НОВОУРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ
МЕТОДИЧЕСКИЙ и ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОКИ
МДК 02.01 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
Раздел: Особенности оказания сестринской помощи детям
V семестр
Для специальности 340201 Сестринское дело
Базовый уровень среднего специального образования
Новоуральск
2018г.
Особенности оказания сестринской помощи детям обучающий модуль, МДК.02.01 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах (методический и информационный блок) / Н.Б.Ощепкова. - Новоуральск: Новоуральский филиал ГБПОУ СПО «СОМК», 2015. - 48 с.
Содержание обучающего модуля полностью соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности
|
|
340201 Сестринское дело в области раздела «Особенности сестринской помощи детям» МДК.02.01 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах является 1-ой частью обучающего модуля «Особенности сестринской помощи детям»
В содержание подмодуля вошли вопросы по разделу «Особенности сестринской помощи детям», изучаемые в 3 семестре.
Подмодуль представлен информационным, исполнительским и контролирующим блоками.
В информационном блоке учебная информация разделена на учебные темы, в исполнительском блоке представлены учебные задания к каждой учебной теме, в контролирующем блоке — контролирующие задания к каждой учебной теме.
Справочная информация в тексте выделена курсивом.
Обучающий модуль предназначен для студентов
Новоуральского филиала ГБПОУ СПО
«Свердловский областной медицинский колледж», 2015
Редактор:
Яковлева Л.В., методист
Новоуральского филиала ГБПОУ СПО «СОМК»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Методический блок Информационный блок | 5 8 |
1.История педиатрии.Этапы развитияпедиатрии. Определение педиатрии, как науки. Вклад отечественных профессоров в развитие науки С.Ф. Хотовицкого, И.Ф. Филатова, М.С. Маслова, А.Ф. Тура и других. | 8 |
2. Система организации медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях.Задачи и медицинской помощи детям. Медицинские подразделения: поликлиника, стационар, диспансеры. Амбулаторная помощь детям. Задачи и цели участковой медсестры: патронажи, наблюдение за контактными детьми, профилактическая работа. Работа медсестры стационара. Цели и задачи. Особенности работы с детьми. Виды стационаров: инфекционные и соматические. Значение анамнеза жизни ребенка в течении заболевания. Медицинские подразделения детских лечебных учреждений и их принципы работы; цели поликлинической службы; особенности работы стационаров. | 14 |
3.Организация сестринского процесса при уходе за пациентами. Особенности организации сестринского процесса: выявление нарушенных потребностей пациента, формирование проблем, правильное распределение их по приоритетам. Определение целей ухода за пациентом, мотивация действий. Оценка результатов ухода, мониторинг. Вопросы этики и деонтологии медицинского работника. Вопросы знаний охраны труда и техники безопасности. | 20 |
4.Государственная политика по формированию здорового образа жизни ребенка. | 18 |
5.Доношенный новорожденный.Определение периода новорожденности. АФО новорожденного, влияющие на здоровье плода. Значение содержание дородовых патронажей. Признаки доношенности новорожденного. Оценка по шкале Апгар. 6.Доношенный новорожденный.Уход за новорожденным. Способы удовлетворения потребности новорожденного. Асептика и антисептика в организации ухода. Адаптация новорожденного к условиям внеутробной среды. Пограничные состояния новорожденных. Сроки и содержание патронажей к новорожденным. | 21 |
7.Недоношенный новорожденный. Признаки недоношенного. Причины невынашивания беременности. АФО органов и систем недоношенного ребенка. Степени недоношенности. Адаптация недоношенного в зависимости от степени недоношенности. Этапы выхаживания и уход за недоношенным, организация ухода и проведение амбулаторно-поликлинической помощи. 8. Недоношенный новорожденный. Организация сестринского процесса при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности (особенности вскармливания, согревания, оксигенотерапии). Мониторингг состояния недоношенного. Правила выписки недоношенных из стационара. Организация амбулаторного наблюдения. Проведение профилактических прививок недоношенным. Требования санитарно-эпидемиологического режима в отделении недоношенных. 9.Асфиксия новорожденных. Болезни новорожденности. Понятие асфиксии новорожденных. Критерии оценки по шкале Апгар. Причины, факторы риска, клинические проявления, методы диагностики и лечения. Перинатальная патология мозга: асфиксия, гипоксия, гипоксически- ишемическая энцефалопатия. Комплекс лечебных мероприятий. 10.Родовые травмы. Перинатальные поражения ЦНС. Понятие «родовые травмы» - внутричерепные и спинальные. Клиника. Проблемы пациента. Причины возникновения родовых травм. Роль медсестры в диагностике родовых травм. 11.Гемолитическая болезнь новорожденных. Понятие гемолитической болезни новорожденных. Причины гемолиза эритроцитов у новорожденных. Причины возникновения ГБН. Клинические формы. «Ядерная желтуха». Принципы консервативного лечения ГБН, показания к переливанию крови. Роль медсестры в профилактике ГБН. 12.Неинфекционные заболевания кожи и пупка у новорожденных. АФО кожи новорожденного. Потница. Опрелости. Мокнущая пупочная ранка. Причины, факторы риска, клиника, проблемы пациента. Организация сестринского ухода и профилактики этих состояний. | 29 |
13.Инфекционные заболевания кожи и пупка у новорожденных. Сепсис. Этиология гнойно-септических заболеваний кожи. Факторы риска. Клиника везикулеза, катарального, гнойного, грибкового омфалитов. Наблюдение и уход, принципы лечения. Сепсис новорожденных. Клиника, лабораторная диагностика. Принципы лечения. Уход за новорожденными с сепсисом. Роль медсестры в профилактике сепсиса. 14.Перинатальные инфекции. Заболевания передающиеся половым путем: врожденный сифилис, герпетическая инфекция, вызванная группой вирусов: цитомеголовирус, вирус простого герпеса, характеризующиеся поражением кожи, слизистых, ЦНС, других органов; хламидиоз- возбудители коньюктивита, трахомы, воспаление половых и мочевых путей. Токсоплазмоз врожденный. Микоплазменная инфекция. Методы диагностики и лечения. Профилактика ЗПП. 15.Наследственные и врожденные заболевания (гипотиреоз, фенилкетонурия, галактоземия, андрено-генитальный синдром, муковисцидоз, цилиакия). Причины наследственной патологии. Особенности клиники болезни Дауна, синдрома Кляинфельтера. Принципы ранней диагоностики. Скрининг диагностика, ее значение. Уход, диетотерапия. | 35 |
16.Неонатальная фармакология (аспекты). Основные лекарственные группы; показания, противопоказания к применению. Характер осложнения применения лекарственных средств. Порядок получения, хранения, использования лекарственных препаратов. Правильная оценка действия лекарственных средств у пациента. 17. Организация работы медсестры педиатрического участка поликлиники. Лечебно-профилактическая работа участковой медсестры. 18.Оценка состояния здоровья ребенка, группы здоровья, Адаптация детей к ДОУ. | 46 |
19.Вскармливание детей грудного возраста. 20.Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз «Д». | 61 |
74 | |
77 | |
84 | |
Список основной и дополнительной литературы | 90 |
|
|
|
|
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Уважаемые студенты!
Вы приступаете к освоению очень важного раздела «Особенности оказания сестринской помощи детям» МДК.02.01 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процесах. На изучение в V семестре данного раздела отводиться 40 учебных теоретических и 36 учебных практических часов.
Данный модуль включает:
1.Методический блок, в котором представлены рекомендации по работе с модулем, а также перечень знаний и умений, которыми Вы должны овладеть после освоения темы.
2.Информационный блок, в котором собрана основная информация по данной теме.
|
|
3.Исполнительский блок, содержащий задания, выполнив которые Вы сможете закрепить свои знания и научитесь выполнять манипуляции.
4.Контролирующий блок, представленный в виде заданий в тестовой форме для проверки Ваших знаний, и контрольные задания для проверки степени освоения Вами манипуляций
При изучении темы вы будете пользоваться 3 брошюрами обучающегося модуля:
1. Методический и информационный блоки.
2. Исполнительский блок.
3. Контролирующий блок.
Последняя брошюра храниться у преподавателя, выдаётся на время выполнения контролирующих заданий и после завершения изучения темы.
Тема изучается в следующей последовательности:
1. Знакомство с учебными целями подмодуля (представлены в методическом блоке).
2. Знакомство с учебным материалом подмодуля (представлены в информационном блоке).
3. Выполнение заданий исполнительского блока (если требуется применить знания) и выполнение манипуляций подмодуля (если требуется научиться выполнить манипуляцию). Во время обучения манипуляционной технике Вам понадобится помощь преподавателя, который укажет Вам не правильные действия и скорректирует их.
4. После того, как Вы выполняете все задания и будете уверены, что манипуляции данного раздела МДК Вы выполните правильно, Вы можете оповестить преподавателя о своей готовности пройти контроль усвоения знаний и умений раздела МДК.
Оценка за каждый раздел МДК определяется с помощью рейтинга и включает баллы за выполнение знаний в тестовой форме и выполнение контрольных манипуляций. По результатам контроля преподаватель объявит Вам, является ли количество набранных Вами баллов достаточным, чтобы перейти к освоению следующего МДК или Вам следует ещё поработать над этим МДК, причём преподаватель укажет, какой учебный элемент Вами не усвоен.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
· осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
· проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией;
уметь:
· готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
· осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
· консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
· осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
· осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
· проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;
· проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
· осуществлять паллиативную помощь пациентам;
· вести утвержденную медицинскую документацию;
знать:
· причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента;
· пути введения лекарственных препаратов;
· виды, формы и методы реабилитации;
· правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
\Лекция №1
Тема:
История педиатрии.Этапы развитияпедиатрии. Определение педиатрии, как науки. Вклад отечественных профессоров в развитие науки С.Ф. Хотовицкого, И.Ф. Филатова, М.С. Маслова, А.Ф. Тура и других. |
Педиатрия, как и всякая наука, имеет свою историю. Педиатрия—слово греческого происхождения (paid— ребенок, iatrea—врачевание).
Педиатрия изучает человеческий организм от рождения, а в некоторых случаях и от последних месяцев внутриутробной жизни (недоношенные дети) до подросткового возраста включительно и является по существу медициной растущего организма.
Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности. В трудах Гиппократа, в его «Афоризмах», в трудах Сорана, Галена можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по детской диететике. В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболеваний, свойственных только детскому возрасту. Однако ни греческая, ни римская, ни арабская медицина, несмотря на достаточно высокий для своего времени уровень развития, не оставила систематизированного изложения сведений о ребенке, так как наблюдения над детьми проводились попутно, при изучении взрослого организма.
Медицинская помощь матери и ребенку у всех народов имела то существенное отличие от других видов медицинской помощи, например от хирургии и терапии, что она в течение тысячелетий оставалась в руках женщины—хранительницы и носительницы опыта, накапливавшегося и передававшегося из поколения в поколение.
Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем возрасте, были очень высокими. Здесь в дополнение к общим социальным факторам, вызывающим большую заболеваемость и смертность всего населения, присоединялись еще антисанитарные обычаи по уходу за новорожденными, полное отсутствие медицинской помощи, результаты действия невежественных повитух и знахарок.
Развитие педиатрии как медицинской науки можно разделить на три периода.
Первый период охватывает XVI, XVII и XVIII века. Никакой систематизации знаний в то время не было. Педиатрия как особая дисциплина еще не была выделена, однако в трудах выдающихся русских общественных деятелей того времени и ученых-медиков других специальностей имеются высказывания по вопросам охраны здоровья детей. Так, гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своем трактате «О размножении и сохранении российского народа», намечая основные мероприятия по охране здоровья, населения, указывал, в частности, на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, борьбы с детской смертностью. В этом трактате говорилось о мерах, направленных на сохранение жизни новорожденных, о необходимости создания приютов для внебрачных детей.
Большую роль в становлении педиатрии сыграл профессор-акушер Н. М. Максимович-Амбодик, который оставил ряд оригинальных работ по охране здоровья матери и ребенка. В его труде «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» содержатся указания о правильном уходе за ребенком, имеются описания болезней, свойственных детям раннего возраста.
Первый русский профессор-терапевт Московского университета С. Г. Зыбелин, являясь сторонником грудного вскармливания, в своих трудах изложил правила вскармливания ребенка грудью.
Выдающаяся роль в развитии русской педиатрии принадлежит профессору-акушеру С. Ф. Хотовнцкому, который впервые выделил педиатрию как самостоятельную отрасль медицины, ясно определил ее цели и задачи. Ему принадлежат замечательные слова: «...ребенок есть существо, которое растет и развивается только по присущим ему законам. Ребенок—это не уменьшенная копия взрослого». Он первым выделил из клиники акушерства детское отделение. С. Ф. Хотовицкому принадлежит первое русское оригинальное руководство по детским болезням—«Педиятрика» (1847), поэтому он справедливо считается первым русским педиатром.
Второй период—от начала XIX века до 1917 г. В это время педиатрия развивается уже как самостоятельная дисциплина. Колоссальная детская смертность того времени не снижалась при лечении больных детей теми средствами, которые применялись для взрослых. Это заставило отказаться от взглядов на ребенка «как на взрослого в миниатюре» и потребовало отдельного изучения детского организма.
Большую роль в этом сыграло открытие детских больниц в ряде крупных городов России. Так, в 1834 г. в Петербурге была открыта первая в России и третья в мире специальная детская больница на 50 коек, ныне Детская больница имени Н. Ф. Филатова. Вторая детская больница открылась в 1842 г. в Москве, в дальнейшем ей также было присвоено имя Н. Ф. Филатова. Несколько детских больниц начинает функционировать в других крупных городах России.
В 1865 г. при Медико-хирургической академии организована первая в России кафедра детских болезней. В 1886 г. в Московском университете создана кафедра с детской клиникой на 11 коек и небольшой амбулаторией при ней. Открытие этих кафедр оказало большое влияние на дальнейшее развитие педиатрии и подготовку врачей с соответствующими знаниями о детских болезнях.
В конце XIX—начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педиатрии, чему в значительной мере способствовала исключительно плодотворная деятельность двух крупнейших русских врачей—Н. Ф. Филатова в Москве и Н. П. Гундобина в Петербурге.
Н. Ф. Филатов (1847—1902).
Н. Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Онсоздал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н. Ф. Филатова
как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выражение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а также идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом, или болезнью Филатова.
Труды Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Краткий учебник детских болезней», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кадров врачей-педиатров.
Работы профессора Медико-хирургической академии Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Н. П. Гундобин был первым педиатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей детского организма. Данные исследований, проведенных его многочисленными учениками, Н. П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде «Особенности детского возраста», который до сих пор не потерял своего научного значения.
Н. П. Гундобин (1860—1908).
Н. П. Гундобин был одним из основателей и руководителей Союза борьбы с детской смертностью в России.
Несмотря на наличие талантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться. Детские больницы и учреждения возникали только по частной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной благотворительностью при ничтожно малой помощи со стороны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 женских и детских консультаций, 6824 родильные койки.
Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, ч частности медицины, открылись исключительно широкие возможности.
Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В.И.Лениным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материнства и детства. Впервые в истории человечества охрана материнства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организацией родовспоможения и охраной труда женщины.
После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудящейся женщины.
В годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 08.06.1944г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».
За годы Советской власти создана такая разветвленная и мощная сеть государственных учреждений, занимающихся вопросами охраны здоровья матери и ребенка, какой нет ни в одной капиталистической стране. В нашей стране действует более 10 тыс. детских поликлиник и более 10 тыс. женских консультаций, свыше 120 тыс. детских садов и яслей на 13 млн. мест, в детских санаториях развернуто 164 тыс. мест, работают 94 тыс. детских врачей. Кроме этого, создана огромная сеть других учреждений, помогающих воспитанию здорового подрастающего поколения. Пионерские лагеря, лесные школы, школы-интернаты, школы продленного дня и многое другое — это зримые плоды социалистического строя, это то, что уже
прочно вошло в жизнь советского общества. Непрестанно увеличивающееся благосостояние народов Советского Союза, массовые оздоровительные мероприятия, достижения медицинской науки позволили резко снизить заболеваемость, ликвидировать ряд заболеваний. В СССР значительно снизилась детская смертность: более чем в 10 раз по сравнению с 1913 г. (данные 1977г.).
С каждым годом в нашей стране последовательно улучшается охрана здоровья женщин и детей. Верховным Советом СССР приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзным республикам по улучшению охраны здоровья населения, укреплении' законности в этой области общественных отношений. В 1977 г вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения», в котором предусмотрено увеличение числа коек в детских санаториях, родильных домах, увеличение производства продуктов детского питания, улучшение медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях и школах и др.
Достигнуты колоссальные успехи в научно-исследовательской области. Разработаны такие проблемы, как рациональное вскармливание детей раннего возраста, специфическая профилактика, физиологическая деятельность мозга в детском возрасте, возрастная реактивность детского организма и др.
А. А. Кисель (1859—1938).
Большой вклад в развитие советской педиатрии внесли профессор А. А. Кисель и его школа. А. А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздоровительных мероприятий, организации санаторно-курортного лечения детей. Особенно велик вклад А. А. Киселя в изучение туберкулеза и ревматизма. Им разработано учение о хронической туберкулезной интоксикации в детском возрасте. А. А. Киселя справедливо считают основоположником учения о детском ревматизме, им описаны абсолютные признаки этого заболевания (тяжелое поражение сердца, ревматические узелки, анулярная сыпь, хорея и др.).
Г. Н. Сперанский (1873—1969).
Многое сделал для организации охраны материнства и младенчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г. Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены проблемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстройствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась отправным пунктом научной деятельности Г. Н. Сперанского.
Профессор В. И. Молчанов развил основные идеи учения Н. Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особенно дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В. И. Молчанова является изучение эндокринологических заболеваний у детей и особенностей детской патологии в военное время.
Профессор М. С. Маслов—выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.
Ю. Ф. Домбровская (1891—1978).
Профессор Ю. Ф. Домбровская явилась достойным продолжателем дела Н. Ф. Филатова и В. И. Молчанова. Научные исследования Ю. Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, клиники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с новых позиций разработана проблема витаминной недостаточности у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю. Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.
А. Ф. Тур (1894—1974).
Профессор А. Ф. Тур — крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.
Профессора А. А. Колтыпин, П. С. Медовиков, А. И. Доброхотова, М.Г. Данилевич, О. Д. Соколова-Пономарева, Д. Д. Лебедев, Н. И. Красногорский, разрабатывая различные проблемы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здорового и больного ребенка.
На благородном поприще охраны здоровья детей в СССР достигнуты большие успехи, однако отечественные педиатры стремятся к еще большим достижениям; для этого в нашей стране имеются все возможности.
В 1981—1985 гг. в соответствии с Решениями XXVI съезда КПСС предусматривается осуществление обширной программы мероприятий по охране здоровья населения, улучшению всех видов специализированной медицинской помощи, намечено строительство новых больниц, поликлиник, диспансеров, санаториев и домов отдыха. Предстоит усилить санитарно-ги-гиеническую службу, построить новые санитарно-эпидемиологические станции, обеспечить их современным оборудованием. Предусматривалось также увеличение выпуска продукции медицинской промышленности, обеспечение медицинских учреждений новейшими высокоэффективными препаратами и вакцинно-сывороточными препаратами. Дальнейшее развитие в 11-й пятилетке получат физическая культура и спорт.
Лекция № 2
Тема: Система организации медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях. Задачи и медицинской помощи детям. Медицинские подразделения: поликлиника, стационар, диспансеры. Амбулаторная помощь детям. Задачи и цели участковой медсестры: патронажи, наблюдение за контактными детьми, профилактическая работа. Работа медсестры стационара. Цели и задачи. Особенности работы с детьми. Виды стационаров: инфекционные и соматические. Значение анамнеза жизни ребенка в течении заболевания. Медицинские подразделения детских лечебных учреждений и их принципы работы; цели поликлинической службы; особенности работы стационаров.
Медицинская помощь детям с 0 и до 18 лет оказывается ЛПУ стационарного и амбулаторного типа.
Основные типы детских лечебно-профилактических учреждений ЛПУ:
- Детская больница (стационар)
- Детская поликлиника
- Детский санаторий
Детская больница - ЛПУ для детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно, нуждающихся в постоянном стационарном врачебном наблюдении, интенсивной терапии или специализированной помощи.
Существуют различные типы детских больниц.
По профилю:
- Многопрофильные
- Специализированные
По системе организации:
- объединенные с поликлиникой
- Необъединенные
По объему деятельности:
- Больницы той или иной категории, определяемой мощностью (количеством коек)
По административной принадлежности:
- Районные
- Городские
- Клинические (если на базе больницы работает кафедра медицинского или научно-исследовательского института)
- Областные
- Республиканские детские больницы
Основная цель деятельности современной детской больницы - восстановление здоровья больного ребенка.
Для достижения данной цели персонал медицинского учреждения должен оказать больному многоэтапную помощь, а именно:
- Осуществить диагностику заболевания
- Провести неотложную терапию
- Основной курс лечения и восстановительное лечение, включая реабилитацию (меры социальной помощи)
На работников детского стационара возлагаются определенные обязанности, главными из которых являются следующие:
- Оказание детям высококвалифицированной лечебной помощи
- Внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и профилактики
- Консультативная и методическая работа
В каждой детской больнице имеются:
- приемное отделение (приемный покой),
- стационар (лечебные отделения),
- лечебно-диагностическое отделение или соответствующие кабинеты и лаборатории,
- патологоанатомическое отделение (морг),
- вспомогательные подразделения (аптека, пищеблок, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, административно-хозяйственная часть, библиотека и т.д.).
Детская поликлиника – ЛПУ, обеспечивающее в районе деятельности внебольничную медицинскую помощь детям и подросткам до 17 лет включительно.
Структура организации детской поликлиники включает:
· педиатрические отделения
· отделения восстановительного лечения(бассейн, сауна, тренажерный зал, зал для спортивных игр)
· организованного детства (школьно-дошкольной медицины)
· медико-социальной помощи
· специализированные кабинеты (отоларинголог, офтальмолог, невропатолог, травматолог-ортопед, хирург и др.)
· диагностические кабинеты
· кабинеты физиотерапии и лечебной физкультуры
· процедурный кабинет(прививки, инъекции, ставят банки, проводятся другие лечебные мероприятия)
· кабинет БЦЖ и пробы Манту
Участковой медицинской сестрой проводится:
· профилактическая
· лечебная
· организационная работа