Унитаризм и его черты. Сложное унитарное государство

Современное государство теснейшим образом связано с определенной территорией. Территориальная целостность и нерушимость государственных границ определяют такие сущностные характеристики национального государства, как суверенитет, пределы юрисдикции, обязательность принимаемых и действующих законов и т.д. Государственно-политическое устройство включает форму территориально-политической организации, которая, в свою очередь, охватывает принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В целом именно характер территориально-административного устройства государства позволяет отнести его к существующим в современном мире типам государств – унитарное, федеративное и конфедеративное. Размеры этих образований, круг их юрисдикционных полномочий, степень зависимости или автономии по отношению к центральному правительству сильно варьируются от страны к стране, а также от форм государственнополитической организации.

Общая характеристика унитаризма

Унитарный тип является одним из самых распространенных форм территориально-политической организации в современном мире – и особенно в прежние периоды истории человечества. Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Почти все государственные образования древности и Средних веков были унитарными. Таковыми были все абсолютные монархии Европы, а также все восточные монархии и деспотии. Примерами тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства.

В процессе образования национальных государств унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и несомненно сыграл исторически прогрессивную роль в развитии современной национальной государственности. В Новое время, если не считать Швейцарскую Конфедерацию, возникшую в 1291 г., появились идеи, воплотившиеся в федеративную и конфедеративную формы государственно-административного устройства.

В современном мире унитарными являются и такие крупные государства, как Китай, Япония, Великобритания, Италия, и средние и малые государства – Иордания, Венгрия, Армения и т.д.

Унитаризм представляет собой форму государственно-административного устройства, где действуют единая общегосударственная конституция, единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами. На территории унитарного государства действует единая конституция, проводится обязательная для всех его составных частей общая налоговая и кредитная политика. Высшие органы власти обладают абсолютным суверенитетом на всей территории страны, действует единое гражданство.

В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления. Независимо от того, централизованное оно или децентрализованное, демократическое или авторитарное, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами.

Здесь все управленческие образования сверху донизу подчинены центральному правительству и являются его административными подразделениями. Руководители местных органов власти в демократических государствах избираются на выборах, но их прерогативы существенно ограничены, их деятельность контролируется центральным правительством.

Поэтому унитарное государство нередко называют единым, слитным, простым по структуре, в отличие от федеративного государства – сложного, составного, союзного, объединенного. Масштабы централизации и контроля со стороны центра варьируются в разных странах. Но вместе с тем необходимо отметить, что унитарное устройство не обязательно предполагает жесткую административную централизацию. Такая централизация, как правило, характерна для авторитарных и тоталитарных государств независимо от их территориально-государственного устройства. Например, СССР формально считался федеративным государством, а на деле для него были характерны жесткий унитаризм, централизация и регламентация.

В унитарном государстве допускается та или иная форма децентрализации власти с передачей местным органам довольно широких властных полномочий; при этом предоставления им каких бы то ни было прерогатив суверенитета не предусматривается. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене и т.д.

Составные части имеют большей частью статус административно-территориальных единиц (области, регионы, округа, кантоны, департаменты, коммуны и др.). Они не обладают признаками государственной организации, пользующейся той или иной степенью самостоятельности. Их территории могут быть изменены простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения.

Тем не менее из этого правила есть ряд исключений. Так, в составе некоторых государств имеются одно или несколько образований, пользующихся особым статусом. В отдельных случаях в состав унитарных государств входит одна или несколько автономий, пользующихся особым статусом, но степень их самостоятельности в любом случае определяется центром. К примеру, во Франции это Корсика. В Италии имеются различия между областями с обычным статусом и теми, которые сохраняют особый статус на основе специфических культурных и исторических особенностей. Это Сицилия, Сардиния, Валле д'Аоста, Трентино-Альто Адидже.

В ряде государств существуют образования, обладающие отдельными атрибутами государственности. Таковыми можно считать четыре автономии в составе Испании, в том числе Каталонии, которая ведет борьбу за присвоение каталонскому языку статуса государственного.

Административно-территориальное деление унитарной страны может либо прямо закрепляться в ее конституции, либо находить в ней косвенное отражение, либо этот вопрос может быть вовсе в ней не затронут.

Так, в Конституции Испании содержится раздел "О территориальном устройстве государства", где подробно излагаются общие принципы, конституционные основы местной администрации и автономных сообществ.

В ст. 5 Конституции Италии говорится, что единая и неделимая республика признает местные автономии и содействует их развитию, осуществляет самую широкую административную децентрализацию, приводит принципы и методы своего законодательства в соответствие с требованиями автономии и децентрализации.

В Конституции Греции (ст. 101) декларируется, что административное деление страны производится исходя из экономических, социальных и коммуникационных условий и что государственная администрация организуется на основе децентрализованной системы. Подобные положения зафиксированы в конституциях ряда других стран.

Административно-территориальное деление унитарного государства может быть двухзвенным, например провинции-муниципалитеты в Нидерландах или области-общины в Армении и Болгарии; трехзвенным: область – провинция – коммуна в Италии; четырехзвенным: регион – департамент – кантон – коммуна во Франции. Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны. Однако зависимость эта не жесткая. Скажем, если в Великобритании три уровня территориального деления, то во Франции – четыре.

В мире есть небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: