Массовые психические явления: общественное мнение, массовое настроение, слухи, мода, паника

НЕМОВ: Дать опрелеление и описание.

При раскрытии массовидных явлениях психики в конце сказать как их социальные психологи изучают, т.е. приминительно к каждому массовидному явлению психики стараются ему дать точное определение, выяснить его происхождение, определить роль данного явления в жизни людей, раскрыть мотивы участия людей в том или ином массовидном явлении. Можно ограничиться общими определениями, примеры конкретные не обязательны.

---

Общественное мнение публично выраженное и распространенное суждение, содержащее оценку и отношение (скрытое, явное) к событиям, лиц, деятельности групп, организаций, представляющих определенный интерес для общества.

Функциями общественного мнения являются регулирование и предложение определенного поведения; оценки событий и фактов.:

1) нормативная – выработка определенных общественных норм поведения;
2) аксиологическая – выработка определенных ценностей;
3) регуляторная – регулирование определенного поведения;
4) оценочная – выражает и отражает оценки событий и фактов.

 

Структура общественного мнения:

1) знания, которые могут быть истинными или ложными;

2) чувства;

3) представленияэто образы предметов и явлений возникающие в мозге на основе нашего предыдущего опыта без воздействия этих предметов и явлений в данный момент на органы чувств.

Важная черта — рассмотрение события, явления с точки зрения одобрения или осуждения, то есть оценки. Следовательно, воспроизведение действительности в общественном мнении носит преимущественно оценочный характер. Такое оценивание воспроизводит позицию групп и слоев общества.

На формирование и выражение мнений влияют степень осознания отдельными членами общества, групповых интересов, уровень информированности, деятельность органов управления по изучению и использованию общественного мнения и др. Поскольку общественное мнение часто является объектом различных воздействий и манипуляций, она не всегда адекватно воспроизводит объективную ситуацию в сфере социального развития, политики, экономики.

Общественное мнение тесно связано с общественными настроениями, которые формируются в группах. Вместе с настроением она образует умонастроение — направленность ума, направленность интересов.

Общественное настроение является наиболее значимым силой, которая побуждает людей к деятельности, определяет поведение различных общностей, выражает преобладающей чувства социальных групп в определенный период. Общественное настроение характеризуется определенной предметной направленностью (политическое, эстетическое), характером и уровнем эмоциональной напряженности (апатия, депрессия, подъем). Одной из форм общественного настроения является массовое настроение.

Массовое настроение  - (одна из форм общественного настроения) сравнительно продолжительное, устойчивое эмоциональное состояние групп, который окрашивает их переживания и проявляется в позитивном или негативном эмоциональном фоне жизнедеятельности общностей.

Будучи реакцией на события и их значение в жизни сообщества, массовое настроение, способное захватить и объединить самые разные социальные группы.

В Зависимости от осознания причин, которые обусловили массовые настроения, он проявляется или как общий эмоциональный фон (подъем, угнетение), либо как четко выраженное состояние (страх, радость, восторг). Настроениям присущ особый динамизм, который выражается в способности переходить из одного состояния в другое (от глубоко скрытого к открытому), перерастать в антиобщественные действия и др.




Сплачивая людей, настроения лежат в основе массовых общественных движений, во многом определяя их действия. Прогрессивные настроения ускоряют ход развития человеческого сообщества. Напротив, реакционные настроения служат тормозом общественного развития.

В основе развития массовых настроений лежат взаимооотношения двух факторов: объективного, предметного (реальная действительность) и субъективного, психического (разные представления людей о реальной действительности, различные ее оценки в свете разных интересов и потребностей). Развитие настроений, как правило, носит циркулярный характер, напоминающий «эмоциональное кружение». Цикл развития настроений включает стадии их зарождения («брожение»),кристаллизации, действенного разрешения и угасания. Спустя время, при сохранении предпосылок, цикл может воспроизвестись вновь, начинаясь с нового подъема настроений. Динамика настроений связана со сменой их направленности и интенсивности, с нарастанием уровня их экспрессивности.

Мода- (лат. modus — норма, правило, мера) — форма стандартизированного массового поведения людей, возникающая стихийно под влиянием доминирующих в обществе настроений, вкусов, увлечений.

Мода как массовидное явление психики выполняла и продолжает выполнять важные социальные функции:

- выражение культуры, вкусов населения, их индивидуальных особенностей;

- дифференциация и объединение людей в социальные группы по их психологическим особенностям;

- облегчение поиска себе подобных среди масс людей;

- привлечение к себе внимания со стороны окружающих людей;

- повышение уровня самосознания и удовлетворенности собой;

- обновление и развитие культуры.

Мода сочетает много противоречивых тенденций и механизмов социально-психологического общения: идентификацию и негативизм, унификацию и персонализацию, подражание и противопоставление. Она проявляется во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, искусстве, быту, спорте. Тесно связана мода с вкусами и обычаями людей, поскольку со вкусами ее сближают изменчивость и подвижность, с обычаями — повторяемость и устойчивость. Моде свойственны динамичность, постоянное стремление к быстротечности, новизны и в то же время консерватизм. Отрицая, отвергая старое, она претендует на роль нового образца, эталона. Таким образом мода фиксирует частичную (наружную) изменение социально-культурных форм поведения и предпочтений человека.

Психологический механизм функционирования моды основывается на подражании и заражении. Чаще всего она реализуется как попытка выделиться на фоне других новой внешней формой (одеждой, прической, поведением, манерой разговаривать и др.) или как стремление хотя бы внешне подражать более сильных, более богатых, более успешных. Будучи сложным социально-психологическим явлением, мода выполняет и функции социализации, манипулирование массовым сознанием, продвижения товаров широкого потребления на рынках сбыта и др. Функция социализации раскрывает противоречивость моды. С одной стороны, следование моде побуждает к определенной автоматизации, стандартизации поведения, уподобляет человека другим, с другой — рациональное следование моде экономит энергию в сфере быта, благодаря чему у человека высвобождаются силы для других дел.

Происхождение моды отдельные исследователи связывают с притуплением нервных раздражений, считая ее средством избавления человека от негативных эмоций. Видят в ней и своеобразную социально-психологическую компенсацию нереализованных или несуществующих социальных потребностей, средство повышения престижа и статуса. Социологи и экономисты рассматривают моду в контексте экономической конъюнктуры, влияния рекламы и средств массовой информации. Каждое из этих соображений лишь частично объясняет моду как специфическую, сложную форму социально-психологического воздействия, контактного взаимодействия людей. Безоговорочным является то, что она связана с общим социальным контекстом жизнедеятельности людей, отражает текущий момент жизни общества.

Слухи - недостоверная или частично достоверная информация, поступающая от одного человека или группы, события, ситуации.

Наличие или отсутствие слухов свидетельствует о конкретное состояние социальной общности, а также о эффективности, квалифицированность управления ею

Психологическое воздействие слухов реализуется через взаимосвязанные этапы: операционный (воздействие субъекта), процессуальный (принятие — неприятие воздействия объектом), результат (реакции в ответ).

Модель психологического воздействия слухов включает:
1) источник слуха;
2) субъект психологического воздействия – индивид передающий слух;
3) собственно слух;
4) объект психологического воздействия – индивид воспринимающий слух.

Виды слухов:
1) по достоверности (абсолютно недостоверные/ недостоверные с элементами правдоподобия;
правдоподобные/ достоверные с элементами неправдоподобия)
2) по экспрессивности (слух-желание/ пугающий слух/агрессивный слух)

3) по происхождению (стихийные/умышленно сфабрикованные/ первичные – изначально сфабрикованные слухи/ вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами)
4) по силе влияния: (будоражащие групповое мнение/вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение/разрушающие связи между лицами и группами)

Факторы, способствующие распространению слухов:
1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.);
2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке;
3) недоверие к информации властей;
4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.);
5) общая усталость, изнурение;
6) подтверждение предыдущих слухов;

Мотивы распространения слухов:
1) потребность в самоутверждении – наличие интересующей всех информации говорит о близости к источнику власти и следовательно о высоком статусе лица, владеющего ею;
2) чувство солидарности – стремление предупредить людей о грозящей их опасности;
3) неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями;
4) стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников;
5) подталкивание к групповым действиям, которые трудно и опасно совершать в одиночку;
6) стремление выйти в лидеры;
7) желание ослабить своего соперника, посеять в его лагере раздор.

