Понятие, состав, сроки, порядок и результаты рассмотрения претензии

 

Претензия - это письменное обращение субъекта хозяйствования к другому субъекту хозяйствования с требованием о восстановлении нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав или о выполнении соответствующих обязанностей.

Содержание и основные реквизиты, которые должны быть указаны в претензии, содержатся в ст. 6 ч.3 ХПК Украины, а именно:

- полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензии и предприятия и организации, которым претензия предъявляется;

- дата предъявления и номер претензии;

- обстоятельства, на основании которых предъявлена ​​претензия, доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, ссылки на соответствующие нормативные акты;

- требования заявителя;

- сумма претензии и ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке; платежные реквизиты заявителя претензии;

- перечень документов, прилагаемых к претензии, а также других доказательств.

Документы, подтверждающие требования заявителя, прилагаются в оригиналах или надлежащим образом заверенных копиях. Документы, которые есть у второй стороны, могут не прилагаться к претензии с указанием об этом в претензии. К претензии об уплате денежных средств может прилагаться платежное требование-поручение на сумму претензии.

Претензия подписывается уполномоченным лицом предприятия, организации или их представителем и направляется адресату заказным или ценным письмом или вручается под расписку.

Претензия рассматривается в месячный срок, исчисляемый со дня получения претензии.

В тех случаях, когда обязательными для обеих сторон правилами или договором предусмотрено право перепроверки забракованной продукции (товаров) предприятием-изготовителем, претензии, связанные с качеством и комплектности продукции (товаров), рассматриваются в течение двух месяцев.

Если к претензии не приложены все документы, необходимые для ее рассмотрения, они истребует у заявителя с указанием срока их представление, не может быть менее пяти дней, не считая времени почтового обращения. При этом течение срока рассмотрения претензии приостанавливается до получения истребованных документов или окончания срока их представления. Если истребованы документы в установленный срок не поступили, претензия рассматривается по имеющимся документам.

При рассмотрении претензии предприятия и организации в случае необходимости должны сверить расчеты, провести судебную экспертизу или совершить другие действия для обеспечения досудебного урегулирования спора.

Предприятия и организации, получившие претензию, обязаны удовлетворить обоснованные требования заявителя.

О результатах рассмотрения претензии заявитель уведомляется в письменной форме.

В ответе на претензию указываются:

а) полное наименование и почтовые реквизиты предприятия, организации, дают ответ, и предприятия или организации, которым направляется ответ; дата и номер ответа; дата и номер претензии, на которую дается ответ;

б) если претензия признана полностью или частично, - признанная сумма, название, номер и дата расчетного документа на перечисление этой суммы или срок и способ удовлетворения претензии, если она не подлежит денежной оценке;

в) если претензия отклонена полностью или частично, - мотивы отклонения со ссылкой на соответствующие нормативные акты и документы, обосновывающие отклонение претензии;

г) перечень прилагаемых к ответу документов и других доказательств.

Когда претензия отклонена полностью или частично, заявителю должны быть возвращены оригиналы документов, полученных с претензией, а также направлены документы, обосновывающие отклонение претензии, если их нет у заявителя претензии.

Ответ на претензию подписывается уполномоченным лицом предприятия, организации или их представителем и направляется заказным или ценным письмом или вручается под расписку.

Если претензия об уплате денежных средств, к которой приложено платежное требование-поручение, признана полностью или частично, в платежном требовании-поручении указывается признанная сумма.

За необоснованное списание в бесспорном порядке претензионной суммы виновная сторона уплачивает другой стороне штраф в размере 10 процентов от списанной суммы.

 

Урегулирование разногласий, возникающих при заключении, изменении и расторжении определенной категории хозяйственных споров.

 

В соответствии со ст. 10 ХПК Украины, споры, возникающие при заключении хозяйственных договоров, могут быть поданы на решения арбитражного суда.

Общий порядок заключения хозяйственных договоров изложены в ст. 181 ХК Украины.

Часть 3 ст. 5 ХПК Украины устанавливает, что порядок досудебного урегулирования споров определяется ХПК Украины, если иной порядок не установлен действующим законодательством, регулирующим конкретный вид хозяйственных отношений.

Хозяйственный договор по общему правилу излагается в форме единого документа, подписанного сторонами и скрепленного печатями. Допускается заключение хозяйственных договоров упрощенным способом, то есть путем обмена письмами, факсограмами, телеграммами, телефонограммами т.п., а также путем подтверждения принятия к выполнению заказов, если законом не установлены специальные требования к форме и порядку заключения данного вида договоров. Проект договора может быть предложен любой из сторон. В случае если проект договора изложен как единый документ, он предоставляется второй стороне в двух экземплярах. Сторона, получившая проект договора, в случае согласия с его условиями оформляет договор в соответствии с требованиями части первой этой статьи и возвращает один экземпляр договора второй стороне или присылает ответ на письмо, факсограму т.д. в двадцатидневный срок после получения договора. Двадцатидневный срок для ответа на предложение об изменении или расторжении договора отсчитывается от даты получения предложения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: