XYZ -анализ ассортимента

АВС-анализ ассортимента продукции следует дополнить XYZ-анализом.

XYZ-анализ – математически-статистический метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж отдельных видов товаров и колебания уровня потребления ресурсов. Этот метод применяется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объема спроса или оборачиваемости товара.

Метод XYZ-анализа сходен с АВС-анализом и основывается на том же принципе - товары подразделяются на три группы X,Y,Z, исходя из значения коэффициента вариации за определенный период времени. XYZ-анализ проводим на основе данных о реализации продукции за год в натуральном выражении. Анализ проводим в следующей последовательности:

1) используя данные о реализации продукции за год определяем средний объем реализации по каждой группе ();

2) определяем среднеквадратическое отклонение объема продаж по каждой группе по формуле:

,

где xi – объем продаж в месяц;

 - средний объем продаж за год;

n – количество периодов.

 

3) определяем коэффициент вариации по формуле:

.

Расчеты коэффициента вариации проводятся в таблице 4.

 

Таблица 4 - XYZ-анализ ассортимента продукции

Наименование продукции

Объем продаж

Средний объем продаж

Средне-квадратическое отклонение

Коэффициент вариации, %

I кв. II кв. III кв. IV кв.

Молоко свежее

87 000

91 000

90 000

89 500

89 375

1473,7

1,65

Молоко топленое

8 350

16 500

18 000

16 700

14 888

3818,1

25,65

Молочный коктейль

2 000

6 000

5 000

4 000

4 250

1479,0

34,80

Кефир

59 000

60 000

65 000

62 800

61 700

2360,1

3,83

Ряженка

7 500

9 500

6 600

8 200

7 950

1059,5

13,33

Сливки

6 000

6 400

6 700

6 500

6 400

255,0

3,98

Йогурт

10 000

20 000

23 000

15 000

17 000

4949,7

29,12

Сыворотка

3 000

7 500

9 350

5 600

6 363

2350,9

36,95

Закваска молочная

2 100

2 200

2 000

2 300

2 150

111,8

5,20

Айран

480

2 780

3 000

2 200

2 115

988,2

46,72

Итого

185 430

221 880

228 650

212 800

212 190

 

 

 

Порядок расчета показателей по продукции «Молоко свежее».

Средний объем продаж:

 руб.

 

Среднеквадратическое отклонение:

=1473,7

 

Коэффициент вариации:

=1.65%

 

4) проводим ранжирование товаров в порядке возрастания коэффициента вариации;

5) определяем группы X, Y и Z. При делении на группы используем следующие границы значений коэффициента вариации:

< 15% - класс X

15 – 25% - класс Y

> 25% - класс Z

Ранжирование товаров по значению коэффициента вариации и определение групп товаров представлено в таблице 5. При формулировке вывода следует учитывать:

- товары категории X характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, высокими возможностями прогноза продаж. Коэффициент вариации по данному наименованию минимальный.

- товары категории Y имеют колебания в спросе и как следствие, средний прогноз продаж. Отклонение от средней величины продаж существует, но оно колеблется в разумных пределах – в пределах 13-25%.

- категория Z – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25%.

 

Таблица 5 - Результаты XYZ-анализа ассортимента продукции

Наименование продукции Коэффициент вариации, % Категория продуктов

Молоко свежее

1,6

X

Кефир

3,8

Сливки

4,0

Закваска молочная

5,2

Ряженка

13,3

Y

Молоко топленое

25,6

Йогурт

29,1

Z

Молочный коктейль

34,8

Сыворотка

36,9

Айран

46,7

Далее необходимо совместить полученные результаты. Для этого на основании результатов АВС и XYZ-анализа заполняется матрица, в которой каждый товар будет включен в одну из 9 групп (таблица 6).

 

Таблица 6 – Результаты АВС-XYZ-анализа

Категории продукта

X

Y

Z

А

Молоко свежее

Кефир

 

Йогурт

В

Сливки

Молоко топленое

Ряженка

 

С

Закваска молочная   Сыворотка Молочный коктейль Айран

 

По результатам расчетов следует выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для предприятия группы товаров:

- наиболее выгодными товарными группами являются АХ, ВХ, AY - группы, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли.

- к числу групп, нуждающихся в специальных мероприятиях по повышению их эффективности, относятся BY и CY. Данные группы обладают достаточным потенциалом, но для того, чтобы они перешли в группу выгодных товаров, необходимо оптимизировать ассортиментную и ценовую политику в отношении этих групп.

- к наименее прибыльным и плохо оборачиваемым товарам относятся сегменты BZ, CZ. Данные товарные группы требуют особого внимания со стороны руководства.

Задание: В соответствии с исходными данными провести анализ ассортимента продукции предприятия. Сформулировать выводы и рекомендации по формированию продуктового портфеля.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: