Анализ деловой активности организации

Предметом традиционного экономического анализа в зна­чительной мере является сопоставление фактических данных о результатах производственно-хозяйственной деятельности орга­низаций с плановыми показателями, выявление и оценка от­клонений «факта» от «плана». Затем общая сумма отклонений раскладывалась на отдельные суммы, обусловленные влиянием различных факторов — как положительных (благоприятных), так и отрицательных (неблагоприятных), и разрабатывались предложения, как усилить влияние положительных и ослабить или устранить влияние отрицательных факторов. Приведена схема последовательности прохождения этапов факторного анализа.

Важнейшим показателем в анализе являлся объем произве­денной продукции (работ, услуг), а в торговле — объем товаро­оборота. Заранее принималось условие, что отрицательное от­клонение от плана (невыполнение объема) считалось серьез­ным нарушением, ибо план — это закон, его невыполнение чревато определенными последствиями для организации. Но ведь известно, что план составлялся в оторванности от организа­ции, по принципу «от достигнутого» (т.е. план предыдущего года каждый раз регулярно, чисто механически, увеличивался на оп­ределенное количество процентов без учета реальных возмож­ностей организации).

В рыночной экономике самым главным мерилом эффектив­ности работы организации является результативность.

Понятие «результативность» складывается из нескольких важных составляющих финансово-хозяйственной деятельности организации.

Наиболее общей характеристикой результативности фи­нансово-хозяйственной деятельности раньше было принято считать оборот, т. е. общий объем продаж продукции (работ, услуг) за определенный период времени. Для организаций, работающих в условиях рыночных отношений, важным пока­зателем становится и прибыль.

Рассмотрение сущности результативности позволяет опре­делить основные задачи ее анализа. Они заключаются в том, чтобы: во-первых, определить достаточность достигнутых резуль­татов для рыночной финансовой устойчивости организации, сохранения конкурентоспособности, обеспечения надлежаще­го качества жизни трудового коллектива; во-вторых, изучить источники возникновения и особенности воздействия на ре­зультативность различных факторов; в-третьих, рассмотреть ос­новные направления дальнейшего развития анализируемого объекта.

Набор экономических показателей, характеризующих резуль­тативность деятельности организации, зависит от глубины ис­следования. По данным внешней отчетности можно проанали­зировать следующие показатели (рис. 1.2):

Рис. 1.2. Показатели, характеризующие результативность финансово-хозяйственной деятельности организации

Одним из направлений анализа результативности является оценка деловой активности анализируемого объекта. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей, что отражают абсолютные стоимостные и относительные показатели.

Деловая активность в финансовом аспекте проявляется преж­де всего в скорости оборота средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообраз­ных финансовых коэффициентов — показателей оборачиваемо­сти. Они очень важны для организации.

Во-первых, от скорости оборота средств зависит размер го­дового оборота.

Во-вторых, с размерами оборота, а следовательно, и с обо­рачиваемостью связана относительная величина условно-посто­янных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов.

В-третьих, ускорение оборота на той или иной стадии кру­гооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на дру­гих стадиях. Финансовое положение организации, ее платежес­пособность зависят от того, насколько быстро средства, вло­женные в активы, превращаются в реальные деньги.

На длительность нахождения средств в обороте оказывают влияние различные внешние и внутренние факторы [4].

К внешним факторам относятся:

ü отраслевая принадлежность организации;

ü сфера ее деятельности;

ü масштаб деятельности организации;

ü влияние инфляционных процессов;

ü система налогообложения;

♦ уровень процентных ставок по заемным средствам кре­дитных организаций;

ü характер хозяйственных связей с партнерами.

К внутренним факторам относятся:

ü эффективность стратегии управления активами;

ü ценовая политика организации;

♦  методика оценки товарно-материальных ценностей и запасов.

Таким образом, для анализа деловой активности организа­ции используют две группы показателей:

1. Общие показатели оборачиваемости.

2. Показатели управления активами.

Оборачиваемость средств, вложенных в имущество органи­зации, может оцениваться:

а) скоростью оборота — количеством оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации или его составляющие;

б) периодом оборота— средним сроком, за который возвра­щаются в хозяйственную деятельность организации денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие опера­ции.

При проведении анализа деловой активности организации необходимо обратить внимание на:

ü длительность производственно-коммерческого цикла иего составляющие;

ü основные причины изменения длительности производ­ственно-коммерческого цикла.

Прежде чем приступить к анализу показателей управления активами, необходимо представить себе этапы обращения де­нежных средств организации (рис. 1.3).

 

 

 


Рис. 1.3. Этапы обращения денежных средств

На рисунке 1.3 представлена примерная схема движения средств в рамках одного производственно-коммерческого цикла.

Производственный процесс состоит из нескольких эта­пов:

ü отрезка времени характеризующего время хранения про­изводственных запасов с момента их поступления до момента отпуска в производство;

ü отрезка времени, характеризующего длительность про­цесса производства;

3) периода хранения готовой продукции на складе;
Разрыв между сроком платежа по своим обязательствам пе­ред поставщиками и получением денег от покупателей является финансовым циклом, в течение которого денежные средства от­влечены из оборота.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: