«Определение элементов уклонения судов (составов)
в зоне гидроузла»
Обеспечение безопасных условий маневрирования судов (составов) в зоне гидроузла определяется знанием судоводителями элементов того или иного маневра в сложившихся условиях. Одним из наиболее часто употребляемых маневров при выходе судна из камеры шлюза для расхождения со встречными или ожидающими шлюзование у причальной стенки судами является уклонение.
Под уклонением судна с прямого курса понимается маневр, который включает в себя две знакопеременные эволюции (рис. 6.1).
Рис.6.1. Схема маневра уклонения |
Величина необходимого смещения судна во время маневра назначается судоводителем из условий обеспечения безопасного заданного траверзного расстояния со встречным судном. Данный маневр осуществляется с помощью соответствующих перекладок органа управления (рис.6.2). В начальный момент перекладка делается в сторону уклонения , затем на противоположный борт . Судно при этом гасит инерцию вращения и выходит на курс, параллельный первоначальному, и рулевой орган отводится в нулевое положение. Смещение судна в результате маневра в сторону, перпендикулярную линии его первоначального курса, называется боковым смещением . Смещение вдоль линии первоначального курса, на которое смещается судно во время маневра, называется продольным смещением . Время, необходимое судну для совершения уклонения с момента начала перекладки рулевого органа до выхода на курс, параллельный первоначальному, называется временем уклонения .
|
|
Рис. 6.2. Схема перекладки рулевого органа в процессе маневра уклонения |
Величина продольного смещения судна в процессе выполнения маневра можно определить по формуле:
, | (6.1) |
где – длина судна (состава), м;
– безразмерная величина уклонения, определяемая по выражениям:
для одиночных судов:
(6.2) |
для толкаемых составов:
(6.3) |
где ;
;
– коэффициент полноты водоизмещения судна (состава);
– глубина подходного канала, м.
Содержание задания
1. Определить величину продольного смещения судна при уклонении на величину .=10, 15, 20, 25 м при скоростях движения =1,5; 2,0; 2,5 м/с и отношениях = 0,4; 0,6; 0,8.
2. Построить графики зависимости величины продольного смещения судна (состава) от величины необходимого бокового смещения.
3. Проанализировать полученные результаты.