Содержание темы.
Математическая статистика - область современной математики, основанная на теории вероятностей и занятая поиском законов изменения и способов измерения случайных величин, обоснованием методов расчетов, производимых с такими величинами.
Математическая статистика возникла (XVII в) и развивалась параллельно с теорией вероятностей. Дальнейшее развитие математической статистики (вторая половина XIX - начало XX в) обязано, в первую очередь, П.Л. Чебышеву, А.А. Маркову, А.М. Ляпунову, а также К. Гауссу, А. Кетле, Ф. Гальтону, К. Пирсону и др.
В XX в. Наиболее существенный вклад в математическую статистику был сделан советскими математиками (В.И. Романовский, Е.Е. Слуцкий, А.Н. Колмогоров, Н.В. Смирнов).
Математическая статистика применяется не только в экономических науках, но и в педагогике, психологии, а также в других областях практической науки. В нашей повседневной жизни мы, сами о том не догадываясь, постоянно занимаемся статистикой. Хотим ли мы спланировать бюджет, рассчитать потребление бензина автомашиной, оценить усилия, которые потребуются для усвоения какого-то курса, с учетом полученных до сих пор отметок, предусмотреть вероятность хорошей и плохой погоды по метеорологической сводке или вообще оценить, как повлияет то или иное событие на наше личное или совместное будущее, — нам постоянно приходится отбирать, классифицировать и упорядочивать информацию, связывать ее с другими данными так, чтобы можно было сделать выводы, позволяющие принять верное решение.
Рассмотрим основные этапы простейшей статистической обработки данных:
1) сначала данные измерений упорядочивают и группируют;
2) составляют паспорт данных измерения, который состоит из основных числовых характеристик полученной информации;
3) затем составляют таблицы распределения данных;
4) с помощью таблиц распределения строят графики распределения данных в виде многоугольника распределения, гистограммы распределения или круговой диаграммы.
Введем основные понятия, необходимые нам для обработки ряда данных.
Каждое число, встретившееся в конкретном измерении, называют вариантой измерения.
Если среди всех данных конкретного измерения одна из вариант встретилась k раз, то число k называют кратностью этой варианты.
Если записать все варианты в порядке возрастания, начиная с наименьшей, то получим сгруппированный ряд данных.
Среднюю варианту в сгруппированном ряду данных называют медианой.
Модой называют количественное значение исследуемого признака, наиболее часто встречающееся в выборке.
Объем измерения – это количество вариант данного ряда.
Частное от деления суммы всех вариант на объем измерения называется средним (средним арифметическим).
Размах измерения –это разность между наибольшей и наименьшей вариантой.
Если кратность варианты разделить на объем измерения, то получим частоту варианты.
А если частоту варианты умножить на 100%, то получим частоту варианты в процентах.
Рассмотрим пример 1.
При изучении учебной нагрузки выделили группу из 12 учащихся одного класса. Их попросили в определенный день отметить время (в минутах), затраченное на выполнение домашнего задания по математике.
Получили следующие результаты: 23,18,25,20,25,25,32,37,34,26,34,25.
Это общий ряд данных, с ним работать неудобно, поэтому составим упорядоченный ряд данных: 18,20,23,25,25,25,25,26,32,34,34,37.
Определим основные характеристики:
Медиана=25;
мода =25;
объем=12,
среднее=(18+20+23+25+25+25+25+32+34+34+37):12=27;
размах=19.
Таблица распределения данных: частот и частот в% (сводная).
Варианта | 18 | 20 | 23 | 25 | 26 | 32 | 34 | 37 |
Кратность | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Частота | 0,08 | 0,08 | 0,08 | 0,33 | 0,08 | 0,08 | 0,17 | 0,08 |
Частота,% | 8 | 8 | 8 | 33 | 8 | 8 | 17 | 8 |
С помощью этой таблицы мы можем построить различные графики:
- график распределения данных (график кратностей);
- график распределения частот в %.
Способы графического представления ряда данных:
-гистограмма (столбчатая диаграмма);
- круговая диаграмма;
- многоугольник распределения (полигон).
1)Построим гистограмму распределения данных.
2)построим круговую диаграмму распределения частот в %.
360◦:98=3,7◦- 1 %.
3,7◦∙8=29,6◦ - это 8%.
3,7◦∙33=122,1◦ - это 33%
3,7◦∙17= 62,9◦- это 17%.
Пример 2. У 25 девятиклассников спросили, сколько часов в день в среднем они смотрят телевизор. Вот что получили:
Часов | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Человек | 1 | 9 | 10 | 4 | 1 |
Определите: основные характеристики данного ряда, постройте полигон распределения процентных частот.
Объем=25, мода=2, медиана= 2, размах=3, среднее=45:25=1,8,
Таблица частот в %:
Часов | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Человек | 1 | 9 | 10 | 4 | 1 |
Частота, % | 4 | 36 | 40 | 16 | 4 |
По горизонтали – часы, по вертикали – частоты, точки соединить.
В некоторых измерениях в качестве варианты используют не число, а интервал (промежуток), например, от 1 до 3 часов, от 3 до 5 часов.
Итак, математическая обработка информации, собранной в результате проведенного измерения, позволяет упорядочить данные, чтобы они занимали меньше места, представить наглядно результаты измерения, выяснить основные характеристики ряда данных.