Определение и цели воспитания

Лекция 6 «Психологическая сущность воспитания»

1. Основные принципы, цели, задачи и методы воспитания.

2. Виды воспитания.

3. Сущность нравственного воспитания (Б. Колберг, В.В. Субботский), взаимосвязь интеллектуального и морального развития.

4. Психологические условия успешного воспитания.

Определение и цели воспитания.

Воспитание является наравне с обучением процессом, в котором происходит усвоение ребенком общественного опыта. В отличие от обучения, связанного с развитием познавательных процессов, способностей, приобретением знаний, формированием умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям, к самому себе. Общими для обучения и воспитания являются основные механизмы приобретения человеком социального опыта, а специфическими, отличающими их друг от друга, - результаты этих процессов. Результаты обучения - это знания, умения и навыки, а воспитания - свойства и качества личности, формы ее социального поведения. Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целями которого выступают усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принятой в обществе системы ценностей. При этом воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения. Прежде чем требовать от ребенка освоения норм поведения, взрослый рассказывает ему о них и о необходимости их придерживаться, т. е. передает ребенку знания об этих нормах. Затем, отслеживая соблюдение этих норм ребенком, напоминая ему о них и подавая пример собственным поведением, он помогает ребенку выработать навыки поведения.

Воспитание - целенаправленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него знаний, взглядов,

42

убеждений, нравственных ценностей, политических ориентации, подготовки к жизни.

Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех, без исключения, факторов.

Развитие - процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

Принципы воспитания.

1. Принцип общественной направленности воспитания.

2. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом.

3. Принцип опоры на положительное в воспитаннике, человеке.

4. Принцип гуманизации воспитания.

5. Принцип личностного подхода в воспитании.

6. Принцип единства воспитательных воздействий.

При организации воспитания необходимо руководствоваться теми целями, которые на данном историческом этапе ставит перед воспитателями общество. Однако не достаточно просто ставить цели воспитания. Для того, чтобы цели воспитания могли стать руководством к действию, необходима специальная разработка вопроса о целях воспитания, и, прежде всего, при разработке этих вопросов надо учитывать возрастные особенности и средства воспитания, которые подходят данному возрасту в соответствии с требованиями общества. Именно система требований, которые вытекают из общественных целей воспитания, и опосредуется возрастными особенностями личности ребёнка, и должна стать педагогической целью, определяющей содержание и методы воспитания детей на каждом возрастном этапе. Цели реализуются через систему методов воспитания.

Основными задачами психологии воспитания являются:

- выявление закономерностей и механизмов формирования нравственной сферы личности;

- выявление принципов организации воздействия на личность в соответствии с возрастной периодизацией и ведущим видом деятельности;

- изучение оптимальных форм и средств организации

воспитательного воздействия в коллективе класса;

- изучение роли семьи в формировании личности;

- влияние неблагоприятных условий в семье на формирование личности ребёнка;

- изучение особенностей личности неуспевающих, трудных учащихся.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди - воспитатели - воздействуют на других людей - воспитанников - с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность мы будем понимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести

43

всевозможные виды научения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на.личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.

Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т. п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть - и на практике чаще всего являются - комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого. Аналогичным образом можно разделить те средства воспитательного воздействия, которыми пользуется воспитатель.

Под методами воспитания обычно понимаются целенаправленные действия педагога или коллектива по отношению к воспитаннику или детскому коллективу. Метод воспитания зависит от целей. И цели, и методы в свою очередь зависят от понимания сущности личности и знания путей её формирования. Большинство педагогов и психологов рассматривают личность как совокупность индивидуальных особенностей, каждая из которых может быть сформирована путём соответствующего обучения. Они выводят методы воспитания из методов обучения. Главное внимание уделяется разъяснению и научению. Научение осуществляется через

44

поощрения и наказание путём показа, примера и т.д. Однако иногда длительное разъяснение, обучение, показ не дают эффекта. Новые образования личности (качества) усваиваются, когда они соответствуют потребностям ребёнка, поэтому любой метод будет иметь успех, если он опирается на имеющиеся у ребёнка потребности. Это не значит, что надо следовать любым потребностям ребёнка, поэтому необходима специальная работа по развитию его потребностей, по формированию его мотивационной сферы.

При отборе методов воспитания необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) воздействие требования зависит от того, принимает эти воздействия школьник или нет, становится ли требование воспитателя также и требованием ребёнка к самому себе.

2) успех воспитательного воздействия зависит не только от того, какой смысл вкладывает в него воспитатель, но и от того, какой смысл усматривает в нём ученик. С этой точки зрения можно рассматривать любое воздействие. Иногда смысл требования зависит от формы (грубо или вежливо).

Виды воспитания.

Умственное воспитание. Знание и умения в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, заниматься самообразованием составляют содержание понятия интеллектуальной культуры. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения (читать, писать, считать, излагать свои мысли) и специальные (читать карты, чертежи, пользоваться измерительными приборами и т.п.). Интеллектуальная культура формируется в процессе интеллектуального воспитания, которое осуществляется в процессе обучения и во внеклассной работе.

Нравственное воспитание -формирование отношений к Родине, общественной системе и государству, к людям, к труду, к самому себе на уровне общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения.

Этическое воспитание - целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющие свой целью выработку у последних правил хорошего тона, формирование культуры поведения и отношений, сознательной дисциплины. Оно является составляющей нравственного воспитания. Один из его главных методов - этические беседы.

Гражданское воспитание -это процесс формирования уважения к закону и беспрекословного подчинения ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, социальной и политической ответственности, культуры межнациональных отношений, гражданских

45

Чувств и качеств: патриотизма, интернационализма и национальной и расовой терпимости, чувства гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения.

В настоящее время нельзя говорить о полноценном формировании культуры современной личности без сформированности у нее глобального, общечеловеческого мышления. Следовательно, выделяют еще один вид воспитания - общечеловеческое воспитание.

Политическое воспитание - формирование политического сознания, отражающего отношения между государствами, нациями, партиями, и умения разбираться в них с духовно-нравственных позиций. Оно осуществляется на принципах: объективности, вариативности, свободы выбора позиции и оценок в границах общечеловеческих ценностей. Формами политического воспитания могут быть политические информации: обзорные или тематические, информирующие о наиболее значимых политических событиях у нас и за рубежом, отвечающие на возникающие у школьников вопросы, но не навязывающие жестких оценок и суждений; «открытее трибуны», политическая панорама и т.п.; деятельность клубов, проведение фестивалей, международных обменов и встреч и т.п.

Правовое воспитание - процесс формирования правовой культуры и правового всеобуча, развитии правового сознания и законопослушного поведения.

Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, сознательный выбор профессии. Профориентация - оказание помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.

Экономическое воспитание - это целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у них знаний умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления. Экономической сознание включает знания основных законов рыночной экономики, умение осмысливать новое в экономической жизни, понимать экономику как целостное явление.

Экологическое воспитание - это целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное отношение к ней как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовность к природоохранительной деятельности.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитие

46

творческих способностей. Составными элементами эстетического воспитания как более широкого понятия являются художественное образование и художественное воспитание.

Художественное воспитание - это процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство и наслаждаться им; потребности в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей. Художественное образование - процесс освоения школьниками совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества.

Физическое воспитание - это система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособностью и выработку потребности в постоянном физическом самосов ершенств овании.

Гендерное воспитание - это систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей; процесс адекватной половой ориентации и идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: