Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии

Специфика психологического знания.

Понятие психологии и психологического знания, некоторые его особенности. Специфика психол. знания: по Демидову, по Юревичу, по Корниловой и Смирнову. Отличие житейского псих. знания от научного.

---

Психология (др.-греч. душа+знание) — академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике людей и животных. Психология - объективное знание о субъективной реальности. Психология изучает особые явления, которые обнаруживаются в голове человека, в реальной действительности не существуют.

Субьектиность - это отражение. Изучение мира всегда опосредовано (посредник–психика), Между псих. явлениями (даны нам непосрдетсвенно, их невозможно наблюдать со стороны и регистрировать с помощью приборов.) и человеком посредника нет. Большиннство психологических методов - субъективные, т.е. это мнения людей о явлениях, которые они обнаруживают у себя или других людей. Когда-то был придуман специальный метод - интроспекция, 250 лет существовал, но был подвергнут критике Конта, поэтому этот метод уже практически не используется. Идеи интроспекции как особого метода познания сознания были обоснованы в трудах Р. Декарта (который говорил о непосредственном характере познания собственной душевной жизни) и Дж. Локка (выдвинувшего концепцию двух типов опыта: внутреннего, или рефлексии, который дает нам знания о деятельности нашего «разума», и внешнего, иди ощущения, который дает нам знания о мире внешнем). В последней четверти XIX в., когда психология становится самостоятельной наукой, интроспекции пытаются соединить с экспериментом (школа В. Вундта). Впоследствии возникает рад вариантов метода интроспекции.

 

Псих. знания – косвенные знания о том, что происходит в сознании или подсознании. Особенность псих. знания: возникает как результат осознания свойств сознания, зависимо от процесса его социализации, т.е. от оформления психологического опыта в соответствии с определенными правилами. Большое значение в псих. знании имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук малоактуальны. Знания в рамках одних психологических школ и направлений, не всегда признается таковым с позиций других= псих. знание неотделимо от определенного идейно-методологического контекста.

В псих.знании обнаруживается единство процессов объективации и субъективации, результат субъективации (осмысления) предварительно объективированных продуктов познавательной активности. Субъект псих. познания призван к тому, чтобы изыскивать средства и методы объективации продуктов субъективной активности, открывающих возможность доказательного интерсубъективного знания.

Специфика психологического знания (Демидов): Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности; наука о психике и психических явлениях. Специфика псих. знания. Заключается она в том, что психика не наблюдается напрямую.
       1. В психологии субъект познания (кто познает – человек), как правило, совпадает с объектом познания (того, что познается – так же человек), объектом научного познания становится и сам процесс познания (психология познавательных процессов).
       2. Псих.свойства и особенности человека находятся в непрерывном изменении и развитии.              3. Само псих-кое исследование неизбежно вносит изменения в изучаемую реальность.
       4. Псих. знание несет большую мировоззренческую нагрузку, поскольку оно имеет самое непосредственное отношение к ответам на вопросы о сущности человека.

Особенности психологического знания по Юревичу:

1.Специфика псих. знания=в нем большое значение имеют такие компоненты как базовые идеологии и знание контекста, - в других науках данных элементы малоактуальны

2.Псих. знание бессистемно. Можно построить системы псих. знания на основании базовых идеологий, но и они будут неустойчивы.

3.Псих. знание релятивно (относительно): а) знания в рамках одних психологических школ и направлений, не всегда признается таковым с позиций других= психологическое знание неотделимо от определенного идейно-методологического контекста его производства. б) пс.знание неотъемлемо от определенного объекта и той социокультурной среды, в которую он погружен, а знание, полученное применительно к одной культуре, часто оказывается неприменимой к другим культурам. в) пс. знание ситуативно= зависит от конкретной ситуации его получения:например коэффициенты корреляции, измеренные на одной и той же выборке через время оказываются другими.

4. Псих. знание зависимо от процесса его социализации=от оформления психологического опыта в соответствии с определенными правилами. Не всякое психологическое знание признается собственно знанием: чтобы стать таковым, оно должно пройти достаточно длительную «социальную обработку». В результате реальный массив псих. знания намного превосходит объем «официального» знания научной психологии.

5. Псих.знание – это знание плохо организованное, «скользящее», изменяющееся вслед за его постоянно изменяющимся объектом. Исследователи, обеспокоенные состоянием психологического знания, могут избрать для себя одну из трех стратегий. Им придется либо смириться с «вечным кризисом» психологической науки, воспринимая ее как науку, находящуюся на допарадигмальной стадии развития и списывая все ее недостатки на недостаточный уровень ее развития, либо ждать формирования единой парадигмы, которая объединит психологическую науку и придаст психологическому знанию организованный, устойчивый и надситуативный характер, либо они могут попытаться найти нетрадиционные варианты организации психологического знания, не пытаясь выстроить его по образцу естественных наук.

Специфика по Корниловой и Смирнову:

Психология – наука о человеке, поэтому исходные принципы психологического исследования и его результаты носят ярко выраженный мировоззренческий характер. Психология способна давать знание о самом процессе познания и его развития (Аристотель)

- Делая вклад в методологическое знание «вообще», психология сама нуждается в методологии для себя самой. «Ни в одной из научных областей результаты конкретного исследования не зависят в такой степени от исходных методологических посылок и используемых методических приемов, как в психологии» (Л.С.Выготский)

- Накопленный эмпирический материал в психологии требует использования методологических подходов.

- Публикация психологических знаний, исследования в области психологии предполагают ответственность исследователей, работающих с людьми, прогнозирующих и предлагающих способы решения их проблем, и требуют критического подхода к использованию различных методологических подходов и процедур (учитывать как особенности психологических концепций, так и факторы национальности, культуры, здоровья и т.д.)

Специфика психологического знания; возникающие в связи с этим трудности, не могут быть преодолены механистически, т.е. путем произвольного предпочтения определенной концепции. Здесь необходимо проведение своего рода экспериментально-методологического эксперимента, результаты которого помогут уточнить как саму методологическую схему, так и представление о предмете психологии. (методологический эксперимент – проверка в ходе конкретного исследования эвристичности и полезности методологического знания для решения поставленной психологической задачи)

 






Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: