Дети с задержкой психического развития

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

 

 

 

 

Автор-составитель:    

Сонникова Ольга Валерьевна,

Учитель-логопед ГБОУ РК ЦДК         

 

Петрозаводск

 2018

Пояснительная записка

В январе 2017 г. проводился мониторинг по вопросу необходимости корректировки и редактирования сборника «Методические рекомендации по постановке логопедических заключений учителями – логопедами», составленного и опубликованного в 2012 году[1].

Учителями – логопедами территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (в дальнейшем – ТПМПК) республики Карелия  были высказаны различные предложения и вопросы, среди них:

1. У детей   дошкольного возраста с задержкой психического развития желательно рассматривать речевые нарушения на основе психолого-педагогической классификации Левиной Р.Е. и медико-психологической классификации как у детей с нормой интеллекта.  

2. Допустимо ли в логопедическом заключении обучающихся  4 – 9 классов с умственной отсталостью нарушения письменной речи формулировать как  нарушение формирования процессов чтения и письма?     

3. Есть предположение, что дети с фонетико-фонематическим, фонетическим нарушением речи, с билингвизмом не должны относиться к детям с ограниченными возможностями здоровья (в дальнейшем – ОВЗ).

4. Если у обучающегося выявляется  дизорфография, рекомендуем ли работу с логопедом?

5. Как составлять логопедическое заключение для детей с расстройствами аутистического спектра?

6. Есть ли необходимость в заключении ПМПК указывать степень нарушения слуха?

 

Обсуждения логопедических заключений проходили на базе государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Карелия «Центр диагностики и консультирования» (далее -  ГБОУ РК ЦДК). В рабочую группу были приглашены учителя-логопеды ТПМПК, учителя-логопеды медицинских учреждений, специалисты Карельского института развития образования, специалисты центральной ПМПК (далее – ЦПМПК).

В ходе заседаний рабочей группы большинством голосов приняты следующие решения:

1. Изменить формулировки логопедических заключений у детей:

· дошкольного возраста с задержкой психического развития (далее – ЗПР),

· с билингвизмом,

· с нарушениями слуха.

2. Добавить в сборник  «Методические рекомендации по составлению логопедического заключения» раздел «Дети с расстройствами аутистического спектра».

 

 

«Методические рекомендации для учителей-логопедов по составлению логопедического заключения» являются результатом обобщения проведенной вышеназванной работы, совместной исследовательской деятельности всех членов ЦПМПК, а также личного профессионального опыта учителя-логопеда ГБОУ РК ЦДК Сонниковой Ольги Валерьевны.

 

Дети с сохранным интеллектом

Ранний возраст

Отставание в речевом развитии ребенка до 3 лет характеризуется как задержка речевого развития.

При выявлении выраженных тяжелых речевых нарушений у детей до 3-х лет используются логопедические заключения, рекомендованные для дошкольного возраста (см. далее).

Дошкольный возраст

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста определяются на основе:

1. Психолого-педагогической классификации: фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое нарушение речи, общее недоразвитие речи I, II, III уровня, общее недоразвитие речи IV уровня или нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

2. Клинико-педагогической классификации: дислалия, дизартрия, алалия, нарушения голоса, ринолалия, афазия, заикание, нарушения темпа речи, нарушения письменной речи.

Примерные формулировки логопедических диагнозов:

· Общее недоразвитие речи II - III уровня. Синдром дизартрии.

· Общее недоразвитие III уровня. Клоническое заикание дыхательно - голосовой локализации легкой степени тяжести.

· Общее недоразвитие речи I - II уровня. Моторная алалия с сенсорным компонентом.

· Фонетико-фонематическое нарушение речи. Функциональная полиморфная дислалия.

 

Школьный возраст

У детей школьного возраста обязательно обследуется письменная речь: чтение и письмо. Выявленные нарушения письменной речи рекомендуется обозначать следующим образом:

В 1 классе первого полугодия – трудности в овладении письменной речью (или чтением и письмом).

В период с 1 класса второго полугодия до 2 класса 1 полугодия – нарушения процессов формирования чтения и письма.

Если у младшего школьника имеются нарушения устной речи, их необходимо указать в логопедическом заключении.

Со 2 класса 2 полугодия   в логопедическом заключении первоначально указываются нарушения письменной речи – дисграфия, дислексия. Виды дисграфии и дислексии см. в классификациях Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева.

С 5 класса нарушения устной речи у учащихся характеризуются, в первую очередь, с учетом клинико-педагогического подхода. Имеющиеся нарушения на уровне всех языковых средств педагогически определяются как несформированность (или недостаточная сформированность) всех средств языка.

Данный подход объясняется тем, что в начальной школе уже учтены все возможные сроки пролонгации этапов речевого развития, которые в норме должны заканчиваться в 6 – 7 лет.

Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются стойкие ошибки, связанные с неусвоением правил русского языка, ставится дизорфография. Данное нарушение может возникать и на начальном уровне обучения.

Примерные формулировки логопедических заключений:

  • Трудности в овладении чтением и письмом. Общее недоразвитие речи II-III уровня. Моторная алалия.
  • Нарушения процессов формирования чтения и письма. Общее недоразвитие речи III уровня.
  • Смешанная дисграфия. Смешанная дислексия. Общее недоразвитие речи III уровня.
  • Акустическая дисграфия. Фонематическая дислексия.
  • Дизорфография.

Дети с задержкой психического развития

Дошкольный возраст

В логопедическом заключении речевые нарушения у детей дошкольного возраста с  ЗПР указываются с учетом психолого-педагогической и клинико-педагогической классификаций.

Использование психолого-педагогической классификации речевых нарушений: фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое нарушение речи, общее недоразвитие речи  I, II, III уровня, общее недоразвитие речи IV уровня или нерезко выраженное общее недоразвитие речи для детей дошкольного возраста с ЗПР объясняется:

· в первую очередь, возможным отставанием (или замедленным темпом), нарушением речевого развития,

· во вторую очередь, тем, что ЗПР не является интеллектуальным дефектом.

Логопедическое заключение: «Недостаточная сформированность (или несформированность) всех средств языка» рекомендуется прописывать детям с ЗПР после 7 лет, когда закончены этапы речевого развития.

При наличии клинических проявлений следует использовать клинико-педагогическую классификацию. 

Примерные формулировки логопедических заключений:

·  Общее недоразвитие речи II – III уровня у ребенка с задержкой психического развития (см. диагноз психиатра). Стертая дизартрия.

· Общее недоразвитие речи I уровня у ребенка с синдромом Дауна (см. диагноз психиатра).

Школьный возраст

В логопедическом заключении у детей школьного возраста с ЗПР указываются нарушения письменной и устной речи (см. выше школьный возраст детей с нормой интеллекта).

Примерные формулировки логопедических заключений:

· Трудности в овладении чтением и письмом. Несформированность всех средств языка у ребенка с задержкой психического развития (см. диагноз психиатра). Стертая форма дизартрии.

· Смешанная дисграфия. Смешанная дислексия. Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с задержкой психического развития (см. диагноз психиатра).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: