В текстоцентрической технологии обучения
Название индикатора | Лингвистические средства выражения индикатора |
1.Логико-функциональные индикаторы | а)… б)… в)…; 1)… 2)… 3)…; вначале, далее, затем, как было уже упомянуто, в итоге, подводя итог и т.п. |
2. а) Когезивно-вербальные индикаторы (связующие лексические индикаторы) и б) когезивно-невербальные индикаторы (схемы, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и т.п.), сочетающиеся с описанием или комментарием к ним | а) лексико-тематические линии, скрепляющие часть текста или весь текст, за счет повторов или повторов с заменой лексической единицы в предыдущем предложении на лексическую единицу в последующем предложении, например, прибор – он – устройство – новая разработка и т.п. б) графическое средство и текст его описания представляют собой когезивное единство, в котором мы прослеживаем отношения идентификации или эквивалентности. |
3.Индикатор тематической прогрессии, т.е. продвижения от известной или упомянутой информации к новой информации, ради которой и создан текст. Принятые аббревиатуры: ИИ – известная информация НИ – новая информация | Доктор (ИИ) приехалпоздновечером (НИ). Он (ИИ) привез с собой массу еще не решенных проблем (НИ). Этот человек (ИИ) привык сам принимать решения и нести ответственность за них (НИ). (Обозначения: ИИ – известная информация, НИ – новая информация). |
4.Темпоральный (временной) индикатор | хронология описания событий, биографий, открытий и т.п. с указанием года в начале предложения (т.е. даты, периоды и т.п.) |
5.Квалитативный (качественный) индикатор | Например: высокий, ровный, современный, предпочтительный (уровень) – каждое из качеств требует дальнейшего развития мысли |
6.Квантитативный (количественный) индикатор | Например: два подхода, несколько примеров, такие недостатки – каждое указанное количество требует дальнейшего развития мысли |
7.Индикатор эврисемии (слова, обладающие общим широким значением, которое нужно наполнить конкретным содержанием) | Примеры индикаторов эврисемии: характеристики, проблема, требования, различие, трудности, случаи, методы идеи, причины и т.п. |
|
|
2. Сопровождение каждой лекции планом, заданиями и презентациями, которые помогают обучающимся представить логику контента, его основные смысловые моменты, провести обобщение, обратиться к средствам контроля понятой информации.
3. Организация преподавателем системы работы с текстом учебного пособия, имея ввиду, что только текст является основой, центром всего философско-гуманитарного мышления[8].
4. Понимание, что текст – это ядро информации, способ ее изложения и источник создания продукта восприятия информации в виде вторичного текста.
|
|
5. Привлечение положений такой науки, как лингвистика текста[9] в сочетании с текстоцентрической технологией, разработанной в ходе проведения педагогического исследования с целью научения обучающихся видеть в средствах организации информации логические и лексические индикаторы[10].
Приведем описание хода лекции с привлечением текстоцентричекой технологии.
1. Сообщение преподавателем темы лекции и резюме по теме лекции.
2. Предъявление обучающимся проблемных вопросов преподавателя и поиск обучающимися ответов на них в тексте лекции, предъявляемой в печатном виде.
3. Выполнение заданий преподавателя обучающимися, работа с контентом текста лекции, выявление индикаторов разного рода, классифицирование их на логические и лексические и с их помощью продуцирование вторичных текстов.
4. Разбор и обсуждение в ходе работы с текстом лекции, презентации по теме лекции, используя которую обучающиеся будут излагать содержание лекции на семинарском занятии. Так презентация, с одной стороны, есть средство обучения, а, с другой стороны, она становится средством мониторинга знаний обучающихся, что помогает убрать из процесса продуцирования вторичного текста большое количество индикаторов-опор для изложения информации и помогает обучающимся перейти к более сложному уровню понимания излагаемой информации с привлечением таких интеллектуальных процессов, как обобщение, компрессия, резюмирование, выделение главного и второстепенного и т.п.
5. Рассмотрение на семинарском занятии вопросов плана лекции, согласно которому обучающиеся уже работали под руководством преподавателя; составление глоссария, включающего триаду «понятие-термин-дефиниция», определение индикаторов средств организации текста и способов их выражения, которые представляют собой неизменную часть средств организации любого узкоспециального текста.
6. Написание в качестве самостоятельной работы обучающихся эссе, причем тема определяется преподавателем индивидуально для каждого, а также выполнение итоговых контрольных заданий, приведенных в конце лекции. Эссе, написанное обучающимися, должно содержать те логические и лексические индикаторы, которые изучались и выделялись в текстовом построении лекции.
7. Придание каждой лекции статуса отдельного тематического модуля, т.е. эпистемы, владение информацией которого проверяется у обучающихся на следующих ключевых контрольных компонентах:
а) изложение информации с помощью подготовленной приведенной в учебном пособии презентации;
б) написание эссе (100 слов);
в) составление глоссария;
г) выполнение итоговых контрольных заданий, включенных в текст лекции;
д) изложение дополнительной информации к теме лекции, причем поиск информации осуществляется самостоятельно.
Предлагаемая технология текстоцентрического подхода помогает развить систему базовых лингвистических знаний, умений, навыков (традиционная базовая знаниево-центристская образовательная парадигма) и компетенций (личностно-ориентированная образовательная парадигма в ее трех направлениях – компетентностно-ориентированная, субъектно-личностная, сетевая и смыслодеятельностная), перечень знаний, умений, навыков и компетенций показан в таблице 16.
Таблица 16
Знания, умения, навыки и компетенции, развиваемые