Методические рекомендации по выполнению курсовых работдля студентов

1.Цель и задачи

 

Курсовая работа – важнейший элемент учебного процесса по изучению курса, способствующий подготовке бакалавров соответствующей квалификации в области информационных технологий и инструментальных методов в экономике. Выполнение курсовой является одной из форм самостоятельной работы студентов, приобщающей последних к научно-исследовательской деятельности.

Курсовая работа преследует цель расширения и углубления теоретических знаний и аналитических способностей студентов, приобретения ими практических навыков работы с цифровым материалом и литературными источниками. Работа должна выполняться с учетом новейших теоретических концепций в области систем искусственного интеллекта, включать теоретические и практические аспекты аналитического исследования по избранной теме. Желательно при написании работы использовать исходные данные конкретной организации. В качестве объекта исследования может быть выбрана любая организация вне зависимости от формы собственности, вида деятельности, отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы: промышленные, сельскохозяйственные, строительные предприятия, коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, организации торговли, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, образования и т.п., государственные органы, такие как администрации районного, городского, областного уровня, налоговые инспекции, органы госстатистики и прочие.

 

2.Содержание и структура

 

Курсовая работа обычно состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость, четко ставится цель и обозначается объект исследования, отражается уровень разработанности проблемы в специальной литературе.

Структура основной части работы приведена в прил.1.

В курсовой работе должны присутствовать аналитически обработанные данные в форме таблиц, схем, графиков, диаграмм, иллюстрирующие выбранный объект исследования, раскрывающиенекоторые неочевидные закономерности описания и анализа объекта или соответствующей проблемной ситуации. Если в курсовой работе рассматривается один из алгоритмов искусственного интеллекта, то необходимо оценить его достоинства и недостатки. В случае анализа проблемной ситуации необходимо вынести обоснованные оценки о сложившейсяситуации, о причинах успешных или негативных результатов деятельности объекта исследования.

В заключение делаются окончательные выводы по проведенному исследованию с указанием знаний, умений и навыков студента, использованных им в процессе постановки и решения поставленной задачи.

 

3.Организация выполнения работы

 

Процесс написания курсовой работы целесообразно выполнять в следующей последовательности:

· выбор темы;

· подбор и изучение литературы по теме исследования;

· составление плана;

· систематизация, обработка и анализ исходных данных по объекту исследования;

· написание текста работы.

Студенту необходимо серьезно подойти к теме курсовой работы. Рекомендованная тематика разрабатывается и утверждается на кафедре, в методических указаниях представленпримерный перечень тем, рекомендуется уточнять и конкретизировать тему совместно с научным руководителем. При выборе темы целесообразно учесть собственные научные интересы, оценить свои возможности. С самого начала студент должен, хотя бы в самых общих чертах, ориентироваться в сущности выбранной тематики, иметь представление о материалах, которые необходимы для проведения практического исследования.

Начать подготовку курсовой работы следует с просмотра лекций, учебных пособий по теме исследования, а затем перейти к работам исследовательского характера (монографиям, статьям и т.д.). При такой последовательности постепенно происходит накопление и углубление знаний.

Прочитав специальную литературу, необходимо с учетом плана курсовой работы продумать вопрос о том, где могут быть использованы эти источники и что следует законспектировать. Особенно важно обратить внимание на спорные вопросы, по которым в литературе ведутся дискуссии. Изучив позиции отдельных авторов, их аргументацию, сопоставив различные точки зрения, студент должен выработать свою позицию по отношению к ним. При подборе литературных источников студент должен воспользоваться предложенным списком, а также самостоятельно подобрать дополнительную литературу.

После ознакомления с литературой можно перейти к уточнению плана курсовой работы, раскрывающего узловые вопросы исследования и последовательность их рассмотрения и изложения.

По результатам обсуждения с руководителем списка изученной литературы и конкретизированного плана студент приступает к аналитической обработке исходных данных. При выполнении этого этапа следует использовать весь арсенал аналитических приемов, необходимых для проведения конкретного исследования. Обрабатывая цифровой материал, следует продумать вопрос о его оформлении, выбирая наиболее оптимальные и наглядные макеты аналитических таблиц, которые позволяли бы сделать обоснованные оценки и выводы.

