№ задания | Цель задания | Исходный диагностический инструментарий | Диагностический материал | Содержание задания | Содержание проб | |
Третья серия заданий Цель: изучение особенностей осязательного обследования при анализе и идентификации формы, величины, конфигурации предметов в условиях зрительно-осязательного и осязательно-зрительного восприятия. | ||||||
1 | Изучение возможности детей воспринимать и идентифицировать форму образцов одинаковой величины и цвета. | Л.А. Ремезова: изучение особенностей осязательного обследования при анализе и идентификации формы, величины предметов в условиях зрительно-осязательного и осязательно-зрительного восприятия
Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида | Ширма-коробка с плоской площадкой на ее верхней части, которая располагалась перед испытуемым на столе. С правой и левой сторон ширмы – отверстия для рук. Задняя стенка ширмы отсутствует. Плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | На площадку выкладываются объекты для зрительного ознакомления. Во внутрь ширмы - тест-объекты для осязательного ознакомления. Ввиду отсутствия задней стенки экспериментатор имеет возможность наблюдать за действиями ребенка при осязательном восприятии объектов. Предполагается два варианта заданий во всех пяти заданиях. 1 вариант. Идентификация формы объекта (величины, предмета) осязательным способом при предъявлении образца для зрительного восприятия. Ребенку показываются и называются все объекты, которые затем помещались за ширму. После этого экспериментатор располагает один из объектов на верхней площадке ширмы. Ставится задача внимательно его осмотреть и найти такой же с помощью осязания среди объектов, размещенных за ширмой (с целью выключения зрения из акта восприятия). 2 вариант. Идентификация формы объекта (величины, предмета) зрительным способом при предъявлении образца для тактильного восприятия. Ребенку предлагается ощупать объект, размещенный за ширмой, а затем зрительно найти такой же среди объектов, расположенных перед ним.
| Идентификация формы плоскостных геометрических фигур. Каждый ребенок в каждом варианте знакомится с четырьмя фигурами и дает четыре ответа (всего восемь) | |
2 | Изучение возможности детей воспринимать и идентифицировать форму объемных тел одинаковой величины, цвета, фактуры. | Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида | Объемные геометрические тела: куб, треугольная призма, цилиндр, параллелепипед (кирпичик), изготовленные из дерева. | Идентификация формы объемных геометрических тел. Каждый ребенок в каждом варианте знакомится с пятью фигурами и дает пять ответов (всего десять) | ||
3 | Изучение возможности находить образцы, идентичные по величине. | Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида | Плоскостные геометрические фигуры: треугольники и квадраты трех величин (всего шесть фигур). | Идентификация величины плоскостных геометрических фигур. Каждый ребенок в каждом варианте знакомится с шестью фигурами и дает шесть ответов (всего двенадцать) | ||
4 | Изучение возможности находить объемные тела, по величине соответствующие образцу. | Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида | Деревянные кубы и треугольные призмы трех величин (всего шесть фигур). | Идентификация величины объемных геометрических тел. После зрительного или осязательного ознакомления с тест-фигурой детям предлагается осязательным или зрительным способом найти фигуру такой же величины среди трех других (например, найти маленький кубик среди других кубиков: маленького, среднего и большого). Каждый ребенок в каждом варианте знакомится с шестью фигурами и дает шесть ответов (всего двенадцать) | ||
5 | Изучение возможности выделения системы признаков в процессе обследования и сличения предметов, хорошо знакомых детям. | Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида | Набор из пяти мелких деревянных игрушек: чашка, чайник, пирамидка, матрешка, гриб. | Идентификация предметов. Предметы предъявляются детям в одной и той же последовательности, в одном пространственном положении. Каждый ребенок в каждом варианте знакомится с пятью предметами и дает пять ответов (всего десять) | ||
Критерии оценки: умение правильно идентифицировать образец, характер ощупывающих движений.
| ||||||
Ранжирование данных в три уровня: высокий – правильное выполнение всех проб, входящих в задание; средний – выполнение задания с одной ошибкой, отсутствие стремления к осязательному обследованию образца; низкий – выполнение задания с двумя и более ошибками, отсутствие стремления к осязательному обследованию образца.
| ||||||
Таблица 4