План:
1. Познание: структура, виды, функции.
2. Ступени чувственного и рационального познания.
3. Познание как процесс.
1.
Познание — это процесс приобретения и развития знания, осуществляемый на основе практической деятельности человека. Познавательная деятельность человека имеет следующую структуру: 1) субъект – тот, кто познает. В качестве субъекта могут выступать: индивид, социальная группа, человечество в целом; 2) объект – то, что познается, познаваемый фрагмент действительности. Объектами познания могут являться: природа, общество человек; 3) предмет – часть познаваемого объекта. Например, студент изучает устройство газотурбинной установки (ГТУ), а конкретнее – принцип работы камеры сгорания. В данном случае субъектом познавательной деятельности будет студент, объектом познания – ГТУ, а его предметом – камера сгорания. Помимо субъекта, объекта, предмета познания можно выделить следующие его элементы: 4) методы – способы, с помощью которых субъект познает предмет. Наблюдение, измерение, классификация – примеры методов познания; 5) истина – цель познания, соответствие полученных знаний действительности.
|
|
Можно выделить следующие формы познания: 1) обыденное - формируется на основе жизненного опыта; 2) мифологическое формируется не на основе прочтения древнегреческих мифов или мифов древнего Египта, как можно было подумать, а на основе некритического осмысления действительности вследствии слабого развития саморефликсии. Об «идолах», господствующих в нашем сознании писал Ф. Бэкон: «идол пещеры», «идол рода», «идол театра», «идол театра»; 3) художественное - в качестве основы познания выступают продукты художественного творчества: художественная литература, фильмы, музыка, изобразительное искусство); 4) религиозное - в качестве основы – Священные книги. Наиболее известные из них – Тора, Библия, Коран); 5) научное - основа – научная литература. Научное познание бывает естественнонаучным, когда объектом познания является природа, социальным – общество, гуманитарным – человек, техническим – техника; 5) самопознание – когда субъект и объект познания совпадают; 6) чувственное познание — это такое познание, которое осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния; 7) рациональное познание осуществляется на основе разума, мышления. Мышление — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения в действительности.
Заметим, что все перечисленные нами формы познания взаимосвязаны. Например, человека можно познавать не только с помощью научных методов, но и художественными средствами, посредством религиозного опыта. Наконец, познавать человека, других людей можно на основе самопознания. Человека познают как на основе чувств, так и на основе мышления.
|
|
Познание играет большую роль в жизни человека. Во-первых, на основе познавательной деятельности формируется мировоззрение человека, его стратегия взаимодействия с миром. Благодаря познанию человек не только адаптировался к окружающей среде, но и приступил к ее преобразованию. Познание и жизнь человека фактически одно и тоже: жить означает познавать.
Во-вторых, на основе самопознания у человека формируется самооценка, критический подход к себе как залог саморазвития, физического и духовного самосовершенствования. Следовательно, познание – это путь к становлению личности.
Таким образом, познавательная деятельность имеет достаточно сложную структуру. Ключевым элементом в этой структуре является сам человек: именно человек как субъект познания выбирает объект, научно-методологическими средствами вычленяет предмет с целью достижения истины. В зависимости от объекта познания и методов познания выделяют различные формы познания, среди которых ведущее место занимает самопознание.
2
Чувства человека являются тем «мостиком», который связывает его с окружающим миром. Именно чувства доставляют информацию, которая потом обрабатывается разумом.
Ступени чувственного познания
1) ощущение - отражение в сознании человека отдельных
сторон, свойств предметов, а также внутреннего состояния организма. Например, ощущение вкуса яблока (садкое, кислое или кисло-сладкое), ощущуние боли, утраты. Если мы возьмем ручку, то возможные ощущуния – твердость, теплоты, гладкости этой письменной принадлежности;
2) восприятие - целостный образ предмета, непосредственно
данного в живом созерцании. Посмотрим на яблоко – и получим полное его восприятие: цвет (красный, зеленый), форму (круглое), размер (большое, маленькое, среднее), состояние (свежее, несвежее, целое или нецелое). Аналогично – с ручкой. Когда мы смотрим на ручку, мы видим ее цвет, размер, форму;
3) представление - обобщенный чувственный образ предмета,
воздействовавший на органы чувств в прошлом. Мы съели яблоко. Что о нем осталось в нашем сознании? Представление о том, какое оно было: круглое, большое, вкусное, только что сорванное с ветки.
Мы закончили писать, ручку убрали в сумку. У нас в сознании остался образ ручки: ее размер, цвет, форма.
Относительно чувственного познания отметим следующее.
Во-первых, природа дала человеку столько чуств, сколько ему нужно, и в такой степени развития, в которой необходимо ему для нормальной жизнедеятельности. О достоинствах и недостатках сверхразвитых чувств – в американском фильме «Без чувств».
Во-вторых, если человек теряет один орган чувств, то обостряется другой.
И, наконец, в-третьих, представление – это та ступенька познания, которая связывает чувственное познание с рациональным познанием, абстрактным мышлением.
Ступени рационального познания:
1) понятие — форма мышления, отражающая закономерные
связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закреплены
в определениях. Например: яблоко – это фрукт, ручка – это письменая принадлежность, состоящая из стержня, наполненного черниалами и остова.
2) суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления,
процессы деятельности, их свойства, отношения. Суждения закрепляются в определениях. Суждения могут что-либо утверждать, то есть быть утверждающими, или что-либо отрицать, то есть быть отрицающими. Например, яблоко – это не овощь, яблоко растет на дереве, ручка – это письменная принадлежность;
3) умозаключение - форма мышления, посредством которого
из раннее установленного знания выводится новое знание.
|
|
Суждение первое: все фрукты растут на деревьях. Суждение второе: яблоко растет на дереве. Умозаключение: следовательно, яблоко – это фрукт, а не овощь.
Умозаключение играет большую роль не только в исследовательской, но и в профессиональной деятельности. Умение делать правильные, логические умозаключения – одна из задач следователя.
Возможные и ложные умозаключения. Умозаключение будет ложным, если одно из суждений не будет соответствовать действительности.
Приведем пример. Суждение первое: все мужчины служат в армии. Суждение второе: Иванов – мужчина. Умозаключение: следовательно, Иванов тоже будет служить в армии.
Ошибка содержится во втором суждении. Не все мужчины служат в армии. Согласно ФЗ «О воинской службе», призыву в ВС РФ подлежат мужчины, достигшие совершенолетнего возраста, годные по состоянию здоровья, получившие полное общее среднее образование.
Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение – это такое умозаключение, при котором мысль движется от частного к общему. Иначе говоря, от фактов к выводу. Пример индуктивного умозаключения: у меня повышенная температура тела, озноб, болит горло. Следовательно, я болен.
В дедуктивном умозаключении – наоборот: мысль движется от общего к частному, от факта к предполагаемым выводам, гипотезам. Поэтому этот тип умозаключения называют еще гипотеко-дедуктивным. Например: у меня утром не заводится автомобиль. Это факт. Почему? Первое предположение (гипотеза): сел аккумулятор. Вторая гипотеза: вышла из строя система зажигания. Третья: сломался бензонасос.
Более подробно об абстрактном мышлении, о правилах правильного, непротиворечивого логического мышления можно прочесть в учебниках по логике. Можно порекомендовать учебник по логике В.И. Кириллова, предназначенного для средних профессиональных учебных заведений.
Таким образом, познание представляет собой сложную динамическую систему, в которой чувственные компоненты связаны с абстрактным мышлением. Познание - это процесс, который осуществляется на основе практической деятельности человека.
|
|
Не стоит думать, что познание осуществляется так: вначале человек познает на основе чувств с помощью ощущений, восприятий, представлений, а затем переходит к рациональному познанию, осуществляемому с помощью мышления, включающего в себя понятия, суждения, умозаключения. Это слишком схематическое представление, и оно ошибочное. На самом деле познавательный процесс напоминает мытье рук, когда одновременно задействованы обе руки, то есть два типа познания – чувственное и рациональное.
3
Познание - это деятельность человека, представляющая собой процесс, то есть движение от незнания к знанию. С точки зрения процессуального подхода познание осуществляется следующим образом.
Первая ступень познавательного процесса – это обнаружение и формулировка проблемы. Проблемой называют сложный и противоречивый вопрос, который требует разрешения.
Второй ступенью в познании является выработка гипотезы. Гипотеза – это научно обоснованное предположение, которое требует проверки, то есть верификации.
Третья ступень познания – сама процедура проверки, или верификация. Не все гипотезы можно верифицировать. Например, нельзя верифицировать гипотезу о существовании Бога. В связи с этим гипотезы подразделяют на верифицируемые, то есть те, которые можно проверить, экспериментально доказать, и неверифицируемые, то есть на те гипотезы, которые доказать невозможно.
Если гипотеза доказывается с привлечением большого количества фактов, то она становится теорией. Теория – это высшая форма организации теоретических знаний. Теория состоит из верифицируемых гипотез.
Если гипотезу доказать невозможно, то в этом случае можно говорить о концепции. Концепция – это форма организации теоретических знаний, представляющая собой совокупность взаимосвязанных идей и взглядов, которые несут в себе ярко выраженную печать авторской индивидуальности. Проще говоря, в концепции больше, чем в теории выражено мировоззрение субъекта познания, его ценностное отношение к миру. Концепция, как правило, состоит из неверифицируемых гипотез.
Формулировка проблемы, выработка гипотез, их верификация осуществляется с помощью определенных приемов, правил и способов познания, то есть методов. Метод – это система строгих правил и предписаний, позволяющих исследовать объект. Например, объект можно исследовать с помощью наблюдения, измерения, сравнения.
Целью всякого познания, как уже говорилось, является истина. Истину можно определить как знания, которые соответствуют действительности.
Подведем итоги. Познание как форма человеческой деятельности может быть рассмотрена с точки зрения процессуального подхода. Познавательный процесс включает в себя обнаружение проблемы, ее формулировку, затем – выработку и проверку (верификацию) гипотез. Познавательная деятельность осуществляется на основе методов. Цель познавательного процесса – получение истины, а методы – это средства, инструменты познания. Концепцию и теорию можно рассматривать как формы выражения знаний, претендующих на истину.
Что такое истина, чем она отличается от правды, мы узнаем в следующей теме.
Вопросы и задания:
1. Что такое познание? Какую роль играет познавательная деятельность в жизни человека?
2. Какие виды познания вам известны? Что приносит для вас познание: радость или скорбь? Свое мнение обоснуйте.
3. Почему древние греки призвали человека познавать себя?
4. Вы познаете лопатку статора как часть ГТУ. Охарактеризуйте структуру своей познавательной деятельности.
5. Познайте с помощью органов чувств ручку и опишите ступени чувственного познания.
6. Займитесь рациональным познанием ручки. Дайте характеристику основным ступеням рационального познания.
7. Что представляет собой познание как процессуальная деятельность? Как можно применить свои знания о процессуальном характере познания на практике?
8. В чем сходство и отличия между концепцией и теорией?