После выполнения реализации алгоритма и анализа полученных результатов можно приступать к написанию текста.

Готовая работа не позднее пятнадцати дней до окончания семестра сдается на проверку руководителю.

Защита курсовой имеет целью выявить знания студентов по выбранной теме. Она включает в себя беседу со студентом по теоретическим и практическим вопросам и ответы на замечания, содержащиеся в отзыве руководителя и на полях работы.

При отсутствии защищенной работы студент не допускается к итоговой аттестации по дисциплине.

 

 

4. Правила оформления

 

При оформлении курсовой работы необходимо руководствоваться стандартом по написанию курсовых и дипломных работ, предусматривающим следующую последовательность расположения материала:

· Титульный лист;

· Содержание (оглавление);

· Введение;

· Основная часть (по главам);

· Заключение;

· Список литературы;

· Приложение.

Титульный лист оформляется по стандарту, приведенному в прил. 2.

Текст основной части работы делится на разделы и подразделы. Заготовки разделов печатаются симметрично тексту прописными буквами. Разделы начинаются с новой страницы. Внутри разделов разрядка на подразделы не производится. Заголовки подразделов печатаются с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки не допускается.

Разделы последовательно нумеруются в пределах всей работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела.

Все иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом "Рис." и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. У каждого рисунка должна быть подпись. Качество иллюстрации должно обеспечивать их четкое понимание. Иллюстрации помещаются после первой ссылки на них.

Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц. Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы над ее соответствующим заголовком помещают надпись "таблица" с указанием номера таблицы. Аналитические таблицы должны иметь название. Оценки и выводы в текстовой части даются со ссылкой на номер таблицы.

Для ссылки в тексте на источники следует указывать порядковый номер по списку источников, выделенный двумя квадратными скобками, например [2]. Если приводятся цитаты и цифровой материал из литературного источника, то в скобках ставится не только номер источника, но и номер страницы. Например, второй источник, страница 175 будет выглядеть следующим образом [2, с.175].

В списке литературных источников указываются монографии, учебные пособия, статьи. Литературу следует описывать по правилам, установленным стандартом. Источники следует располагать в порядке появления ссылок на них или по алфавиту.

При необходимости оформляется приложение. В него включаются объемные исходные и справочные данные, программный код, а также вспомогательные материалы, используемые в процессе анализа (например, схема машины логического вывода, конфигурация нейронной сети).

Все приложения должны быть пронумерованы, в т.ч. с указанием номеров страниц, продолжающих нумерацию текстовой части работы.

Работа оформляется с помощью текстового редактора на компьютере (12-14 шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала) на бумаге формата А4 (210´297мм). Общий объем курсовой работы (без приложения) должен быть в пределах 30-50 страниц. По стандарту нумерация страниц начинается с введения (с номера 3). Следует соблюдать следующие размеры полей: левое – не менее 20мм, правое – 10мм, верхнее и нижнее – не менее 20мм.

Работа должна быть представлена в скоросшивателе.

 


 

Список литературы:

1. Информатика: Учебник/ под ред. проф. Макаровой Н.В. – М., Финансы и статистика, 2003.

2. Информационные технологии управления /под ред. проф. Титоренко Г.А. – М., «ЮНИТИ», 2002.

3. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. – Санкт-Петербург, «ПИТЕР», 2001.

4. Балдин К.В., Уткин В.Б. Информатика: Учебник. – М., «ПРОЕКТ», 2003.

5. Программирование искусственного интеллекта в приложениях/ М. Тим Джонс; пер. с англ. – М.: ДМК Пресс, 2006.

6. Круглов В.В., Борисов В.В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика. – М.: Горячая линия – Телеком, 2002.

7. Рутковская Д., Пилиньский М., Рутковский Л. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы: пер. с польск. – М.: Горячая линия – Телеком, 2007.

8. Ширяев В.И. Финансовые рынки: Нейронные сети, хаос и нелинейная динамика: Учебное пособие. Изд. 4-е. – М.: КРАСАНД, 2011.

9. Информационные системы и технологии в экономике и управлении.: учебник под ред. В.В. Трофимова. – 3-е изд.: - М.: Изд-во Юрайт, 2011

10. Кричевский М.Д. Интеллектуальные методы в менеджменте. – СПб: Питер, 2005

11. Романов В.П.. Интеллектуальные информационные системы в экономике.- М.:2003

12. Тельнов Ю.Ф. Интеллектуальные информационные системы в экономике. - М.:2002

13. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации. М.:, 2000

14. Инновационное развитие экономики, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями/ Под ред. Мильнера.-М.: ИНФРА-М, 2010

15. Трифонов Ю.В. и др. Выбор эффективных решений в экономике в условиях неопределенности. – Н.Новгород:. Изд-во ННГУ, 1998

16. Трифонов Ю.В. и др. Информация: рынки, стимулы, модели. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2000

Правила оформления/ При оформлении курсовой работы необходимо руководствоваться стандартом по написанию курсовых и дипломных работ, предусматривающим следующую последовательность расположения материала: Титульный лист; Содержание (оглавление); Введение; Основная часть (главs); Заключение; Список литературы; Приложение.

Титульный лист оформляется по стандарту, приведенному в прил. 2.

Текст основной части работы делится на разделы и подразделы. Заготовки разделов печатаются симметрично тексту прописными буквами. Разделы начинаются с новой страницы. Внутри разделов разрядка на подразделы не производится. Заголовки подразделов печатаются с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной). Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки не допускается.

Разделы последовательно нумеруются в пределах всей работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой в конце. Введение и заключение не нумеруются. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждого раздела.

Все иллюстрации (кроме таблиц) обозначаются словом "Рис." и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. У каждого рисунка должна быть подпись. Качество иллюстрации должно обеспечивать их четкое понимание. Иллюстрации помещаются после первой ссылки на них.

Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблиц. Таблицы нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы над ее соответствующим заголовком помещают надпись "таблица" с указанием номера таблицы. Аналитические таблицы должны иметь название. Оценки и выводы в текстовой части даются со ссылкой на номер таблицы.

Для ссылки в тексте на источники следует указывать порядковый номер по списку источников, выделенный двумя квадратными скобками, например [2]. Если приводятся цитаты и цифровой материал из литературного источника, то в скобках ставится не только номер источника, но и номер страницы. Например, второй источник, страница 175 будет выглядеть следующим образом [2, с.175].

В списке литературных источников указываются монографии, учебные пособия, статьи. Литературу следует описывать по правилам, установленным стандартом. Источники следует располагать в порядке появления ссылок на них или по алфавиту.

При необходимости оформляется приложение. В него включаются объемные исходные и справочные данные, программный код, а также вспомогательные материалы, используемые в процессе анализа (например, схема машины логического вывода, конфигурация нейронной сети).

Все приложения должны быть пронумерованы, в т.ч. с указанием номеров страниц, продолжающих нумерацию текстовой части работы.

Работа оформляется с помощью текстового редактора на компьютере (12-14 шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала) на бумаге формата А4 (210´297мм). Общий объем курсовой работы (без приложения) должен быть в пределах 30-50 страниц. По стандарту нумерация страниц начинается с введения (с номера 3). Следует соблюдать следующие размеры полей: левое – не менее 20мм, правое – 10мм, верхнее и нижнее – не менее 20мм. Работа должна быть представлена в скоросшивателе.

Приложение 1.

План курсовой работы

 

Введение

Глава 1. Характеристика проблемной ситуации, обзор интеллектуальных систем для поиска решения данной проблемной ситуации, выбор конкретной интеллектуальной системы. Описание выходной информации и исходных данных.

Глава 2. Используемые математические методы и тип интеллектуальной системы (алгоритма). Особенности применения выбранного подхода к решению проблемной ситуации.

Глава 3. Анализ полученных результатов и выводы.

Заключение

Литература

Приложения


 

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: