивирующей к труду и внедрить гарантированный соцпакет для детей из малообеспеченных семей.
Депутаты Сената Парламента утвердили новые правила назначения адресной социальной помощи. Рассмотрим их.
· сохранение действующего порогового критерия на оказание АСП, т.е. претендовать на назначение адресной социальной помощи могут малообеспеченные семьи, в которых среднедушевой доход составляет менее 70% от прожиточного минимума;
· трудоспособные члены семей, получающих АСП, должны работать. Для их трудоустройства будут использованы все механизмы Госпрограммы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек». Если трудоспособный член семьи отказывается от предложенной работы и мер содействия занятости, то выплата АСП будет прекращаться не только ему, но и всей семье;
· увеличение срока проведения обследования материального положения семьи с 3 до 7 дней. В настоящее время МТСЗН РК разрабатываются критерии определения нуждаемости. В случае несоответствия семьи установленным критериям, участковая комиссия выносит заключение об отсутствии нуждаемости в оказании АСП.
· внесение гарантированного социального пакета для детей из малообеспеченных семей.
Более подробную информацию об изменениях АСП можно получить на сайте Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
В системе социальной защиты населения в Республике Казахстан важным элементом выступает социальное страхование, куда входят: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев на производстве.
В соответствии со статьей 8 Закона «Об обязательном социальном страховании» в перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, входят работники (за исключением работающих пенсионеров) и самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.
Социальное страхование — это особая организационно-правовая форма социальной защиты граждан. Она используется как автономный и самостоятельный механизм для аккумуляции денежных средств (например, для пенсионного обеспечения), а также для выполнения других функций социальной защиты и включает:
- - создание социально - оздоровительной и реабилитационной инфраструктуры (страхование от несчастных случаев на производстве);
- - организацию оздоровления трудящихся (медицинское страхование);
- - создание новых рабочих мест (страхование по безработице);
- - проведение мероприятий по предупреждению страховых случаев.
В Казахстане государственное обязательное социальное страхование должно представляться тремя фондами: пенсионным, обязательного медицинского страхования, социального страхования. Формирование этих фондов можно осуществлять путем взносов во внебюджетные фонды посредством единого социального налога.
Поскольку успешность кардинальных и глубоких социальных реформ зависит от общественного признания их справедливости, в основу проводимой государством социальной политики должны быть положены современные и адекватные новым экономическим принципам социальные индикаторы и критерии. Последние определяют пороговые значения показателей социальной жизнедеятельности и социальной безопасности. Переход через эти границы недопустим, так как он чреват негативными социальными последствиями, которые делают невозможными дальнейший прогресс экономического реформирования общества.
Что касается государственных пособий, то они постоянно повышаются. С 2020 года в Казахстане повысили величину прожиточного минимума до 31 183 тенге и минимального расчётного показателя до 2 651 тенге. Это базовые показатели, от размера которых зависят различные пособия.
Размер пенсионных выплат по возрасту увеличился на 7%:
· минимальный размер базовой пенсионной выплаты теперь равен 16 839 тенге;
· минимальная пенсия – 38 636 тенге;
· максимальная пенсия – 121 946 тенге.
Государственные социальные пособия по инвалидности, а также социальные выплаты на случай утраты трудоспособности увеличили на 5%.
Пособие по инвалидности от общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания:
· I группа – 59 872 тенге;
· II группа – 47 710 тенге;
· III группа – 32 431 тенге.
Дети-инвалиды до 16 лет будут получать в 2020 году 43 657 тенге. Семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида, – 43 657 тенге.
Инвалиды с детства, а также дети-инвалиды от 16 до 18 лет:
I группа – 59 872 тенге;
II группа – 49 581 тенге;
III группа – 37 420 тенге.
Размер выплат по случаю потери кормильца зависит от того, сколько иждивенцев было у кормильца:
· при одном иждивенце – 26 818 тенге;
· при двух – 46 463 тенге;
· при трёх – 57 689 тенге;
· при четырёх – 61 119 тенге;
· при пяти – 63 302 тенге;
· при шести и более – 65 797 тенге.
Размер пособия при рождении ребёнка зависит от его очерёдности:
· если это первый, второй или третий ребёнок в семье, то пособие выплачивается в размере 100 738 тенге;
· при рождении четвёртого и более –167 013 тенге.
При рождении двойни, тройни и так далее выплату начисляют на каждого ребёнка.
Пособие по уходу за ребенком начисляют ежемесячно, пока ребёнку не исполнится год. Его выплачивают из двух источников:
· республиканского бюджета,
· государственного фонда социального страхования.
Размер зависит от количества детей в семье:
· на первого ребёнка –15 270 тенге;
· на второго – 18 054 тенге;
· на третьего – 20 811 тенге
· на четвёртого и более – 23 594 тенге.
Трудоустроенная женщина, за которую работодатель отчислял деньги в Фонд социального страхования, имеет право на два вида выплат:
· пособие по уходу за ребёнком до одного года – 40% от среднемесячного дохода матери за последние два года;
· выплата по беременности и родам, её размер также зависит от среднемесячного дохода женщины за последние 12 месяцев.
С 1 января 2020 года вводят отдельное пособие для семей, имеющих четверых и более несовершеннолетних детей или студентов очной формы обучения до 23 лет. Его будут назначать независимо от доходов семьи в размере:
· на четверых детей – 42 496 тенге;
· на пятерых детей – 53 127 тенге;
· на шестерых детей – 63 757 тенге;
· на семерых и более детей – 74 388 тенге.
Матери-героини, награждённые подвесками "Алтын алка", "Кумис алка" или же орденом "Материнская слава" будут также получать ежемесячно 16 967 тенге.
Рассмотрим отдельные показатели, характеризующие проводимую в Казахстане социальную политику, а именно динамику основных составляющих доходов населения за последние годы в таблице 1.
Таблица 1
Динамика основных социально-экономических показателей РК
Наименование | Год | ||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |
Минимальная заработная плата | 19966* | 21364 | 22859 | 24 459 | 28 284 | 42 500 | 42 500 |
Среднемесячная заработная плата | 121021 | 126021 | 142898 | 150827 | 162673 | 185487 | 197 950 |
Минимальный размер пенсии | 21736 | 23692 | 25824 | 31 245 | 33745 | 36108 | 38 636 |
Прожиточный минимум | 19 068 | 19 647 | 21 612 | 23 783 | 27 072 | 29 342 | 31 183 |
*суммы указаны в тенге
Как показывают приведенные данные, за последние шесть лет государством предпринимаются достаточно энергичные усилия по улучшению основных индикаторов, характеризующих уровень жизни населения.
По статистике, прожиточный минимум в III квартале 2019 года составил 31 120 тенге. А за чертой бедности оказалось всего 4,5% казахстанцев, по сравнению с такими странами как Россия, где это показатель 12% и Грузия -20,1%, обозначенными на рисунке 1 и 2, это очень даже не плохой результат.
Рисунок 1. Уровень бедности Рисунок 2.ПМ 2019 (тыс.тг)
По Республике наиболее высокий уровень бедности в этот период зарегистрирован в Туркестанской (11,2%), Жамбылской (5,8%) и Северо-Казахстанской (5,1%) областях. Самое низкое значение зарегистрировано в городе Нур-Султан (0,9%).
Доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума по регионам, указана на рисунке 1.
Рисунок 1
В Казахстане уровень бедности измеряется по численности и доли населения с доходами ниже прожиточного. Главный критерий при этом – потребительская корзина.
Потребительская корзина состоит из продовольственной и непродовольственной частей. В РК это соотношение с 2018 года 55% на 45% соответственно, рисунок 1. Состав корзины по международным стандартам надо пересматривать каждые пять лет. В Казахстане первую продовольственную корзину приняли в 1998 году, она состояла из продуктов 20 наименований. В 2005 году при пересмотре число компонентов увеличили до 43. Несмотря на то, что казахстанская продовольственная корзина включает больше количества товаров, чем в России и Грузии, ее стоимость ниже, рисунок 2.
У методики есть уязвимые места:
· Отбор товаров осуществляется экспертами и диетологами, а не на основе учета поведения домохозяйств.
· Прожиточный минимум – это доход, необходимый для достижения определенного уровня жизни. Международный опыт показывает, что потребление домохозяйства – наиболее подходящий показатель благосостояния для измерения бедности, чем доход. Поэтому в международной практике чаще используются показатели благосостояния, основанные на потреблении, а не доходе.
Рисунок 1 Рисунок 2
Если государство признает уровень бедности выше текущего, это станет затратной статьей в бюджете. Например, в 2016 году правительство потратило около 1% ВВП на социальные пособия. К слову, с 2016 по 2019 год расходы по статье «Социальная помощь и социальное обеспечение» с 1,9 трлн тенге увеличились до 3,5 трлн тенге (84%).
Правильная оценка и понимание причин бедности помогут принять эффективные решения и снизить социальную напряженность. К примеру, анализ Всемирного банка показывает, что в группе наибеднейших преобладают многодетные семьи (с тремя и более детьми). Проанализировав социальные платежи, система госпособий семьям с детьми является самой рентабельной. На каждый тенге, выделенный на ее реализацию, разрыв бедности сокращается на 0,605 тенге. Таким образом, пособия, адресованные детям или семьям с детьми, будут иметь высокий уровень адресности.
В Казахстане самый низкий уровень бедности в Центральной Азии, но страна так и не может достичь уровня бедности ниже того, что был достигнут в 2013 году (5,8%). С тех пор уровень бедности в Казахстане остаётся выше 6%, что показано на рисунке 1.
Уровень бедности начал расти с 2014 года и до сих пор не достиг уровня 2013-го. Это связано в первую очередь с низким уровнем экономического роста, отчасти из-за снижения цен на нефть. Ситуация немного улучшилась в 2017 году. https://informburo.kz/novosti/vsemirnyy-bank-issledoval-uroven-bednosti-v-kazahstane-tri-regiona-okazalis-v-zone-riska.html
· 2013-й – 5,8%; · 2014-й – 6,6%; · 2015-й – 8%; · 2016-й – 12%; · 2017-й – 8,5%; · 2018-й – 7,6%; · 2019-й – 6,8%. · 2020-й – 7%. |
Рисунок 1. Уровень бедности в Казахстане по годам
Бедное население, как правило, проживает в сельской местности, у них много детей, безработных родственников и низкий уровень образования.
Основные причины, по мнению экономиста Всемирного банка, регионального офиса по Центральной Азии - Уильяма Зейтца, которые приводят к бедности в Казахстане:
· экономические спады, когда идёт сокращение рабочих мест и зарплаты;
· серьёзные потрясения, с которыми семья не может справиться, например, проблемы со здоровьем;
· безработица, потеря работы, низкий уровень зарплат.
"Правительственные программы призваны обеспечить поддержку в таких обстоятельствах, но они не всегда полностью компенсируют риск попадания в бедность", – отметил Уильям Зейтц.
Тем не менее, согласно исследованиям компании Gallup, Казахстан является одним из лидеров рейтинга стран с населением, испытывающим самый низкий уровень негативных эмоций. Подтверждением этого факта служат результаты опроса жителей Карагандинской области о наличии в их домах товаров длительного пользования, проведенного Комитетом по статистике МНЭ РК.
Итак, в 2018 году каждая из опрошенных семей региона имела телевизор, холодильник и стиральную машину. На 100 опрошенных семей пришлось 93 пылесоса, 83 микроволновых печи, 35 швейных машин, 18 музыкальных центров, 16 морозильных камер, шесть видеокамер. Четыре семьи имеют домашний кинотеатр, а 20% опрошенных домохозяйств области смотрят телепрограммы посредством спутниковых антенн. Причем в сельской местности на 100 опрошенных семей пришлось 90 тарелок.
Кроме того, в 2018 году на сотню домохозяйств приходилось 77 персональных компьютеров, 26 единиц прочего оборудования для обработки информации (принтеров, сканеров, ноутбуков, планшетов и других) и 33 легковых автомобиля. Ну и как же сейчас обойтись без сотовых телефонов: в каждой опрошенной семье их имеется более двух.
Рисунок 1. Обеспеченность товарами длительного пользования (на 100 домохозяйств, шт.)
Несмотря на то, что в городе, кроме урбанистических пейзажей, снимать нечего, обеспеченность видеокамерами в три раза, а цифровыми фотоаппаратами – в 2,4 раза выше, чем сельских.
Зато на селе больше, чем в городе, других полезных вещей: велосипедов для взрослых – в 3,8 раза, морозильных камер – в два раза, в сельской местности на 100 опрошенных семей приходится еще три грузовых автомобиля, четыре мотоцикла и два мопеда. Источник: Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК, 2019 г.