Каждый человек как целое всегда является индивидом и личностью, а также субъектом деятельности, однако не каждому под силу быть индивидуальностью. Индивидуальность выражает единство всех уровней организации человека. Речь идет не об индивидуальных отличиях человека каждого, а о единстве и гармонии разно уровневых свойств личности. Именно это единство, залог основной, максимальной проявленности. Ощущение полноты жизни, а также развития в себе способов выражения, помогает внести свой собственный неповторимый вклад в общество.
Каково психологическое содержание индивидуальности? Психологическое содержание индивидуальности, максимально от других раскрывает такое понятие, как цельность личности. Дают право так полагать результаты теоретического анализа характера взаимодействия различных уровней в структуре человека, и ее экспериментальной проверки.
На роль системообразующего качества уровня личности, в структуре которого функционируют природные свойства индивида, выполняет направленность личности. На уровне субъекта деятельности аналогичную функцию выполняет индивидуальный стиль деятельности. Взаимодействие между собой этих уровней, обеспечивает направленности личности и индивидуальному стилю деятельности – особое взаимодействие. Такое содружество проявляется в единстве личностных и деятельных характеристик человека. Так же отметим, что личность и субъект деятельности может найти свое выражение в успешной познавательной, трудовой и коммуникативной деятельности. Это условие обязательно принесет неповторимость вклада в общественный фонд.
Вернемся к мысли о том, что каждый человек предстает одновременно как индивид, личность, а также субъект деятельности. Но далеко не всякому удается стать индивидуальностью. Неопровержимо и то, что каждый человек представляет собой структурное целое. Очень непростая задача стать цельной личностью, а именно добиться гармоничного взаимодействия всех свойств, и качеств, а также способов осуществления деятельности.
Действительно, не каждому удается проявить все свои потенциальные данные природой возможности, достичь при этом самых высоких результатов в том или ином виде деятельности, сделать ее по максимуму творческой и продуктивной. Кому удается сделать это, мы скажем о них, как о людях в высшей степени успешных и плодотворных.
Следуя утверждению, максимальная успешность есть функция двух взаимодействующих системообразующих факторов – направленности личности и индивидуального стиля деятельности. Важным является при этом подметить характер этого взаимодействия. Основным фактором в этой паре является направленность личности, благодаря этому на основе позитивного отношения личности к целям своей деятельности, находятся и приводятся в целесообразную систему способы достижения значимых для личности целей.
Одним из личных преобразований, в психологических исследованиях показано, что важную и основную функцию выполняет смысл жизни. В психическом развитии оно выполняет роль интегрированного начала.
Данное психическое образование имеет свою уникальную историю возникновения, а также свои этапы становления. Предпосылки для становления, как отмечают исследователи, смысла жизни создаются уже в подростковом возрасте- возрасте открытия своего «Я».
В психологии, смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, а также как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности.
Вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в компетенцию психологии. В сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни - это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл.
Представление о смысле, как о жизненной задаче детально разработано в теории личности и психотерапии Виктора Франкла. Австрийский психолог, психиатр, создатель логотерапии, автор книг по психологии. По Франклу, смысл для каждого человека, в каждый конкретный период времени уникален и единственен. Отсутствие смысла вызывает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом.
В своем учении Франкл выделяет три основные части: учение о смысле жизни, учение о свободе воли, учение о стремлении к смыслу.
Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических ноогенных неврозов (Экзистенциальная фрустрация), и разного вида отклоняющегося поведения. Утрата смысла, приводит к попыткам заполнения экзистенциального пустоты и поиска счастья с помощью искусственных смыслов (псевдо) - стремления к власти, успеху или потребления и т.д.
Основополагающим психологическим фактом является массовое распространение в наше время чувства опустошенности, бессмысленности жизни. Это явление связано с прямым следствием роста самоубийств, насилия, наркомании и психических заболеваний, в том числе специфических неврозов - неврозов смыслоутраты. Смысл доступен всем и каждому, ошибочно утверждать, что смысл субъективен. Человек изобретает смысл он его находит в мире, в объективной действительности, именно по этой причине он играет для человека как императив, требующий своей реализации.
В психологической структуре личности Франкла можно выделить особое «ноэтическое измерение», в котором локализованы смыслы. Данное измерение несводимо к измерениям психологического и биологического существования человека. Положение об уникальности смысла помогает Франклу открыть содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Для этой цели он вводит представление о ценностях - смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся по результату обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству приходилось иметь дело. Это позволяет соединить и выделить общее в возможных путях, благодаря чему человек может сделать свою жизнь осмысленной, насыщенней, благодаря тому именно то что мы даем жизни и что мы берем от мира посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе.
Он выделил три группы ценностей: ценности творчества, ценности отношений и ценности переживания. Основной тезис учения Франкла - учения о свободе воли - повествует, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена сложившимися обстоятельствами. Таким образом в основу теории личности Франкла, как интегрирующего фактора человеческой жизни, замеченная в работах А.Адлера и К.Г.Юнга, была разработана им весьма детально.
В российской психологической науке проблемой смысла детально разрабатывается в рамках психологии Л.С. Выготского, работах С.Л. Рубинштейна, Б.С. Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, Е.В. Эйдман и других современных подходов.