Краткая историческая справка, отличие понимания ассоциативной и г.п., понятие г.п., принципы г.п

---

В старой психологии (ассоциативной): человек воспринимает какой-то предмет, получая множество ощущений от этого предмета, затем эти ощущения объединяются и складываются в целостный образ. В гештальт-психологии процессы восприятия, памяти, мышления: психические процессы, основанны на целостном понимании и восприятии тех или иных явлений (принцип целостности, константности и др, они не вытекают из свойств отдельных ощущений).

Пример принципа целостности: в старой\ассоциативной психологии процессы памяти понимались таким образом: когда человеку нужно запомнить какой-либо сложный объект, то он сначала разделяет его на части/элементы, затем выясняет связи и ассоциации между ними. Гештальт-психологи объясняли процесс запоминания, сохранения, припоминания сложного материала: сначала человек старается понять или выяснить для себя гештальт материала (нем. гештальт-структура, целое, образ) и в памяти материал храниться в виде структуры/гештальта. В моменты, когда материал надо припомнить – человек вспоминает структуру данного материала, а потом детали, связанные с ним.

 

Идеи целостности появляются еще в сер. 19 в. (Милль о неравенстве целого сумме частей, Брентано о единстве и целостности сознания).

Лейпцигская школа (конец 10-х – конец 30-х): Крюгер, Зандер. В начале развития восприятие носит диффузный характер, где решающее значение имеет эмоциональная окрашенность стимула. Комплексное качество – целостное переживание, пронизанное чувством (Фолькельт – исследование изобразительной деятельности детей: в рисунке геометрических фигур выделяется самый яркий признак. Например, в цилиндре подчеркивается округлость). Гештальт в отличие от комплексных качеств воспринимается умозрительно.

 

Гештáльт-психолóгия (от нем. Gestalt —личность, образ, форма) — школа психологии начала 20 века. Основана Максом Вертгеймером в 1912 году. Представители гештальт-психологии ставили перед собой задачу на основе новейших достижений естесвенных и точных наук (математики и физики, т.к. многие из них имели дополнительное или базовое образование) и на основании теории Энштейна (теории относительности) и целостном понимании физических явлений принести идею в психологию. Сознание представляет собой динамическое целое, где все взаимодействует друг с другом.

Единицей анализа сознания выступает гештальт, т.е. целостная образная структура;

Принципы целостности:

 1. Сумма целого – не сводится к сумме составляющей частей.

2. транспонируемость целого (гештальт остаётся узнаваемым также и в транспонируемой форме)

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена — принять определенную, завершенную форму.

Психика понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле», которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологиисчитали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозга.

 

Коффка писал, что одной из основных ошибок традиционной психологии является то, что она расчленила структуру на элементы, лишая ее тем самым существенных свойств. Целое нельзя разложить на элементы, т.к. тогда оно перестает существовать.

Аналитической интроспекции был противопоставлен феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания. С самого начала гештальтпсихологи отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений.

Тезис об изначальной целостности, структурной организованности процесса восприятия выражен Вертгеймером: редмет психологии: необходимо изучать наивную картину миру, переживания и феномены как они есть, опыт, сохраняющий свою целостность. В этой структуре можно выделить отдельные элементы, но они вторичны по отношению к ней и свое значение приобретают только в структуре целого.



Культурно-исторический подход в психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: