АВС-анализ ассортимента продукции следует дополнить XYZ-анализом.
XYZ-анализ – математически-статистический метод, позволяющий анализировать и прогнозировать стабильность продаж отдельных видов товаров и колебания уровня потребления ресурсов. Этот метод применяется для ранжирования и группирования ассортиментных позиций по степени прогнозируемости объема спроса или оборачиваемости товара.
Метод XYZ-анализа сходен с АВС-анализом и основывается на том же принципе - товары подразделяются на три группы X,Y,Z, исходя из значения коэффициента вариации за определенный период времени. XYZ-анализ проводим на основе данных о реализации продукции за год в натуральном выражении. Анализ проводим в следующей последовательности:
1) используя данные о реализации продукции за год определяем средний объем реализации по каждой группе ();
2) определяем среднеквадратическое отклонение объема продаж по каждой группе по формуле:
,
где xi – объем продаж в месяц;
- средний объем продаж за год;
|
|
n – количество периодов.
3) определяем коэффициент вариации по формуле:
.
Расчеты коэффициента вариации проводятся в таблице 4.
Таблица 4 - XYZ-анализ ассортимента продукции
Наименование продукции | Объем продаж | Средний объем продаж | Средне-квадратическое отклонение | Коэффициент вариации, % | |||
I кв. | II кв. | III кв. | IV кв. | ||||
Молоко свежее | 87 000 | 91 000 | 90 000 | 89 500 | 89 375 | 1473,7 | 1,65 |
Молоко топленое | 8 350 | 16 500 | 18 000 | 16 700 | 14 888 | 3818,1 | 25,65 |
Молочный коктейль | 2 000 | 6 000 | 5 000 | 4 000 | 4 250 | 1479,0 | 34,80 |
Кефир | 59 000 | 60 000 | 65 000 | 62 800 | 61 700 | 2360,1 | 3,83 |
Ряженка | 7 500 | 9 500 | 6 600 | 8 200 | 7 950 | 1059,5 | 13,33 |
Сливки | 6 000 | 6 400 | 6 700 | 6 500 | 6 400 | 255,0 | 3,98 |
Йогурт | 10 000 | 20 000 | 23 000 | 15 000 | 17 000 | 4949,7 | 29,12 |
Сыворотка | 3 000 | 7 500 | 9 350 | 5 600 | 6 363 | 2350,9 | 36,95 |
Закваска молочная | 2 100 | 2 200 | 2 000 | 2 300 | 2 150 | 111,8 | 5,20 |
Айран | 480 | 2 780 | 3 000 | 2 200 | 2 115 | 988,2 | 46,72 |
Итого | 185 430 | 221 880 | 228 650 | 212 800 | 212 190 |
|
|
Порядок расчета показателей по продукции «Молоко свежее».
Средний объем продаж:
руб.
Среднеквадратическое отклонение:
=1473,7
Коэффициент вариации:
=1.65%
4) проводим ранжирование товаров в порядке возрастания коэффициента вариации;
5) определяем группы X, Y и Z. При делении на группы используем следующие границы значений коэффициента вариации:
< 15% - класс X
15 – 25% - класс Y
> 25% - класс Z
Ранжирование товаров по значению коэффициента вариации и определение групп товаров представлено в таблице 5. При формулировке вывода следует учитывать:
- товары категории X характеризуются стабильностью продаж и, как следствие, высокими возможностями прогноза продаж. Коэффициент вариации по данному наименованию минимальный.
|
|
- товары категории Y имеют колебания в спросе и как следствие, средний прогноз продаж. Отклонение от средней величины продаж существует, но оно колеблется в разумных пределах – в пределах 13-25%.
- категория Z – товары с нерегулярным потреблением, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогноза продаж невысокая. Коэффициент вариации превышает 25%.
Таблица 5 - Результаты XYZ-анализа ассортимента продукции
Наименование продукции | Коэффициент вариации, % | Категория продуктов |
Молоко свежее | 1,6 | X |
Кефир | 3,8 | |
Сливки | 4,0 | |
Закваска молочная | 5,2 | |
Ряженка | 13,3 | Y |
Молоко топленое | 25,6 | |
Йогурт | 29,1 | Z |
Молочный коктейль | 34,8 | |
Сыворотка | 36,9 | |
Айран | 46,7 |
Далее необходимо совместить полученные результаты. Для этого на основании результатов АВС и XYZ-анализа заполняется матрица, в которой каждый товар будет включен в одну из 9 групп (таблица 6).
Таблица 6 – Результаты АВС-XYZ-анализа
Категории продукта | X | Y | Z |
А | Молоко свежее Кефир |
| Йогурт |
В | Сливки | Молоко топленое Ряженка |
|
С | Закваска молочная | Сыворотка Молочный коктейль Айран |
По результатам расчетов следует выделить наиболее выгодные и наименее прибыльные для предприятия группы товаров:
- наиболее выгодными товарными группами являются АХ, ВХ, AY - группы, которые обеспечивают наибольший вклад в товарооборот и формирование прибыли.
- к числу групп, нуждающихся в специальных мероприятиях по повышению их эффективности, относятся BY и CY. Данные группы обладают достаточным потенциалом, но для того, чтобы они перешли в группу выгодных товаров, необходимо оптимизировать ассортиментную и ценовую политику в отношении этих групп.
- к наименее прибыльным и плохо оборачиваемым товарам относятся сегменты BZ, CZ. Данные товарные группы требуют особого внимания со стороны руководства.
Задание: В соответствии с исходными данными провести анализ ассортимента продукции предприятия. Сформулировать выводы и рекомендации по формированию продуктового портфеля.