МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Автор-составитель:
Сонникова Ольга Валерьевна,
Учитель-логопед ГБОУ РК ЦДК
Петрозаводск
2018
Пояснительная записка
В январе 2017 г. проводился мониторинг по вопросу необходимости корректировки и редактирования сборника «Методические рекомендации по постановке логопедических заключений учителями – логопедами», составленного и опубликованного в 2012 году[1].
Учителями – логопедами территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (в дальнейшем – ТПМПК) республики Карелия были высказаны различные предложения и вопросы, среди них:
1. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития желательно рассматривать речевые нарушения на основе психолого-педагогической классификации Левиной Р.Е. и медико-психологической классификации как у детей с нормой интеллекта.
2. Допустимо ли в логопедическом заключении обучающихся 4 – 9 классов с умственной отсталостью нарушения письменной речи формулировать как нарушение формирования процессов чтения и письма?
|
|
3. Есть предположение, что дети с фонетико-фонематическим, фонетическим нарушением речи, с билингвизмом не должны относиться к детям с ограниченными возможностями здоровья (в дальнейшем – ОВЗ).
4. Если у обучающегося выявляется дизорфография, рекомендуем ли работу с логопедом?
5. Как составлять логопедическое заключение для детей с расстройствами аутистического спектра?
6. Есть ли необходимость в заключении ПМПК указывать степень нарушения слуха?
Обсуждения логопедических заключений проходили на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Карелия «Центр диагностики и консультирования» (далее - ГБОУ РК ЦДК). В рабочую группу были приглашены учителя-логопеды ТПМПК, учителя-логопеды медицинских учреждений, специалисты Карельского института развития образования, специалисты центральной ПМПК (далее – ЦПМПК).
В ходе заседаний рабочей группы большинством голосов приняты следующие решения:
1. Изменить формулировки логопедических заключений у детей:
· дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее – ЗПР),
· с билингвизмом,
· с нарушениями слуха.
2. Добавить в сборник «Методические рекомендации по составлению логопедического заключения» раздел «Дети с расстройствами аутистического спектра».
«Методические рекомендации для учителей-логопедов по составлению логопедического заключения» являются результатом обобщения проведенной вышеназванной работы, совместной исследовательской деятельности всех членов ЦПМПК, а также личного профессионального опыта учителя-логопеда ГБОУ РК ЦДК Сонниковой Ольги Валерьевны.
|
|
Дети с сохранным интеллектом
Ранний возраст
Отставание в речевом развитии ребенка до 3 лет характеризуется как задержка речевого развития.
При выявлении выраженных тяжелых речевых нарушений у детей до 3-х лет используются логопедические заключения, рекомендованные для дошкольного возраста (см. далее).
Дошкольный возраст
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста определяются на основе:
1. Психолого-педагогической классификации: фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое нарушение речи, общее недоразвитие речи I, II, III уровня, общее недоразвитие речи IV уровня или нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
2. Клинико-педагогической классификации: дислалия, дизартрия, алалия, нарушения голоса, ринолалия, афазия, заикание, нарушения темпа речи, нарушения письменной речи.
Примерные формулировки логопедических диагнозов:
· Общее недоразвитие речи II - III уровня. Синдром дизартрии.
· Общее недоразвитие III уровня. Клоническое заикание дыхательно - голосовой локализации легкой степени тяжести.
· Общее недоразвитие речи I - II уровня. Моторная алалия с сенсорным компонентом.
· Фонетико-фонематическое нарушение речи. Функциональная полиморфная дислалия.
Школьный возраст
У детей школьного возраста обязательно обследуется письменная речь: чтение и письмо. Выявленные нарушения письменной речи рекомендуется обозначать следующим образом:
В 1 классе первого полугодия – трудности в овладении письменной речью (или чтением и письмом).
В период с 1 класса второго полугодия до 2 класса 1 полугодия – нарушения процессов формирования чтения и письма.
Если у младшего школьника имеются нарушения устной речи, их необходимо указать в логопедическом заключении.
Со 2 класса 2 полугодия в логопедическом заключении первоначально указываются нарушения письменной речи – дисграфия, дислексия. Виды дисграфии и дислексии см. в классификациях Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева.
С 5 класса нарушения устной речи у учащихся характеризуются, в первую очередь, с учетом клинико-педагогического подхода. Имеющиеся нарушения на уровне всех языковых средств педагогически определяются как несформированность (или недостаточная сформированность) всех средств языка.
Данный подход объясняется тем, что в начальной школе уже учтены все возможные сроки пролонгации этапов речевого развития, которые в норме должны заканчиваться в 6 – 7 лет.
Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются стойкие ошибки, связанные с неусвоением правил русского языка, ставится дизорфография. Данное нарушение может возникать и на начальном уровне обучения.
Примерные формулировки логопедических заключений:
- Трудности в овладении чтением и письмом. Общее недоразвитие речи II-III уровня. Моторная алалия.
- Нарушения процессов формирования чтения и письма. Общее недоразвитие речи III уровня.
- Смешанная дисграфия. Смешанная дислексия. Общее недоразвитие речи III уровня.
- Акустическая дисграфия. Фонематическая дислексия.
- Дизорфография.
Дети с задержкой психического развития
Дошкольный возраст
В логопедическом заключении речевые нарушения у детей дошкольного возраста с ЗПР указываются с учетом психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций.
Использование психолого-педагогической классификации речевых нарушений: фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое нарушение речи, общее недоразвитие речи I, II, III уровня, общее недоразвитие речи IV уровня или нерезко выраженное общее недоразвитие речи для детей дошкольного возраста с ЗПР объясняется:
|
|
· в первую очередь, возможным отставанием (или замедленным темпом), нарушением речевого развития,
· во вторую очередь, тем, что ЗПР не является интеллектуальным дефектом.
Логопедическое заключение: «Недостаточная сформированность (или несформированность) всех средств языка» рекомендуется прописывать детям с ЗПР после 7 лет, когда закончены этапы речевого развития.
При наличии клинических проявлений следует использовать клинико-педагогическую классификацию.
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Общее недоразвитие речи II – III уровня у ребенка с задержкой психического развития (см. диагноз психиатра). Стертая дизартрия.
· Общее недоразвитие речи I уровня у ребенка с синдромом Дауна (см. диагноз психиатра).
Школьный возраст
В логопедическом заключении у детей школьного возраста с ЗПР указываются нарушения письменной и устной речи (см. выше школьный возраст детей с нормой интеллекта).
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Трудности в овладении чтением и письмом. Несформированность всех средств языка у ребенка с задержкой психического развития (см. диагноз психиатра). Стертая форма дизартрии.
· Смешанная дисграфия. Смешанная дислексия. Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с задержкой психического развития (см. диагноз психиатра).