Социально-психологические особенности восприятия слухов:
1) стремление уберечь себя и своих близких от неприятностей, подготовиться и уменьшить урон;
2) стремление спасаться вместе со всеми;
3) анонимность слуха, придающая ему характер достоверности;
4) одобрение слуха большинством;
5) легкая внушаемость и заражаемость части людей;
6) низкий уровень образованности и интеллектуальная неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха.

Функции слухов:
1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира;
2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям;
3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека;
4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение.

 Последствия слухов:
1) рост напряженности;
2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности;
3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами;
4) снижение работоспособности;
5) увеличение конфликтов
6) возможен взрыв недовольства и аффективного поведения.

Предотвращению слухам способствуют профилактические средства, активное противодействие. Профилактические средства осуществляют, пользуясь средствами массовой информации, механизмами обратной связи.






































Паника.- (греч. — безотчетный ужас) — эмоциональное состояние, разновидность поведения большой совокупности людей, порожденный дефицитом или избытком информации, угрожающим воздействием внешних условий и выраженное чувством страха.

Возникает паника в многочисленных группах, местах массового скопления людей. Предпосылкой ее является неуправляемый страх, вызванный реальной или мнимой угрозой. Людям, которые испытывают панический состояние, свойственны растерянность, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом.

Паника является массовым явлением, что трудно поддается изучению, ее нельзя непосредственно фиксировать, поскольку никогда не известен заранее время ее возникновения. В панической ситуации трудно быть наблюдателем, поскольку, попав в ситуацию паники, человек в той или иной степени поддается ей. Охваченные паникой люди неадекватно оценивают ситуацию, преувеличивают опасность, стремятся спастись бегством (массовое бегство), проявляют чрезмерную суетливость, хаотичность или заторможенность. Резко снижаются их дисциплина, работоспособность, активизируются попытки воспользоваться успокаивающими средствами (лекарства, алкоголь). Гипертрофированная оценка фактора информации повышает интерес к разнообразных сообщений, слухов, новостей и др.

Характеристики паники:
1) возникает в больших по численности группах;
2) вызывается чувством неуправляемого страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;
3) возникает стихийно и неорганизованно;
4) свойственна поведенческая неопределенность людей (состояние растерянности, неясности, хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

Виды паники:
1) по охвату людей: (массовая – охватывает большие массы людей (при пожарах, наводнениях и т. / индивидуальная – паника отдельного человека (студента перед экзаменом, женщины перед родами);
2) по характеру: (аффективная паника – групповая реакция, регулируемая мгновенно охватившими людей сильными чувствами ужаса и страха.

Формы проявления паники:
1) массовое бегство – это неосознанное бегство людей от мнимой или реальной опасности;
2) панические настроения – это психологические состояния отдельных лиц или целых классов, слоев общества, при котором меняется соотношение между ориентирующими и регулирующими компонентами, эмоциональным и рациональным. Поведение становится подвержено случайным стимулам и плохо предсказуемо;
3) экономическая паника (чаще всего встречается на банковских биржах, в силу чего наблюдается либо неимоверный наплыв вкладчиков, либо финансовый кризис, при инфляции, повышении цен и смене экономического уклада жизни в стране).

Факторы, способствующие развитию паники:
1) атмосфера тревоги и неуверенности большой группы людей;
2) опасности, которая в случае свершения грозит человеку смертью, увечьем или потерей имущества;
3) кратковременность ситуации для принятия решения, от которого многое зависит;
4) необходимости действовать без осознанного плана;
5) наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов;
6) большое количество людей, подверженных панике;
7) некоторые непредсказуемые физические, психические и социальные факторы (стечение обстоятельств).

Факторы препятствующие панике:
1) социально-демографические особенности (высокий уровень образованности/
имущественный статус/мужской пол/ взрослый возраст)
2) психологические свойства личности (критичность мышления, уверенность в себе, пониженная внушаемость).

Развитие паники:
1) появление стимула к панике;
2) сильная эмоциональная реакция отдельных индивидов, которые начинаю метаться и сеять панику;
3) эмоциональное заражение окружающих, которые также приходят в паническое настроение;
4) поведенческая паника

























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: