Лабораторная работа № 6

 

«Определение элементов уклонения судов (составов)

в зоне гидроузла»

 

Обеспечение безопасных условий маневрирования судов (составов) в зоне гидроузла определяется знанием судоводителями элементов того или иного маневра в сложившихся условиях. Одним из наиболее часто употребляемых маневров при выходе судна из камеры шлюза для расхождения со встречными или ожидающими шлюзование у причальной стенки судами является уклонение.

Под уклонением судна с прямого курса понимается маневр, который включает в себя две знакопеременные эволюции (рис. 6.1).

 Рис.6.1. Схема маневра уклонения

 

Величина необходимого смещения судна во время маневра назначается судоводителем из условий обеспечения безопасного заданного траверзного расстояния со встречным судном. Данный маневр осуществляется с помощью соответствующих перекладок органа управления (рис.6.2). В начальный момент перекладка делается в сторону уклонения , затем на противоположный борт . Судно при этом гасит инерцию вращения и выходит на курс, параллельный первоначальному, и рулевой орган отводится в нулевое положение. Смещение судна в результате маневра в сторону, перпендикулярную линии его первоначального курса, называется боковым смещением . Смещение вдоль линии первоначального курса, на которое смещается судно во время маневра, называется продольным смещением . Время, необходимое судну для совершения уклонения с момента начала перекладки рулевого органа до выхода на курс, параллельный первоначальному, называется временем уклонения .

Рис. 6.2. Схема перекладки рулевого органа в процессе маневра уклонения

 

Величина продольного смещения судна в процессе выполнения маневра можно определить по формуле:

, (6.1)

где  – длина судна (состава), м;

 – безразмерная величина уклонения, определяемая по выражениям:

для одиночных судов:

(6.2)

для толкаемых составов:

(6.3)

где ;

;

 – коэффициент полноты водоизмещения судна (состава);

 – глубина подходного канала, м.

 

Содержание задания

 

1. Определить величину продольного смещения судна при уклонении на величину .=10, 15, 20, 25 м при скоростях движения =1,5; 2,0; 2,5 м/с и отношениях  = 0,4; 0,6; 0,8.

2. Построить графики зависимости величины продольного смещения судна (состава) от величины необходимого бокового смещения.

3. Проанализировать полученные результаты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: