Медицинская помощь детям с 0 и до 18 лет оказывается ЛПУ стационарного и амбулаторного типа

НОВОУРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ОБУЧАЮЩИЙ МОДУЛЬ

МЕТОДИЧЕСКИЙ и ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОКИ

МДК 02.01 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Раздел: Особенности оказания сестринской помощи детям

V семестр

 

Для специальности 340201 Сестринское дело

Базовый уровень среднего специального образования

 

                                       Новоуральск

                                             2018г.

Особенности оказания сестринской помощи детям обучающий модуль, МДК.02.01 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах (методический и информационный блок) / Н.Б.Ощепкова. - Новоуральск: Новоуральский филиал ГБПОУ СПО «СОМК», 2015. - 48 с.

 

Содержание обучающего модуля полностью соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности

340201 Сестринское дело в области раздела «Особенности сестринской помощи детям» МДК.02.01 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах является 1-ой частью обучающего модуля «Особенности сестринской помощи детям»

В содержание подмодуля вошли вопросы по разделу «Особенности сестринской помощи детям», изучаемые в 3 семестре.

Подмодуль представлен информационным, исполнительским и контролирующим блоками.

В информационном блоке учебная информация разделена на учебные темы, в исполнительском блоке представлены учебные задания к каждой учебной теме, в контролирующем блоке — контролирующие задания к каждой учебной теме.

Справочная информация в тексте выделена курсивом.

 

 

Обучающий модуль предназначен для студентов

Новоуральского филиала ГБПОУ СПО

 «Свердловский областной медицинский колледж», 2015

 

Редактор:

Яковлева Л.В., методист

Новоуральского филиала ГБПОУ СПО «СОМК»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Методический блок Информационный блок 5 8
1.История педиатрии.Этапы развитияпедиатрии. Определение педиатрии, как науки. Вклад отечественных профессоров в развитие науки С.Ф. Хотовицкого, И.Ф. Филатова, М.С. Маслова, А.Ф. Тура и других. 8
2. Система организации медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях.Задачи и медицинской помощи детям. Медицинские подразделения: поликлиника, стационар, диспансеры. Амбулаторная помощь детям. Задачи и цели участковой медсестры: патронажи, наблюдение за контактными детьми, профилактическая работа. Работа медсестры стационара. Цели и задачи. Особенности работы с детьми. Виды стационаров: инфекционные и соматические. Значение анамнеза жизни ребенка в течении заболевания. Медицинские подразделения детских лечебных учреждений и их принципы работы; цели поликлинической службы; особенности работы стационаров. 14
3.Организация сестринского процесса при уходе за пациентами. Особенности организации сестринского процесса: выявление нарушенных потребностей пациента, формирование проблем, правильное распределение их по приоритетам. Определение целей ухода за пациентом, мотивация действий. Оценка результатов ухода, мониторинг. Вопросы этики и деонтологии медицинского работника. Вопросы знаний охраны труда и техники безопасности. 20
4.Государственная политика по формированию здорового образа жизни ребенка. 18
5.Доношенный новорожденный.Определение периода новорожденности. АФО новорожденного, влияющие на здоровье плода. Значение содержание дородовых патронажей. Признаки доношенности новорожденного. Оценка по шкале Апгар. 6.Доношенный новорожденный.Уход за новорожденным. Способы удовлетворения потребности новорожденного. Асептика и антисептика в организации ухода. Адаптация новорожденного к условиям внеутробной среды. Пограничные состояния новорожденных. Сроки и содержание патронажей к новорожденным. 21
7.Недоношенный новорожденный. Признаки недоношенного. Причины невынашивания беременности. АФО органов и систем недоношенного ребенка. Степени недоношенности. Адаптация                                   недоношенного в зависимости от степени недоношенности. Этапы выхаживания  и уход за недоношенным, организация ухода и проведение амбулаторно-поликлинической помощи. 8. Недоношенный новорожденный. Организация сестринского процесса при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности (особенности вскармливания, согревания, оксигенотерапии). Мониторингг состояния недоношенного. Правила выписки недоношенных из стационара. Организация амбулаторного наблюдения. Проведение профилактических прививок недоношенным. Требования санитарно-эпидемиологического режима в отделении недоношенных. 9.Асфиксия новорожденных. Болезни новорожденности. Понятие асфиксии новорожденных. Критерии оценки по шкале Апгар. Причины, факторы риска, клинические проявления, методы диагностики и лечения. Перинатальная патология мозга: асфиксия, гипоксия, гипоксически- ишемическая энцефалопатия. Комплекс лечебных мероприятий. 10.Родовые травмы. Перинатальные поражения ЦНС. Понятие «родовые травмы» - внутричерепные и спинальные. Клиника. Проблемы пациента. Причины возникновения родовых травм. Роль медсестры в диагностике родовых травм. 11.Гемолитическая болезнь новорожденных. Понятие гемолитической болезни новорожденных. Причины гемолиза эритроцитов у новорожденных. Причины возникновения ГБН. Клинические формы. «Ядерная желтуха». Принципы консервативного лечения ГБН, показания к переливанию крови. Роль медсестры в профилактике ГБН. 12.Неинфекционные заболевания кожи и пупка у новорожденных. АФО кожи новорожденного. Потница. Опрелости. Мокнущая пупочная ранка. Причины, факторы риска, клиника, проблемы пациента. Организация сестринского ухода и профилактики этих состояний. 29
13.Инфекционные заболевания кожи и пупка у новорожденных. Сепсис. Этиология гнойно-септических заболеваний кожи. Факторы риска. Клиника везикулеза, катарального, гнойного, грибкового омфалитов. Наблюдение и уход, принципы лечения. Сепсис новорожденных. Клиника, лабораторная диагностика. Принципы лечения. Уход за новорожденными с сепсисом. Роль медсестры в профилактике сепсиса. 14.Перинатальные инфекции. Заболевания передающиеся половым путем: врожденный сифилис, герпетическая инфекция, вызванная группой вирусов: цитомеголовирус, вирус простого герпеса, характеризующиеся поражением кожи, слизистых, ЦНС, других органов; хламидиоз- возбудители коньюктивита, трахомы, воспаление половых и мочевых путей. Токсоплазмоз врожденный. Микоплазменная инфекция. Методы диагностики и лечения. Профилактика ЗПП. 15.Наследственные и врожденные заболевания (гипотиреоз, фенилкетонурия, галактоземия, андрено-генитальный синдром, муковисцидоз, цилиакия). Причины наследственной патологии. Особенности клиники болезни Дауна, синдрома Кляинфельтера. Принципы ранней диагоностики. Скрининг диагностика, ее значение. Уход, диетотерапия. 35
 16.Неонатальная фармакология (аспекты). Основные лекарственные группы; показания, противопоказания к применению. Характер осложнения применения лекарственных средств. Порядок получения, хранения, использования лекарственных препаратов. Правильная оценка действия лекарственных средств у пациента. 17. Организация работы медсестры педиатрического участка поликлиники. Лечебно-профилактическая работа участковой медсестры. 18.Оценка состояния здоровья ребенка, группы здоровья, Адаптация детей к ДОУ. 46
19.Вскармливание детей грудного возраста. 20.Рахит. Спазмофилия. Гипервитаминоз «Д».   61
  74
  77
    84
Список основной и дополнительной литературы 90

 

                                   МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Уважаемые студенты!

Вы приступаете к освоению очень важного раздела «Особенности оказания сестринской помощи детям» МДК.02.01 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процесах. На изучение в V семестре данного раздела отводиться 40 учебных теоретических и 36 учебных практических часов.

Данный модуль включает:

1.Методический блок, в котором представлены рекомендации по работе с модулем, а также перечень знаний и умений, которыми Вы должны овладеть после освоения темы.

2.Информационный блок, в котором собрана основная информация по данной теме.

3.Исполнительский блок, содержащий задания, выполнив которые Вы сможете закрепить свои знания и научитесь выполнять манипуляции.

4.Контролирующий блок, представленный в виде заданий в тестовой форме для проверки Ваших знаний, и контрольные задания для проверки степени освоения Вами манипуляций

При изучении темы вы будете пользоваться 3 брошюрами обучающегося модуля:

1. Методический и информационный блоки.

2. Исполнительский блок.

3. Контролирующий блок.

Последняя брошюра храниться у преподавателя, выдаётся на время выполнения контролирующих заданий и после завершения изучения темы.

Тема изучается в следующей последовательности:

1. Знакомство с учебными целями подмодуля (представлены в методическом блоке).

2. Знакомство с учебным материалом подмодуля (представлены в информационном блоке).

3.  Выполнение заданий исполнительского блока (если требуется применить знания) и выполнение манипуляций подмодуля (если требуется научиться выполнить манипуляцию). Во время обучения манипуляционной технике Вам понадобится помощь преподавателя, который укажет Вам не правильные действия и скорректирует их.

4. После того, как Вы выполняете все задания и будете уверены, что манипуляции данного раздела МДК Вы выполните правильно, Вы можете оповестить преподавателя о своей готовности пройти контроль усвоения знаний и умений раздела МДК.

Оценка за каждый раздел МДК определяется с помощью рейтинга и включает баллы за выполнение знаний в тестовой форме и выполнение контрольных манипуляций. По результатам контроля преподаватель объявит Вам, является ли количество набранных Вами баллов достаточным, чтобы перейти к освоению следующего МДК или Вам следует ещё поработать над этим МДК, причём преподаватель укажет, какой учебный элемент Вами не усвоен.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

· осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;

· проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией;

уметь:

· готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

· осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;

· консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

· осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;

· осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

· проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;

· проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

· осуществлять паллиативную помощь пациентам;

· вести утвержденную медицинскую документацию;

 

знать:

· причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента;

· пути введения лекарственных препаратов;

·  виды, формы и методы реабилитации;

· правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

\Лекция №1

Тема:

История педиатрии.Этапы развитияпедиатрии. Определение педиатрии, как науки. Вклад отечественных профессоров в развитие науки С.Ф. Хотовицкого, И.Ф. Филатова, М.С. Маслова, А.Ф. Тура и других.  

Педиатрия, как и всякая наука, имеет свою историю. Педиатрия—слово греческого происхождения (paid— ребенок, iatrea—врачевание).

Педиатрия изучает человеческий организм от рождения, а в некоторых случаях и от последних месяцев внутриутробной жизни (недоношенные дети) до подросткового возраста вклю­чительно и является по существу медициной растущего орга­низма.

Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубо­кой древности. В трудах Гиппократа, в его «Афоризмах», в трудах Сорана, Галена можно найти интересные указания по уходу за новорожденными, по детской диететике. В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболева­ний, свойственных только детскому возрасту. Однако ни гре­ческая, ни римская, ни арабская медицина, несмотря на доста­точно высокий для своего времени уровень развития, не оста­вила систематизированного изложения сведений о ребенке, так как наблюдения над детьми проводились попутно, при изуче­нии взрослого организма.

Медицинская помощь матери и ребенку у всех народов име­ла то существенное отличие от других видов медицинской по­мощи, например от хирургии и терапии, что она в течение ты­сячелетий оставалась в руках женщины—хранительницы и носительницы опыта, накапливавшегося и передававшегося из поколения в поколение.

Заболеваемость и смертность детей, особенно в раннем воз­расте, были очень высокими. Здесь в дополнение к общим со­циальным факторам, вызывающим большую заболеваемость и смертность всего населения, присоединялись еще антисанитар­ные обычаи по уходу за новорожденными, полное отсутствие медицинской помощи, результаты действия невежественных повитух и знахарок.

Развитие педиатрии как медицинской науки можно разде­лить на три периода.

Первый период охватывает XVI, XVII и XVIII века. Никакой систематизации знаний в то время не было. Педиат­рия как особая дисциплина еще не была выделена, однако в трудах выдающихся русских общественных деятелей того вре­мени и ученых-медиков других специальностей имеются выска­зывания по вопросам охраны здоровья детей. Так, гениальный русский ученый М. В. Ломоносов в своем трактате «О размно­жении и сохранении российского народа», намечая основные мероприятия по охране здоровья, населения, указывал, в част­ности, на необходимость государственной заботы о роженице и родильнице, борьбы с детской смертностью. В этом трактате говорилось о мерах, направленных на сохранение жизни ново­рожденных, о необходимости создания приютов для внебрач­ных детей.

Большую роль в становлении педиатрии сыграл профессор-акушер Н. М. Максимович-Амбодик, который оставил ряд ори­гинальных работ по охране здоровья матери и ребенка. В его труде «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» содержатся указания о правильном уходе за ребенком, имеют­ся описания болезней, свойственных детям раннего возраста.

Первый русский профессор-терапевт Московского универ­ситета С. Г. Зыбелин, являясь сторонником грудного вскармли­вания, в своих трудах изложил правила вскармливания ре­бенка грудью.

Выдающаяся роль в развитии русской педиатрии принадле­жит профессору-акушеру С. Ф. Хотовнцкому, который впервые выделил педиатрию как самостоятельную отрасль медицины, ясно определил ее цели и задачи. Ему принадлежат замеча­тельные слова: «...ребенок есть существо, которое растет и раз­вивается только по присущим ему законам. Ребенок—это не уменьшенная копия взрослого». Он первым выделил из клини­ки акушерства детское отделение. С. Ф. Хотовицкому принад­лежит первое русское оригинальное руководство по детским болезням—«Педиятрика» (1847), поэтому он справедливо счи­тается первым русским педиатром.

Второй период—от начала XIX века до 1917 г. В это время педиатрия развивается уже как самостоятельная дисцип­лина. Колоссальная детская смертность того времени не сни­жалась при лечении больных детей теми средствами, которые применялись для взрослых. Это заставило отказаться от взгля­дов на ребенка «как на взрослого в миниатюре» и потребовало отдельного изучения детского организма.

Большую роль в этом сыграло открытие детских больниц в ряде крупных городов России. Так, в 1834 г. в Петербурге была открыта первая в России и третья в мире специальная детская больница на 50 коек, ныне Детская больница имени Н. Ф. Фи­латова. Вторая детская больница открылась в 1842 г. в Москве, в дальнейшем ей также было присвоено имя Н. Ф. Филатова. Несколько детских больниц начинает функционировать в дру­гих крупных городах России.

В 1865 г. при Медико-хирургической академии организо­вана первая в России кафедра детских болезней. В 1886 г. в Московском университете создана кафедра с детской клиникой на 11 коек и небольшой амбу­латорией при ней. Открытие этих кафедр оказало большое влияние на дальнейшее разви­тие педиатрии и подготовку врачей с соответствующими знаниями о детских болезнях.

В конце XIX—начале XX века отмечается подъем в развитии отечественной педи­атрии, чему в значительной ме­ре способствовала исключи­тельно плодотворная деятель­ность двух крупнейших рус­ских врачей—Н. Ф. Филатова в Москве и Н. П. Гундобина в Петербурге.

 

Н. Ф. Филатов (1847—1902).

 

Н. Ф. Филатов по праву считается основоположником отечественной педиатрии. Онсоздал школу педиатров и внес ценный вклад в развитие науки. Талант Н. Ф. Филатова

как выдающегося клинициста, ученого и педагога нашел выра­жение в описании различных заболеваний детей и в его научных трудах. Им впервые описана скарлатинозная краснуха, а так­же идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов, которое в настоящее время называется инфекционным мононуклеозом, или болезнью Филатова.

Труды Н. Ф. Филатова «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей», «Краткий учеб­ник детских болезней», «Клинические лекции» и другие работы явились основой русской педиатрической литературы, поставив ее в один ряд с зарубежной, существовавшей к тому времени уже многие годы. Эти книги выдержали ряд изданий и оказали большое влияние на развитие педиатрии и на подготовку кад­ров врачей-педиатров.

Работы профессора Медико-хирургической академии Н. П. Гундобина и его многочисленных учеников значительно расширили знания педиатров о возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Н. П. Гундобин был первым пе­диатром, организовавшим исключительно широкое изучение анатомо-гистологических и физиологических особенностей дет­ского организма. Данные исследований, проведенных его мно­гочисленными учениками, Н. П. Гундобин обобщил в своем выдающемся труде «Особенности детского возраста», который до сих пор не потерял своего научного значения.

 

Н. П. Гундобин (1860—1908).

 

Н. П. Гундобин был одним из основателей и руководите­лей Союза борьбы с детской смертностью в России.

Несмотря на наличие та­лантливых врачей-энтузиастов и пытливых исследователей, педиатрия в царской России не могла широко развиваться.       Детские больницы и учрежде­ния возникали только по част­ной инициативе отдельных лиц, поддерживались частной бла­готворительностью при нич­тожно малой помощи со сто­роны государства. К 1917 г. в России было всего около 30 детских больниц с общим числом коек 3300, причем для грудных детей коек было очень мало. Наибольшая часть этих больниц была сосредоточена в Москве и Петербурге. На всю Россию в 1913 г. было 550 мест в постоянных яслях, 9 жен­ских и детских консультаций, 6824 родильные койки.

Третий период развития педиатрии начинается после Великой Октябрьской социалистической революции, когда для развития всех отраслей знаний, ч частности медицины, откры­лись исключительно широкие возможности.

Декрет, принятый в декабре 1917 г. и подписанный В.И.Ле­ниным, ярко и отчетливо определил задачи охраны материн­ства и детства. Впервые в истории человечества охрана мате­ринства и детства в нашей стране стала государственным делом. Охрана материнства и детства представляет собой стройную систему государственных мероприятий, направленных на решение вопросов, связанных с охраной здоровья матери и ребенка, с детской заболеваемостью и смертностью, с организа­цией родовспоможения и охраной труда женщины.

После Великой Октябрьской социалистической революции был принят ряд декретов, резко изменивших положение трудя­щейся женщины.

В годы Великой Отечественной войны Президиум Верхов­ного Совета СССР издал указ от 08.06.1944г. «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

За годы Советской власти создана такая разветвленная и мощная сеть государствен­ных учреждений, занимаю­щихся вопросами охраны здо­ровья матери и ребенка, какой нет ни в одной капиталистиче­ской стране. В нашей стране действует более 10 тыс. дет­ских поликлиник и более 10 тыс. женских консультаций, свыше 120 тыс. детских садов и яслей на 13 млн. мест, в дет­ских санаториях развернуто 164 тыс. мест, работают 94 тыс. детских врачей. Кроме этого, создана огромная сеть других учреждений, помогающих вос­питанию здорового подрастаю­щего поколения. Пионерские лагеря, лесные школы, школы-интернаты, школы продленно­го дня и многое другое — это зримые плоды социалистиче­ского строя, это то, что уже

прочно вошло в жизнь советского общества. Непрестанно уве­личивающееся благосостояние народов Советского Союза, мас­совые оздоровительные мероприятия, достижения медицинской науки позволили резко снизить заболеваемость, ликвидировать ряд заболеваний. В СССР значительно снизилась детская смерт­ность: более чем в 10 раз по сравнению с 1913 г. (данные 1977г.).

С каждым годом в нашей стране последовательно улучша­ется охрана здоровья женщин и детей. Верховным Советом СССР приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзным республикам по улучшению охраны здоровья населения, укреплении' законности в этой области общественных отношений. В 1977 г вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохра­нения», в котором предусмотрено увеличение числа коек в дет­ских санаториях, родильных домах, увеличение производства продуктов детского питания, улучшение медицинского обслу­живания детей в дошкольных учреждениях и школах и др.

Достигнуты колоссальные успехи в научно-исследователь­ской области. Разработаны такие проблемы, как рациональное вскармливание детей раннего возраста, специфическая профи­лактика, физиологическая дея­тельность мозга в детском воз­расте, возрастная реактивность детского организма и др.

 

 А. А. Кисель (1859—1938).

Большой вклад в развитие со­ветской педиатрии внесли про­фессор А. А. Кисель и его школа. А. А. Кисель придавал большое значение профилактике болезней, проведению широких оздорови­тельных мероприятий, организа­ции санаторно-курортного лече­ния детей. Особенно велик вклад А. А. Киселя в изучение туберку­леза и ревматизма. Им разрабо­тано учение о хронической тубер­кулезной интоксикации в детском возрасте. А. А. Киселя справед­ливо считают основоположником учения о детском ревматизме, им описаны абсолютные признаки этого заболевания (тяжелое поражение сердца, ревматические узелки, анулярная сыпь, хорея и др.).

 

 Г. Н. Сперанский (1873—1969).

 

Многое сделал для организации охраны материнства и мла­денчества крупнейший педиатр нашей страны профессор Г. Н. Сперанский. Им и его школой всесторонне изучены про­блемы физиологии и патологии раннего возраста, особенно большое внимание уделено нарушениям питания и расстрой­ствам пищеварения. Борьба за здоровье ребенка являлась от­правным пунктом научной деятельности Г. Н. Сперанского.

 

Профессор В. И. Молчанов развил основные идеи учения Н. Ф. Филатова. Он внес большой вклад в изучение клиники, патогенеза и лечения детских инфекционных болезней, особен­но дифтерии. Им установлена патогенетическая связь между скарлатиной и ревматизмом. Огромной заслугой В. И. Молча­нова является изучение эндокринологических заболеваний у де­тей и особенностей детской патологии в военное время.

 

Профессор М. С. Маслов—выдающийся советский ученый-педиатр. На протяжении многих лет он занимался изучением патогенеза многих болезней детского возраста, особенностей обмена вещества здорового ребенка, биохимии крови ребенка в норме и патологии. Им разработано учение об аномалиях конституции у детей.

 

Ю. Ф. Домбровская (1891—1978).

 

Профессор Ю. Ф. Домбровская явилась достойным продол­жателем дела Н. Ф. Филатова и В. И. Молчанова. Научные исследования Ю. Ф. Домбровской и ее школы были сосредоточены на всестороннем изучении этиологии, патогенеза, кли­ники и лечения пневмоний в детском возрасте. Глубоко и с но­вых позиций разработана проблема витаминной недостаточно­сти у детей и изучена патология военного времени. В клинике под руководством Ю. Ф. Домбровской была широко развернута научная работа по изучению респираторной патологии, коллагеновых заболеваний, болезней крови, аллергии.

 

А. Ф. Тур (1894—1974).

Профессор А. Ф. Тур — крупный ученый-педиатр нашей страны. Большое внимание в своей научной деятельности он уделял вопросам гематологии, диететике здорового и больного ребенка, физиологии и патологии новорожденных, вопросам медицинского обслуживания детей.

Профессора А. А. Колтыпин, П. С. Медовиков, А. И. Добро­хотова, М.Г. Данилевич, О. Д. Соколова-Пономарева, Д. Д. Ле­бедев, Н. И. Красногорский, разрабатывая различные пробле­мы педиатрии, внесли много нового и ценного в изучение здо­рового и больного ребенка.

На благородном поприще охраны здоровья детей в СССР достигнуты большие успехи, однако отечественные педиатры стремятся к еще большим достижениям; для этого в нашей стране имеются все возможности.

В 1981—1985 гг. в соответствии с Решениями XXVI съез­да КПСС предусматривается осуществление обширной про­граммы мероприятий по охране здоровья населения, улучшению всех видов специализированной медицинской помощи, на­мечено строительство новых больниц, поликлиник, диспансеров, санаториев и домов отдыха. Предстоит усилить санитарно-ги-гиеническую службу, построить новые санитарно-эпидемиологические станции, обеспечить их современным оборудованием. Предусматривалось также увеличение выпуска продукции ме­дицинской промышленности, обеспечение медицинских учреж­дений новейшими высокоэффективными препаратами и вакцинно-сывороточными препаратами. Дальнейшее развитие в 11-й пятилетке получат физическая культура и спорт.

 

 

Лекция № 2

Тема: Система организации медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях. Задачи и медицинской помощи детям. Медицинские подразделения: поликлиника, стационар, диспансеры. Амбулаторная помощь детям. Задачи и цели участковой медсестры: патронажи, наблюдение за контактными детьми, профилактическая работа. Работа медсестры стационара. Цели и задачи. Особенности работы с детьми. Виды стационаров: инфекционные и соматические. Значение анамнеза жизни ребенка в течении заболевания. Медицинские подразделения детских лечебных учреждений и их принципы работы; цели поликлинической службы; особенности работы стационаров.

Медицинская помощь детям с 0 и до 18 лет оказывается ЛПУ стационарного и амбулаторного типа.

Основные типы детских лечебно-профилактических учреждений ЛПУ:

- Детская больница (стационар)

- Детская поликлиника

- Детский санаторий

Детская больница - ЛПУ для детей и подростков в возрасте до 17 лет включительно, нуждающихся в постоянном стационарном врачебном наблюдении, интенсивной терапии или специализированной помощи.

Существуют различные типы детских больниц.

По профилю:

- Многопрофильные

- Специализированные

По системе организации:

- объединенные с поликлиникой

- Необъединенные

По объему деятельности:

- Больницы той или иной категории, определяемой мощностью (количеством коек)

По административной принадлежности:

- Районные

- Городские

- Клинические (если на базе больницы работает кафедра медицинского или научно-исследовательского института)

- Областные

- Республиканские детские больницы

Основная цель деятельности современной детской больницы - восстановление здоровья больного ребенка.

Для достижения данной цели персонал медицинского учреждения должен оказать больному многоэтапную помощь, а именно:

- Осуществить диагностику заболевания

- Провести неотложную терапию

- Основной курс лечения и восстановительное лечение, включая реабилитацию (меры социальной помощи)


На работников детского стационара возлагаются определенные обязанности, главными из которых являются следующие:

- Оказание детям высококвалифицированной лечебной помощи

- Внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и профилактики

- Консультативная и методическая работа

В каждой детской больнице имеются:

- приемное отделение (приемный покой),

- стационар (лечебные отделения),

- лечебно-диагностическое отделение или соответствующие кабинеты и лаборатории,

- патологоанатомическое отделение (морг),

- вспомогательные подразделения (аптека, пищеблок, кабинет медицинской статистики, медицинский архив, административно-хозяйственная часть, библиотека и т.д.).

Детская поликлиника – ЛПУ, обеспечивающее в районе деятельности внебольничную медицинскую помощь детям и подросткам до 17 лет включительно.

Структура организации детской поликлиники включает:

· педиатрические отделения

· отделения восстановительного лечения(бассейн, сауна, тренажерный зал, зал для спортивных игр)

· организованного детства (школьно-дошкольной медицины)

· медико-социальной помощи

· специализированные кабинеты (отоларинголог, офтальмолог, невропатолог, травматолог-ортопед, хирург и др.)

· диагностические кабинеты

· кабинеты физиотерапии и лечебной физкультуры

· процедурный кабинет(прививки, инъекции, ставят банки, проводятся другие лечебные мероприятия)

· кабинет БЦЖ и пробы Манту

   

Участковой медицинской сестрой проводится:

· профилактическая

· лечебная

· организационная работа



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: