Теоретические основы изучения временной перспективы и смысложизненой ориентации

Каждый человек как целое  всегда является  индивидом и личностью, а также субъектом деятельности, однако не каждому под силу быть индивидуальностью. Индивидуальность выражает единство всех уровней организации человека.  Речь идет  не об индивидуальных отличиях человека каждого, а  о единстве  и гармонии разно уровневых свойств личности. Именно это единство, залог основной,   максимальной проявленности. Ощущение полноты жизни, а также  развития  в себе способов выражения, помогает внести свой собственный неповторимый вклад в общество.

Каково психологическое содержание индивидуальности? Психологическое содержание индивидуальности, максимально от других раскрывает такое  понятие,  как цельность личности.  Дают право так полагать результаты теоретического анализа характера взаимодействия различных уровней в структуре человека, и ее экспериментальной проверки.

На  роль системообразующего качества уровня  личности, в структуре которого функционируют  природные свойства индивида, выполняет направленность личности. На уровне субъекта деятельности аналогичную функцию  выполняет индивидуальный стиль деятельности. Взаимодействие  между собой этих  уровней, обеспечивает направленности личности и индивидуальному  стилю деятельности – особое  взаимодействие. Такое содружество проявляется  в единстве личностных и деятельных характеристик человека. Так же отметим, что  личность  и субъект деятельности может найти свое выражение в успешной познавательной, трудовой  и коммуникативной деятельности. Это условие  обязательно принесет  неповторимость  вклада в общественный фонд.

Вернемся к мысли  о том, что каждый человек предстает одновременно как индивид,  личность, а также субъект деятельности. Но далеко не всякому удается стать индивидуальностью. Неопровержимо и то, что каждый человек представляет собой структурное целое. Очень непростая задача стать цельной личностью,  а именно  добиться гармоничного взаимодействия всех свойств, и качеств, а также способов осуществления деятельности.

Действительно, не каждому  удается проявить все свои потенциальные данные природой  возможности, достичь  при этом самых высоких  результатов в том или ином виде деятельности, сделать ее по максимуму творческой и продуктивной. Кому удается сделать это, мы скажем о них, как   о людях в высшей степени успешных и плодотворных.
Следуя утверждению, максимальная успешность есть функция двух взаимодействующих системообразующих факторов – направленности личности и индивидуального стиля деятельности. Важным является  при этом подметить  характер этого взаимодействия. Основным фактором в этой паре является направленность личности, благодаря этому на  основе позитивного отношения личности к целям своей деятельности, находятся и приводятся в целесообразную систему способы достижения значимых для личности целей.

Одним из личных преобразований, в психологических исследованиях показано,  что важную  и основную функцию выполняет смысл жизни.  В психическом развитии оно выполняет роль интегрированного начала.

 Данное  психическое образование имеет свою уникальную историю возникновения, а также свои этапы становления. Предпосылки для становления, как отмечают исследователи,  смысла жизни создаются уже в подростковом возрасте- возрасте открытия своего «Я».

В психологии, смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, а  также как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности.

Вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в компетенцию психологии. В сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни - это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл.

Представление о смысле,  как о жизненной задаче детально разработано в теории личности и психотерапии Виктора Франкла. Австрийский психолог, психиатр, создатель логотерапии, автор книг по психологии. По Франклу, смысл для каждого человека, в каждый конкретный период времени уникален и единственен. Отсутствие смысла вызывает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом.

В своем учении Франкл выделяет три основные части: учение о смысле жизни, учение о свободе воли, учение о стремлении к смыслу.

Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических ноогенных неврозов (Экзистенциальная фрустрация), и разного вида отклоняющегося поведения. Утрата смысла,  приводит к попыткам заполнения экзистенциального пустоты и поиска счастья с помощью искусственных смыслов (псевдо) - стремления к власти, успеху или потребления и т.д.

Основополагающим психологическим фактом является массовое распространение в наше  время  чувства опустошенности, бессмысленности жизни. Это явление связано с  прямым следствием роста самоубийств, насилия, наркомании и психических заболеваний, в том числе специфических неврозов - неврозов смыслоутраты. Смысл доступен всем и каждому, ошибочно утверждать,  что смысл субъективен. Человек  изобретает смысл он его  находит в мире, в объективной действительности, именно по этой причине он играет  для человека как императив, требующий своей реализации.

 В психологической структуре личности Франкла можно  выделить особое «ноэтическое измерение», в котором локализованы смыслы. Данное измерение несводимо к измерениям психологического и биологического существования человека. Положение об уникальности смысла помогает Франклу открыть содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Для этой цели он вводит представление о ценностях - смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся по результату  обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству приходилось иметь дело. Это позволяет соединить и выделить общее в возможных путях,  благодаря чему  человек может сделать свою жизнь осмысленной, насыщенней, благодаря тому именно то что мы даем жизни и что мы берем от мира посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе.

Он выделил три группы ценностей: ценности творчества, ценности отношений  и ценности переживания. Основной  тезис учения Франкла - учения о свободе воли - повествует, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена сложившимися  обстоятельствами. Таким образом в основу теории личности Франкла, как интегрирующего фактора человеческой жизни, замеченная в работах А.Адлера и К.Г.Юнга, была разработана им весьма детально.

 В российской психологической науке проблемой смысла детально разрабатывается в рамках  психологии  Л.С. Выготского, работах С.Л. Рубинштейна,  Б.С. Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, Е.В. Эйдман и других современных подходов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: