Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

«Северо-Осетинская Государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

 

 

Кафедра биологической химии

 

 

Методические рекомендации

Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой  

ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ лечебного, педиатрического, МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО, СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО, ФАРМАЦЕФТИЧЕСКОГО факультетов К ПРАКТИЧЕСКим ЗАНЯТИям

По биологической химии

 

 

Владикавказ – 2010



СОДЕРЖАНИЕ:

Тема: «Химия белка. Биологические функции белков.

Аминокислотный состав. Общие свойства и методы

 их исследования»........................................................................................................... 5

 

Тема: «Структурная организация белковой молекулы»........................... 12

 

Тема: «Физико-химические свойства белков»............................................... 19

 

Тема: «Простые и сложные белки»......................................................................... 26

 

Тема: «Строение и общие свойства ферментов.

Особенности ферментативного катализа.

Классификация и номенклатура ферментов»................................................. 33

 

Тема: «Регуляция активности ферментов. Активаторы

и ингибиторы ферментов»........................................................................................... 39

 

ТЕМА: «Водорастворимые витамины»................................................................... 47

 

ТЕМА: «Жирорастворимые витамины».................................................................. 55

 

ТЕМА: «Энергетический обмен. Биологическое окисление»................ 61

 

Тема: «Общий путь катаболизма - цикл Кребса»............................................. 68

 

Тема: «Строение и общие свойства углеводов»........................................... 76

 

Тема: «Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте,

всасывание, транспорт в крови»........................................................................... 81

 

Тема: Катаболизм глюкозы. Анаэробное окисление глюкозы............ 88

 

Тема: «Аэробное окисление глюкозы»................................................................ 96

 

Тема: «Регуляция содержания сахара в крови»........................................... 102

 

ТЕМА: «Строение и свойства липидов, их классификация,

биологическая роль липидов».............................................................................. 111

 

ТЕМА: «Переваривание и всасывание липидов

в желудочно-кишечном тракте. Транспортные формы липидов...... 118

 

ТЕМА: «Окисление высших жирных кислот и кетоновых тел.

Синтез высших жирных кислот и метаболизм кетоновых тел»....... 123

 

ТЕМА: «Обмен триацилглицеридов. Биосинтез ТАГ.

Мобилизация жира из депо. Нарушение обмена ТАГ – ожирение». 129

ТЕМА: «Метаболизм холестерина и его регуляция. Нарушение

 липидного обмена - атеросклероз»................................................................... 134

 

ТЕМА: «Липопротеиновый спектр плазмы крови в норме и

при патологии. Теории развития атеросклероза.

Изменение ЛП – спектра при атеросклерозе».............................................. 140

 

ТЕМА: «Обмен сложных липидов. Пути биосинтеза сложных

липидов. Катаболизм фосфолипидов. Болезни накопления –

сфинголипидозы»........................................................................................................... 144

 

 

ТЕМА: «Переваривание, всасывание и гниение белков

в желудочно-кишечном тракте»............................................................................. 152

 

 

ТЕМА: «метаболизм аминокслот. общие пути катаболизма:

трансаминирование и декарбоксилирование аминокислот»......... 158

 

ТЕМА: «пути обезврежинания аммиака в организме.

орнитиновый цикл. методы количественного

определения мочевины и креатинина в моче»........................................... 164

 

ТЕМА: «особенности обмена отдельных аминокислот.

синтез креатина и креатинина, его количественное

определение»..................................................................................................................... 171

 

ТЕМА: «Обмен нуклеопротеидов. Определение мочевой

кислоты в моче (качественные реакции). Пуриновы

нуклеопротеиды»............................................................................................................. 179

 

ТЕМА: «Обмен нуклеопротеидов. Определение мочевой кислоты

в моче (качественные реакции). Пиримидиновые

нуклеопротеиды»............................................................................................................. 185

 

ТЕМА: «Обмен хромопротеидов. Распад гема. Определени

в крови и моче желчных пигментов»................................................................. 193

 

ТЕМА: «Нарушения пигментного обмена»........................................................ 200

 

 

ТЕМА: «механизм действия белково-пептидных гормонов»............... 208

 

ТЕМА: «инсулин. гормоны щитовидной железы»........................................ 215

 

ТЕМА: «стероидные гормоны».................................................................................. 221

 

ТЕМА: «эндокринопатии»............................................................................................. 227

 

ТЕМА: «Биохимия крови. Органический состав»......................................... 236

 

ТЕМА: «Биохимия крови. Электролитный состав»...................................... 242

 

ТЕМА: «Биохимия мочи. Органический состав мочи.

Минеральные компоненты мочи»......................................................................... 247

 

ТЕМА: «Биохимия мочи. Патологические составные

части мочи»......................................................................................................................... 251

 





Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию

По теме: «Химия белка. Биологические функции белков. Аминокислотный состав. Общие свойства и методы их исследования»

 

Исходный уровень знаний:

· Понятие о белковой молекуле.

· Функции белка.

· Что такое аминокислоты.

· Общая формула аминокислот.

· Понятие о заменимых и незаменимых аминокислотах.

· Основные и кислотные свойства аминокислот.

 

Студент должен знать: · Строение, свойства и функции белков. · Структуру, классификацию аминокислот. · Общие свойства аминокислот, обусловленные наличием амино- и карбоксильной групп. · Специфические свойства аминокислот. Студент должен уметь: · Написать структуру отдельных аминокислот. · Определить свойства аминокислот, обусловленные наличием амино- и карбоксильной групп. · Определить рН водных растворов аминокислот. · Провести реакции аминокислот с азотной кислотой (Ван-Слайка), с нингидрином и формальдегидом. · Анализировать полученные результаты и делать соответствующие выводы. Основная литература: · Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин «Биологическая химия», Москва, 2007, стр.19-20, 33-43. · Е.С. Северин «Биохимия», Москва 2003, стр.9-15. · Е.С. Северин «Биохимия с упражнениями и задачами», Москва 2008, стр.10-14. · Ф.С. Дзугкоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, Н.М. Амбарцумянц, С.Г.Дзугкоев «Биохимия основных процессов обмена веществ и гормональная регуляция» тестовые задания по курсу биологической химии, Владикавказ 2007, стр 3. · Ф.С. Дзугкоева, Э.А. Каряева, А.Е. Гурина, Н.М. Амбарцумянц, И.В. Можаева, С.Г. Дзугкоев, Е.А.Такоева «Руководство к практическим занятиям по биологической химии», часть 1, Владикавказ 2008, стр. 3-14. Дополнительная литература: · Е.А.Строев. Биологическая химия, Москва 1986. стр.24-35, 55-60. · Ленинджер Л. «Биохимия» Москва, 1976. стр.62-100, 102-127. · Д.М. Зубаирова, Е.А. Пазук «Биохимия» тестовые вопросы, Москва, 2008. стр7-14. ·  Е.С. Северин, Т.Л. Алейникова, Е.В. Осипов «Биохимия», Москва 2000, стр 5-7. · Уайт А. и др. Основы биохимии. Москва 1981. · Гринстейн Б., Гринстейн А. Наглядная биохимия, Москва 2000, стр.20-21, 62-63

Задания для работы

1. Заполните таблицу «Классификация аминокислот, основанная на полярности радикалов».

Неполярные R-группы Полярные, незаряженные R-группы Ароматические R-группы Отрицательно заряженные R-группы Положительно заряженные R-группы
         
         
         
         
         
         
         
         

 

2. Допишите определения:

1. Аминокислота это___________________________________

_________________________________________________________

 

2. Белки это_________________________________________

_________________________________________________________

 

3. Напишите формулы всех возможных дипептидов (6) из аминокислот лизина, пролина, глутаминовой кислоты. Назовите их.

 

 

4. Напишите формулы протеиногенных аминокислот, имеющих в своем составе гетероциклическое кольцо.

 

 

5. Напишите структуру аминокислот:

1. моноаминокарбоновых ____________________________________

 

2. диаминомонокарбоновых __________________________________

 

3. моноаминодикарбоновых __________________________________

 

6. Перечислите свойства аминокислот?

 

7. Напишите формулы дикарбоновых аминокислот. Дайте им рациональные и тривиальные названия. Обозначьте углеродные атомы греческими буквами.

 

 

8. Напишите проекционные формулы D и L-фенилаланина.

 

 

9. Перечислите:

1. гомоциклические аминокислоты_____________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________________________

 

2. гетероциклические аминокислоты___________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

 

Тестовые задания.

1. Укажите функции белков:

1. Гемоглобин; 2. Коллаген; 3. Эластин; 4. Муцин; 5. Инсулин; 6. Актин; 7. Иммуноглобулин; 8. Амелогенины; 9. Бета-глобулины; 10. ЛДГ; А. Структурная; Б. Каталитическая; В. Защитная; Г. Транспортная; Д. Сократительная; Е. Регуляторная.  

2. Подберите правильные характеристики АМК:

1. Лиз                   А. Содержит индольное кольцо

2. Сер                   Б. Иминокислота

3. Гис                        В. АМК с (+) зарядом

4. Три                    Г. Входит в состав коллагеновых белков

5. Про                    Д. Входит в состав фосфо- и гликопротеи-

                                дов

 

3. Серосодержащими аминокислотами являются:

1. Треонин;

2. Тирозин;

3. Цистеин;

4. Триптофан;

5. Метионин.

 

4. Иминокислотой является:

1. Глицин;

2. Цистеин;

3. Аргинин;

4. Пролин;

5. Серин.

 

5. Подберите правильные характеристики АМК:

1. Гис                   А. Гидрофильная с анионной группой

2. Лей                   Б. Гидрофильная с катионной группой

3. Сер                    В. Гидрофильная незаряженная

4. Лиз                    Г. Гидрофобная

5. Глу                    Д. Входит в состав альбуминов

6. Тир

7. Трп                        

 

6. Подберите правильные характеристики аминокислот

1.Иле    5.Сер    А. Полярная с катионной группой.

2.Асн    6. Про   Б. Полярная с анионной группой.

3.Глу     7. Мет   В. Полярная незаряженная.

4. Цис   8. Гис     Г. Неполярная

 

7. Подберите правильные характеристики АМК:

1.Лиз     А. Содержит индольное кольцо

2.Сер    Б. Иминокислота

3.Гис     В. АМК с (+) зарядом

4.Трп     Г. Входит в состав коллагеновых белков

              5. Про   Д. Входит в состав фосфо- и гликопротеидов.

 

8. Подберите правильные характеристики аминокислот

1. Гис                 А. Гидрофильная с анионной группой

2. Лей                Б. Гидрофильная с катионной группой

3. Сер                В. Гидрофильная незаряженная

4. Лиз                Г. Гидрофобная

5. Глу                 Д. Входит в состав альбуминов

6. Тир

7. Трп

 

9. Белки выполняют различные функции, кроме:

1. Структурной;

2. Каталитической;

3. Регуляторной;

4. Генетической;

    5. Рецепторной

 

10. Аминокислоты, имеющие гидрофобный радикал:

1. Тирозин;

2. Аланин;

3. Серин;

4. Треонин;

5. Цистеин.

 

11. Биполярный ион диаминомонокарбоновой кислоты заряжен:

1. Отрицательно;

2. Положительно;

3. Электронейтрален.

 

 

Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы к занятию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: