Основные черты | Ситуации психологического комфорта | Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации |
Повышенная утомляемость, особенно при умственной работе, которая проявляется во всем внешнем виде подростка, на фоне развивающегося утомления могут происходить кратковременные аффективные вспышки (раздражение, гнев, слезы). Типичной чертой является склонность к ипохондрии: подростки очень внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно лечатся, укладываются в постель, подвергаются осмотрам и обследованиям. Психофизиологическому состоянию астено-невротиков присуща особая цикличность в течение суток, недели, четверти. Наибольшая стеничность (подъем) на 2-3 уроке, в начале учебной недели, в начале четверти. Это время для успеха. Подростки этого типа очень амбивалентны: с одной стороны, это отношение к себе как к слабому, с другой – "Я все могу". | Наличие теплых заботливых отношений со стороны близких, комфортная, наполненная любовью и взаимным доверием атмосфера в семье. Оптимистические установки в семье, ее эмоционально-интеллектуальное богатство, общие для членов семьи и увлечения. Психологический комфорт астено-невротиков возрастает при наличии интеллектуальных, накопительских и эстетических хобби. Астено-невротики тянутся к сверстникам, скучают без них, но в процессе общения быстро устают и ищут одиночества или общения с одним близким другом. В одиночестве стремятся пассивно отдохнуть, предаются различным мечтаниям, которые более или менее реальны, всегда имеют честолюбивый оттенок (“Я все могу”). | Воспитание в тревожно-мнительной атмосфере, в культе болезней. Воспитание по типу "кумир семьи". Маятниковое воспитание (я тебя люблю – я тебя ненавижу). Воспитание в условиях противоречивых требований, в условиях жестких взаимоотношений, в условиях эмоционального отвержения ребенка. Непереносимы ситуации публичной неудачи, насмешки, издевательства более сильных и нахальных сверстников, т.к. астено-невротики честолюбивы и стремятся к успеху во всем, что для них значительно. Нежелательны события, провоцирующие ипохондричность (сомнения близких по поводу здоровья, внешнего вида подростка и т.п.). Накопившаяся за определенный период усталость может выплеснуться раздражением, гневом, слезами в ответ на вроде бы безобидное замечание, легкую критику и т.п. (эффект "последней капли"). |
Таблица 8
АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП – индивидуальный подход и коррекция
Общие требования
| Индивидуальный подход и коррекция | |
в урочной деятельности | по внеурочной деятельности | |
Воспитание в условиях заботы, любви, оптимизма, согласия и единства требований к ребенку со стороны взрослых. Создание условий для здорового образа жизни. Профилактика и лечение хронических заболеваний, ведущих к астенизации. Терпеливое, заботливое, но не "теплично"-попустительское отношение к подростку. Позиция снисходительности к промахам и неудачам подростка, их умелое вуалирование и, напротив, акцентирование внимания на успех. Доброжелательность и спокойствие при общении с подростком. Включение его во взаимодействие в период подъема и предоставление возможности для отдыха в период утомления. Недопустима шутливо-насмешливая "стимуляция" астено-невротика. Необходима разумная организация режима дня. | Доброжелательное, поддерживающее взаимодействие с подростком, использование для интенсивной учебной работы с подростком периоды подъема (как правило: 2-3 урок, начало недели, начало и середины четверти). Снижение нагрузки за счет тщательной подготовки подростка к работе, составление плана деятельности в индивидуальном темпе. Нежелательны неожиданные вопросы, задания, необходимо дать время для подготовки. Эффективны задания гипотетического характера, которые не содержат неверных решений. Сложные задания лучше разбить на части с анализом и поддержкой на каждом этапе. Крайне нежелательно прямое негативное сравнение с более успешными одноклассниками. Оценку деятельности лучше давать индивидуально, аргументировано с акцентом на положительных моментах. | Поручения астено-невротические подростки охотно исполняют, если они не связаны с интенсивным взаимодействием со сверстниками, с необходимостью организовать, руководить; не связаны с долгосрочной ответственностью; не слишком длительны и утомительны. Организатор и участник дел в сфере интересов, не носящих остро соревновательный характер. Внушение: хороший товарищ, интересный собеседник, неординарная личность, способен достичь успеха в значимой деятельности. Обучение: рациональному планированию своей деятельности (прежде всего не накапливать невыполненные дела!), самоконтролю своего поведения, саморегуляции психофизического состояния, умению общаться. Воспитательные воздействия: намек, ласковый упрек, проявление внимания, заботы, поощрение успеха. |
Таблица 9