1. Ошибка привлекательности. Она состоит в том факторе, что, если человек внешне привлекателен, то другие люди способны переоценивать его возможности.
Ошибка восприятия, основанная на отношении человека к вам. Она состоит в том, что люди оценивают выше тех людей, которые хорошо к ним относятся. Людям часто кажутся умнее люди, которые приятные в общении.
Активизация проблем социального познания в настоящее время направлена на исследование и выяснение таких характеристик этого сложного феномена:
· каким образом люди формируют свои выводы, получая социальную информацию из окружающей среды;
· почему люди обращают внимание на одни действия индивидов, игнорируя другие;
· в чем заключается специфика социального познания, направленного на особенности восприятия и кодирования социальной информации;
· с помощью, каких методов люди интегрируют информацию для того, чтобы иметь представление и сделать соответствующие выводы о социальном мире;
· как происходит процесс получения знания о себе и других;
|
|
· каковы инструменты, с помощью которых приобретается социальное знание;
· каким образом люди накапливают и запоминают информацию о социальных событиях и других людях.
Обозначенная проблема - социальное познание в условиях социальной нестабильности - чрезвычайно актуальна для нашего общества, в котором является очевидным факт радикальных преобразований в экономике, политике, социальной жизни. Эти изменения трудно охватываются как наукой, так и обыденным сознанием.
Наше время, которое характеризуется плюрализмом мнений и предполагает вариативность экономических и социальных решений, является чрезвычайно трудным для восприятия массовым сознанием и тем более для восприятия и познания отдельной личностью.
Анализируя процесс социального познания в нестабильный период развития общества, выделяются те показатели, которые наиболее остро характеризуют противоречивость исторического процесса на этапе радикальных преобразований:
1. социальная идентичность (кризис идентичности очерчивается как особая ситуация сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и ценность);
2. построение образа другого человека ( в эпоху нестабильности происходят значительные изменения в его построении: относительная легкость в приписывании другому человеку образа врага, поиск индивидуального и группового врага, рост индивидуального и группового напряжения, агрессивности, перенос ответственности за неудачу с врага «внешнего» на врага «внутреннего» и др.);
|
|
3. построение образа социальных институтов, форм социального контроля, общества в целом, образа социального мира (в период социальной нестабильности трудно определиться, какой тип общества «хороший», а какой «плохой»);
4. то есть часть людей вообще не знает, к чему осуществляется переход), что происходит потеря социального идеала (воспринимается болезненно.
В наше время, когда проблема приобрела чуть ли не крупнейший вес и актуальность, индивидам важно не утратить чувство реальности, найти творческое применение своим знаниям и умениям, адекватно оценить ситуацию и себя в ней.
Восприятие людей др др.
Осознавая себя субъектом, мыслит, индивид создает образ социальной реальности, органичной частью которой является и он сам, и такие как он. То есть индивид является не только субъектом, но и объектом познания, прежде всего - психологического.
Проблема познания социальных объектов в социальном контексте, прежде всего это восприятие и понимание людьми друг друга, часто обозначается термином «социальная перцепция» (от лат. Perceptio - восприятие, узнаваемый и socialis - общественный).
Исследования в рамках социальной перцепции сосредотачиваются, в частности, вокруг таких проблем:
· особенности субъекта и объекта восприятия;
· возрастная, половая, профессиональная специфичность социальной перцепции;
· механизмы социального восприятия (межличностные и межгрупповые);
· своеобразие межличностного восприятия и понимания людьми друг друга;
· структурная типология межличностного и между-группового восприятия;
· точность и адекватность восприятия социальных объектов;
· закономерности и эффекты межгруппового восприятия;
· закономерности формирования первого впечатления;
· влияние на процессы социального познания прошлого опыта, характера отношений, самооценки, личностных свойств индивидов, которые общаются между собой.
В этом контексте мы ведем речь о межличностном познании людьми друг друга, ведь именно эти процессы непосредственно введены в общение в том смысле, в котором оно здесь рассматривается, то есть в значении межличностного общения. По нашему мнению, термин «познание», в отличие от «восприятия», точно очерчивает круг проблем, связанных с социальной перцепцией, глубочайше отражает процессы, которые при этом происходят. На это обращают внимание и другие исследователи, утверждая, что действие ряда феноменов, которые участвуют в формировании представления о себе и другом человеке, не всегда укладывается в традиционное описание перцептивного процесса.
Социальная установка (аттитюд): структура и функции.
НЕМОВ: Дать определение социальной установки. Какую структуру она имеет (три компонента социальной установки: когнитивная, эмоциональная и поведенческий). Какую функцию она выполняет (функция непосредственного управления поведением человека в обществе). Направление развития в современной психологии – нет таких специальных направлений развития. Проблематика социальных установок используется в социологии, когда изучаются отношения между людьми, а так же в PR-технологиях (когда речь идёт о фомрировании и изменении социальных установок людей через СМИ).
---
Термин социальная установка (= аттитюд) ввели в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий.
Социальная установка (= аттитюд) – оценочные реакции (положительные или отрицательные), убеждения и чувства, возникающие в связи с каким-нибудь человеком или событием и, как следствие, готовность вести себя определенным образом.