Занятие 8. Страх, его относительность

 

Разминка «Какие Бывают страхи?»

«Неопределенные фигуры»

Ведущий рисует на доске извилистыми линиями бесфор­менные фигуры, а дети придумывают, на какие страшные существа они похожи.

«Конкурс пугалок»

По кругу передается мячик. Получивший его должен на­звать тот или иной страх человека. Чего могут бояться люди? (Повторяться нельзя). Кто не сумеет быстро со­риентироваться, выбывает из игры. Определяются один-два победителя конкурса.

«Чужие рисунки»

Ведущий демонстрирует участникам занятия детские ри­сунки на тему «Страх». Дети высказывают свои предпо­ложения о том, какие именно страхи изображали авторы рисунков.

 

Основное содержание занятия

«Закончи предложение»

Дети заканчивают следующие фразы:

«Дети обычно боятся...»

«Взрослые обычно боятся...»

«Мамы обычно боятся...»

«Учителя обычно боятся...».

В результате обсуждения этой работы делается обобще­ние: каждый человек может иногда чего-то бояться, и страх - это не то, чего следует стыдиться, хотя и полезно учиться его преодолевать.

«Мы просто очень боимся за вас»

Дети слушают и обсуждают историю о Мише и Маше. Особый акцент делается на обсуждении того, что можно бояться за другого человека.

 

Работа со сказкой

«Маша и Миша» (автор - 0. Хухлаева)

 

В одном большом городе на первом этаже большого дома жила семья: папа, мама и двое детей — Миша и Маша. Мама с папой ходили на работу, а Миша и Маша — в школу. Они были близнецами, учились в одном классе и сидели за одной партой. Папа и мама очень любили своих детей и гордились ими. Одно огорчало их: близнецы многого боялись. Они бо­ялись темноты, непонятных звуков, боялись волков и воров, бо­ялись оставаться дома одни...

Когда близнецы ложились спать, Миша клал рядом с собой игрушечный пистолет, который очень громко стрелял, а Маша — саблю от рыцарского костюма. И все-таки каждый раз, засыпая в своих кроватках, они подолгу ворочались, прислушиваясь к каж­дому шороху, так что по утрам их постели выглядели так, будто кто-то нарочно переворачивал все вверх дном.

Однажды вечером мама с папой уложили детей спать и уехали на вокзал встречать бабушку. «Кажется, второпях они забыли закрыть дверь», — прошептал сестре Миша. Дети зат­ряслись от страха. Действительно, из коридора, а потом из кух­ни послышались довольно громкие шорохи и шаги. Дети при­открыли дверь в коридор и тут же захлопнули ее. По квартире ходила большая черная собака с опущенным хвостом! Дети придвинули к двери стулья, велосипеды, коробки и забрались под Машину" кровать. Но вдруг в их головы пришла страшная мысль: «А как же мама с папой и бабушка? Что с ними-то будет, когда они вернутся и увидят эту ужасную собаку? А вдруг она бешеная и искусает их?». Дети опять затряслись от страха и тихонько заплакали. Но вдруг Миша встряхнулся и схватил свой пистолет. Маша, глядя на него, быстро вытерла слезы и взяла саблю. «Я испугаю ее», - сказал Миша. «А я побью ее», — сказала Маша. Дети разобрали завал около двери и вышли в коридор. Миша выст­релил из пистолета, а Маша застучала саблей по стене, а потом по батарее. «Пошла вон!», — закричали они хором. Испуган­ная собака выскочила из квартиры, дети заперли за ней дверь.

Вскоре пришли родители. Они были очень встревожены. Им повстречалась соседка, которая видела, как из квартиры выбежала большая черная собака. Дети рассказали, как все было. «Но как же вы решились прогнать такую страшную со­баку?» — спросили родители. — «Неужели вам не было страш­но?» — удивилась бабушка. А дети отвечали: «Мы просто очень боялись ЗА ВАС!».

 

Комментарий для ведущего

В конце занятия ведущий подводит ребят к выводу, что не бывает «плохих» или «хороших» чувств. В той или иной ситуации чувство может мешать, а может и помо­гать человеку и окружающим его людям.

 

Занятие 9. Как справиться со страхом

 

Разминка «Страшное и смешное»

«Страшные персонажи телеэкрана»

Дети вспоминают всех известных им самых страшных пер­сонажей телеэкрана, затем по очереди каждый загадывает и изображает одного из героев так, чтобы остальные отга­дывали.

«Придумай веселый конец»

Ведущий читает ребятам начало детской страшилки, на­пример: «Однажды вечером черная рука бродила по го­роду...» А далее все вместе придумывают смешное про­должение и окончание. Основное содержание занятия

«Картинная галерея»

Детям выбирают любого известного страшного персона­жа и рисуют его, но так, чтобы он стал смешным. Портре­ты развешиваются на доске. Ведущий становится экскур­соводом и проводит экскурсию по картинной галерее. Ведущий старается вызвать смех у детей рассказами о ге­роях портретов.

 

Работа со сказкой

«Маленькая Луна» (автор - А. Серебрякова)

 

Каждую ночь на небе появляется Луна. Все это хорошо знают. А знаете ли вы, что и она когда-то была маленькой?

Ее детство было беззаботным и счастливым. Одно тяго­тило ее: она боялась темноты. Ей было очень страшно появ­ляться одной на черном ночном небе.

С наступлением сумерек знакомые звездочки одна за дру­гой вспыхивали над землей и звали маленькую Луну к себе. Они рассказывали, как прекрасно ночное небо. А с ее прихо­дом оно станет еще прекраснее! Звездочки убеждали малень­кую робкую Луну, что нет ничего красивее загадочной ночной темноты.

Но маленькая Луна никак не могла побороть страх перед ночной стихией. Ей казалось, что в темноте бродят ужасные чудовища. Ночь преображала поверхность Земли, превращая все предметы в зловещие привидения. Мерцание далеких звезд было слишком слабым, чтобы осветить небо и землю.

Маленькая Луна грустила о том, что не может веселиться вместе со звездочками. Она подрастала и знала, что рано или поздно ей придется превратиться в полную Луну. «Но какая же я Луна, если не могу быть королевой ночи и не знаю всех ее чудес?» — размышляла она.

Проходили дни и ночи, а Луна так и не появлялась в небе. Кое-кто уже начинал злословить, сомневаясь в том, что она суще­ствует в природе. И маленькой Луне было обидно и больно. Но однажды случилось вот что. Темной ночью все в ок­руге услышали громкие крики о помощи. Человек никак не мог найти дорогу домой, он заблудился во тьме. Тогда к Луне прилетел мудрый Ветер и сказал: «О, Луна! Только твой свет может указать человеку путь к дому. Ты же сама знаешь, как страшно быть одной в ночном мраке. Только ты можешь по­мочь бедняге. Покажись на небе! Пусть твой страх на время отступит!»

И маленькая Луна послушалась мудрого Ветра. Она выш­ла на небо — ясная и круглая. При ее появлении над Землей ночная мгла отступила. И Луна еще долго оставалась на небе.

Она впервые разглядела то, что раньше принимала за зло­вещие чудища и ужасные привидения. Под ее мягким светом они оказались деревьями, домами, башнями и холмами. Лун­ный свет делал все это очень красивым, и Луна совсем не ощу­щала страха.

Так она и выросла.

И до сих пор Луна делает ночи сказочными и волшебны­ми, а заблудшие и одинокие путники возносят ей благодарно­сти, и так будет всегда.

Вопросы для обсуждения

— Подумайте, почему так огорчалась Луна из-за своего страха темноты, ведь малыши часто боятся темноты и перестают бояться только когда вырастают?

— Как же все-таки Луна заставила свой страх отступить?

— Что она увидела в темноте. Когда перестала бояться?

— Что чувствовала меленькая Луна в конце сказки?

 

Комментарий мя ведущего

Важно акцентировать внимание ребят на том, что не бывает правильных или неправильных способов совладе­ния со страхами. Каждый выбирает свой, удобный или привычный для него.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: